Инновационные формы работы по предупреждению и коррекции речевых нарушений у дошкольников с особыми образовательными потребностями

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

При внедрении комплексно-тематической модели построения образовательного процесса в ДОУ дети с хорошей речью имеют ряд преимуществ перед детьми с речевыми нарушениями, потому как дети-логопаты менее полно и адекватно понимают речь взрослых и других детей; менее часто выбираются другими детьми как партнеры для совместной деятельности; имеют меньше речевых возможностей самим вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками для получения нужной информации.
Как следствие, у детей с плохой речью знания, полученные в результате совместной деятельности, являются менее системными и полными, нежели у сверстников без речевых нарушений. Все это может привести к снижению детской самооценки, неуверенности, возможной неуспешности в будущем. В то же время Программа ДОУ должна обеспечить
равные стартовые возможности для последующего обучения всем детям. Решение этой проблемы мы видим в более активной позиции логопеда дошкольного учреждения.
В результате нами был разработан и готовится к внедрению проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ». Целью проекта является повышение компетентности родителей младших и средних возрастных групп в вопросах речевого развития дошкольников через построение логообразовательной среды в ДОУ. Организованная нами для родителей логообразовательная среда имеет профилактическую направленность и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями. Среда включает в себя:
- Элективные речевые курсы для родителей, или курсы по выбору. Каждый родитель ДОУ имеет возможность выбрать свой курс из предложенных практикумов: «Вместе мы играем – маме подражаем» (развитие речевого дыхания и просодики). «Тренируем пальчики и язычок» (развитие мелкой и артикуляционной моторики). «Учим новые слова» (развитие лексической стороны речи). «Учимся говорить правильно» (развитие грамматического строя речи). «Игры со звуками» (развитие фонематической стороны речи).
- Возможность получения родителями разнообразного практического материала. В распоряжении родителей «Лекотека» – подборка речевых игр, которые родители могут взять из логопедического кабинета и позаниматься с ребенком дома.
Наиболее интересной для родителей является картотека памяток-стикеров «Игры на холодильнике». Данные памятки с игровыми упражнениями для развития речи разработаны к каждому практикуму. Маленькие, удобные карточки, не занимающие много места (их легко можно разместить на холодильнике), будут находиться постоянно в поле зрения родителей, на-
поминая о необходимости речевых упражнений с ребенком.
Используя возможности компьютерных технологий, родителям предлагаются видеопрезентации с систематизированным дидактическим материалом по темам практикумов. Кроме этого, родители могут получить видеоконсультацию по развитию у детей фонематических представлений. Взаимообучение родителей через организацию службы родителей-консультантов. Звание консультантов получают родители, посетившие практикумы и являющиеся проводниками знаний для других родителей.
- Регулярную смену содержания специального информационного стенда для родителей «Уголок родительского университета» (анонсы новых игр, видеопрезентаций, списки родителей-консультантов и др.)
В результате, активизирующая логосреда и активная позиция части родителей позволит повысить общую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и, как следствие, уменьшить количество детей с речевыми нарушениями.
Другим направлением нашей деятельности станет работа с детским портфолио. Программа портфолио дошкольника под названием «Книжка про меня» была разработана педагогами ДОУ. Проекты своих страничек портфолио разработали и начали внедрять специалисты детского сада, в том числе и логопеды. Логопедические странички способствовали повышению детской самооценки и, как следствие, более активному включению ребенка в общение со сверстниками.
На логопедических страничках мы предлагаем ребенку рассказать о своих достижениях в овладении трудными звуками. Названия страниц отражают важность достигнутых результатов («Трудный звук, ты наш друг», «Этот непокорный звук» и другие). Логопедическая страничка может содержать одну из самых интересных, на взгляд ребенка, творческих домашних работ; разгаданный кроссворд или придуманные стихи и чистоговорки; буквы, которые ребенок научился правильно читать и др.
Итогом работы с логопедическими страничками портфолио будет являться праздник Правильной речи, который традиционно будет проводиться в конце года в подготовительной группе. На празднике дети будут делать презентации своих логопедических страничек, выученных стихов и чистоговорок, учувствовать в конкурсах, например, «Лучший скороговорщик».
Научиться правильно произносить звуки и употреблять их в своей самостоятельной речи для маленького шести-семилетнего человечка – немалое достижение. Рассказывая своим портфолио о том, чего он не умел, но достиг, ребенок укрепляет веру в свои силы, в свои возможности.
Таким образом, реализация данных направлений деятельности будет способствовать созданию условий, обеспечивающих благополучие и разностороннее развитие каждого ребенка-дошкольника с учетом его индивидуальных речевых особенностей, позволила нам осуществлять свою работу в диалоге с детьми и их родителями.

15