Календарно — тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе Е.А. Быстровой 6 часов в неделю
ур.
Тема урока
Тип урока
Кол-во
часов
Дата проведения урока
Впервые
вводимые
понятия
Планируемые результаты
Виды и формы контроля
Учебное оборудование,
средства
передачи информации
План.
Факт.
Предметные
(мини-макс)
Формируемые УУД (ЛРКП)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Часть 1
1
Русский язык – национальный язык русского народа.
Урок изучения нового материала
1
Национальный язык
Ученик научится осознавать значение родного языка в жизни человека, общества.
Ученик получит возможность научиться понимать, что язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека.
Личностные: Составление плана пересказа учебно-познавательного текста.
Регулятивные: Способность принимать и
сохранять учебную задачу и цель.
Коммуникатив.: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; передача информации.
Устное высказывание, составление тезисного плана, выразительное чтение.
Компьютер, презентация.
Раздел 1 Речь. Речевая деятельность. Речевое общение. (6+2 р\р)
2
Язык и речь.
Комбинированный рок.
1
Язык. Речь
Ученик научится Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания Осознавать различия языка и речи.
Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи
Различать диалогическую и монологическую речь.
Ученик получит возможность научиться
Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение.
На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста
Личностные: Умение вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога.
Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Определять основную мысль текста. Проявлять интерес к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
Регулятивные: Сопоставлять текст с точки зрения содержания. Преобразование практической задачи в познавательную. Оценивать результаты выполненного задания по учебнику.
Коммуникатив.: Умение работать индивидуально и в группе, умение слушать друг друга, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные: Знать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной, уметь из анализировать, различать диалогическую и монологическую речь. работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове.
Беседа, работа с учебником
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
3
Обучающее выборочное изложение.
Урок развития речи.
1
Язык. Выборочное изложение. Паронимы.
Выбор главной информации в тексте.
Портрет баснописца Эзопа
4
Речь и речевое общение.
Урок изучения нового материала.
1
Общение. Цель общения. Участники общения.
Мини-сочинение на заданную тему.
Репродукция картины П.Брейгеля «Вавилонское столпотворение»
5
Речь устная и письменная.
Урок – игра.
1
Виды речи, интонация, жесты, мимика, смайл.
Словарный диктант.
Составление тезисного плана.
Работа по карточкам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6
Речь книжная и разговорная.
Урок – игра.
1
Речь разговорная и речь книжная., научная речь, термины, общеупотребительные слова, язык художественной литературы
Индивидуальная работа по карточкам.
Беседа по картинкам.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс»
7
Речь монологическая и диалогическая.
Комбинированный урок.
1
Монолог. Диалог. Реплика.
Работа с таблицей
Составление диалога.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аудиозапись басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
8
Речевой этикет.
Урок – практическое занятие.
1
Речевой этикет.
Работа с таблицей. Беседа по картинкам. Формулировка правил речевого этикета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9
Подробное изложение.
Урок развития речи.
1
Ученик научится Подробно излагать содержание прочитанного текста
Ученик получит возможность научиться
Выбирать главную информацию в тексте.
Личностные: Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникатив.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Подробное изложение. Ответы на вопросы. Составление плана.
Раздел 2 Текст (10+3р\р)
10
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
Комбинированный урок.
1
Текст. Признаки текста.
Ученик научится Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение). Находить средства грамматической связи предложений в тексте.
Выделять абзацы в тексте на основе проведения анализа текста.
Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.
Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение).
Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста.
Определять функционально-смысловые типы речи.
Ученик получит возможность научиться
Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение
На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социо-культурные темы.
Личностные: Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста Умение работать индивидуально Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Регулятивные: Работа с художественным текстом Сопоставлять текст с точки зрения содержания.
Умение работать индивидуально и в группе, умение слушать друг друга.
Коммуникатив.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные: Выделять главную информацию, распознавать основные признаки текста Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста Создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи
Беседа, работа с учебником.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс»
11
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста. Комбинированный урок.
