Статья Одаренные дети. Какие они?
Одаренные дети. Какие они?
Под одаренностью чаще всего подразумевается высокий уровень развития способностей - как общих (умственных), так и специальных. Одаренность - не только интеллектуальная характеристика. Только понимая личностную непохожесть одаренного ребенка можно оценить его творческие и интеллектуальные возможности.
Одаренность бывает разной в своем содержании. Есть одаренность, которая проявляется в способности к обучению, она сопровождается быстротой умственной деятельности: быстрым схватыванием и усвоением, быстрым обобщением материала. Таким детям все дается легко, быстро и весело. Их одаренность у учителей не вызывает сомнения. У других детей одаренность творческая. У них на всё свое мнение, своя позиция, иногда она отличается от общепринятого мнения. Эти типы одаренности в психологии имеют разные обозначения: способность к обучению описывается как общий интеллект, творческие способности определяются как креативность.
Выделяется 7 видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестезический (присущий танцовщикам, спортсменам), личностный.
Расположенность к творчеству означает прежде всего особый склад ума, особое качество умственных процессов. При этом установлено, что никакое познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества (в любой области деятельности) имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.
У одаренных детей отмечаются некоторые особенности:
проблемы в общении со сверстниками: трудности в нахождении близких по духу друзей;
проблемы комфортности, т.е. старания подстроиться под других, казаться такими, как все;
трудности в школе, когда, возможно, отсутствует стимуляция интеллектуального и творческого развития;
ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе.
Характер личносттных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.
Исследования одаренных детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать свои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы. Чувствительны ко всему, что затрагивает их «я», самолюбие. Они склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи.
В литературе, посвященной проблемам одаренности детей, указывается, что самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет 2 аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор поведения ребенка. Она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми. По мнению психологов, на поведение личности очень большое влияние оказывает самоуважение, рассматриваемое как переживание собственной значимости.
Уровень самооценки играет немаловажную роль в обучении музыки и творческому процессу в целом. Как показывает жизнь, завышенная самооценка порождает «звездную» болезнь обучающихся, что ведет к проблемам в межличностном общении, к неадекватному восприятию своих возможностей. Заниженная самооценка «тормозит» профессиональный рост и творческий потенциал, развиваются «комплексы». Адекватная самооценка будущего музыканта зависит от того, сможет ли педагог увидеть в каждом ребенке ростки одаренности и помочь ему раскрыться.
Признаки творческого склада ума нередко выступают в неразрывном единстве с непослушанием, своевольным поведением, с независимостью характера. Творческие дети – зачастую неудобные ученики, их отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитания. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, неожиданных творческих детей.
Что мешает педагогу выявить одаренных детей?
В числе многих причин могут быть такие субъективные и объективные препятствия:
чрезмерное доверие к тестированию;
стереотипные ожидания;
неблагоприятные условия его развития ( например, неблагополучная семья);
особенности поведения в классе (например, пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость);
недостаток сведений о ребенке.
Например, повышенная возбудимость (богатство воображения, активность) у детей 1-3 классов доминируют над аналитическим и логическим мышлением. Очень важно педагогу не растоптать в ребенке непосредственность, приветствовать его активность и развивать воображение – все те свойства психики, которые являются очень ценными в профессии музыканта.
Большое значение в успешности раскрытия способностей одаренного ребенка имеет профессиональная подготовка педагогов, работающих с этими детьми. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил 3 типа учителей, способных эффективно работать с творческими учениками:
учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету;
учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Но специфика нашего учебного заведения предполагает и подталкивает каждого педагога стремиться к совершенству.
Главная цель нашей школы - выпустить не просто квалифицированного, технически хорошо подготовленного музыканта, а еще и творчески развитую личность. Несомненно, что во многом успешность достижения цели в количественном и качественном смысле зависит от профотбора детей. При этом надо учитывать интеллектуальные, психические и физические возможности ребенка в единстве.