1
Тема, идея микротема, абзац, заголовок, электронная библиотека
Работа с текстами. Устное монологическое высказывание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12
Входная диагностика. Диктант.
Урок контроля усвоения знаний.
1
Списывание, грамматическое задание.
13
Средства связи предложений в тексте.
Урок изучения нового материала.
1
Средства связи предложений в тексте.
Опрос, работа с учебником.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14
Простой и сложный план текста.
Урок изучения нового материала.
1
Простой и сложный план текста.
Работа с учебником, работа с текстами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15
Сочинение «Мой четвероногий друг».
Урок развития речи.
1
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания; осознавать на основе текста нравственные нормы, понимать важность таких качеств человека, как забота о животных.
Сочинение.
Вопросы 14 рубрики «Проверяем
себя» на с. 42.
16
Типы речи.
Урок – исследование.
1
Типы речи.
Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
давать определение понятиям, строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения.
Определение типов речи в текстах, обоснование выбора.
17
Повествование. Комбинированный урок.
1
Повествование.
Определение типовой принадлежности текста. Выполнение упражнений.
18
Описание. Комбинированный урок.
1
Описание. Тропы.
Составление вопросного плана.
19
Рассуждение. Комбинированный урок.
1
Рассуждение. Аргументы, тезис, выводы, конспект
Поиск ответов на поставленные вопросы, составление конспекта.
20
Сочетание разных типов текста. Урок изучения нового материала.
1
Работа с учебником.
21-22
Подготовка и написание контрольного подробного изложения № 1. Урок развития речи.
2
Ученик научится Подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Подробное изложение.
Раздел 3. Система языка (165ч.)
Синтаксис и пунктуация (26+4 р\р)
23
Синтаксис и пунктуация. Урок изучения нового материала.
1
Синтаксис и пунктуация
Ученик научится Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения.
Распознавать словосочетание в составе предложения.
Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка.
Ответы на вопросы. Высказывание на лингвистическую тему.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».
24
Словосочетание. Урок изучения нового материала.
1
Словосочетание.
Составление словосочетаний по предложенным схемам.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс».
25
Словосочетание. Разбор словосочетания. Урок изучения нового материала.
1
Словарный диктант. Разбор словосочетаний.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
26
Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Урок развития речи.
1
Последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины Е.Н. Широкова «Друзья».
27
Предложение и его признаки. Комбинированный урок.
1
Предложение и его признаки.
Конструировать изученные виды словосочетаний.
Группировать словосочетания по заданным признакам
Определять основные признаки предложения.
Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка.
Составление вопросного плана, упр. в учебнике.
28
Интонация. Урок изучения нового материала.
1
Интонация.
Ответы на вопросы. Упражнения учебника.
29
Логическое дарение. Урок изучения нового материала.
1
Логическое дарение.
Чтение предложений с выбором необходимой интонации, списывание.
30
Виды предложений по цели высказывания. Комбинированный урок.
1
Виды предложений по цели высказывания.
Составление таблицы
Работа с учебником. Ответы на вопросы. Грамматические разборы.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс».
31
Виды предложений по эмоциональной окраске. Комбинированный урок.
1
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Словарный диктант, выразительное чтение, разбор слов по составу. Ответы на вопросы.
32
Сжатое изложение «Тетрадки под дождем».
Урок развития речи.
1
Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сжатое изложение.
33
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Комбинированный урок.
1
Грамматическая основа предложения.
Выделять грамматическую основу двусоставного предложения.
Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения.
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения.
Опознавать однородные члены предложения.
Осознавать основные функции обращений.
Опознавать, правильно использовать в речи предложения с вводными конструкциями.
Правильно интонировать предложения с прямой речью
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Разбор предложений. Работа с учебником.
Таблица
34
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок изучения нового материала.
1
Осложненное списывание.
Таблица
35
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Урок изучения нового материала.
1
Второстепенные члены предложения.
Диктант. Разбор предложений.
Таблица [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
36
Определение. Урок изучения нового материала.
1
Определение.
Монологическое высказывание на лингвистическую тему, составление плана.
Таблица [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
37
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней». Урок развития речи.
1
Последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукции картин И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней».
38
Дополнение. Урок изучения нового материала.
1
Дополнение.
Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение.
Ученик получит возможность научиться
Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Свободный диктант. Разбор предложений. Запись по образцу.
Компьютер, презентация. Таблица
39
Обстоятельство. Урок изучения нового материала.
1
Обстоятельство.
Словарный диктант. Составление таблицы, списывание.
Компьютер, презентация. Таблица
40- 41
Предложения с однородными членами. Урок изучения нового материала.
2
Однородные члены предложения.
Объяснительный диктант. Построение схем предложений.
Компьютер, презентация, таблица. Таблица
42
Обобщающее слово при однородных членах предложения. Урок изучения нового материала.
1
Составление схем, подбор примеров.
Компьютер, презентация, таблица.
43-44
Контрольный диктант с грамматическим задание № 1. Анализ результатов контрольного диктанта. Урок контроля.
1
Находить изученные орфограммы в словах и между словами, обосновывать выбор написания, правильно писать предложения с изученными пунктограммами.
Регулятивные: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Познавательные:
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Мотивация достижения целей и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Диктант с грамматическим заданием.
45
Предложения с обращениями. Урок изучения нового материала.
1
Обращение
Употреблять названные предложения в тексте.
Составлять схемы предложений с однородными членами предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица. Таблица
46
Предложения с вводными словами. Урок изучения нового материала.
1
Вводные слова.
Составление плана и таблицы, списывание.
Компьютер, презентация, таблица.
47-48
Предложения с прямой речью. Урок закрепления изученного.
2
Прямая речь.
Составление схем, списывание.
Компьютер, презентация, таблица.
49
Синтаксический разбор простого предложения. Урок обобщения и систематизации знаний.
1
Синтаксический разбор простого предложения.
Словарный диктант, синтаксический разбор предложений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
50
Обучающее изложение от другого лица.
Урок развития речи.
1
Изложение от другого лица.
Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Изложение от другого лица.
51-52
Простое и сложное предложение. Урок изучения нового материала.
2
Распределительный диктант, построение схем.
Фонетика. Орфоэпия. (18+3 р\р)
53
Фонетика. Звук – единица языка. Урок обобщения и систематизации знаний.
1
Фонетика. Звук.
Ученик научится
Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Ответы на вопросы. Словарный диктант.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
54
Звуки и буквы. Урок обобщения и систематизации знаний.
1
Звуки и буквы. Отличие звуков от букв.
Осложненное списывание. Выполнение упражнений учебника.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».
55
Обучающее изложение от третьего лица «Журавли».
Урок развития речи.
1
Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение от третьего лица.
56
Фонетическая транскрипция. Урок изучения нового материала.
1
Фонетическая транскрипция.
Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие.
Членить слова на слоги.
Правильно переносить слова с одной строки на другую.
Определять место ударения в слове.
Осознавать значение письма.
Соотносить в словах звуки и буквы.
Уметь различать и обозначать на письме твердость и мягкость согласных, [j’]. Находить орфограммы в морфемах.
Ученик получит возможность научиться
Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике,
пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами,
допускать существование раз
личных точек зрения.
Личностные: Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Работа с учебником.
57
Отличие гласных и согласных звуков. Урок обобщения и систематизации знаний.
1
Распознавание гласных и согласных звуков.
Монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Таблица
58
Согласные звонкие и глухие. Комбинированный урок.
1
Согласные звонкие и глухие.
Запись транскрипции.
Таблица
59
Согласные твердые и мягкие. Комбинированный урок.
1
Согласные твердые и мягкие.
Работа с учебником.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».
60
Обозначение мягкости согласных. Комбинированный урок.
1
Работа с учебником.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
61
Правописание Ь. Комбинированный урок.
1
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике,
пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках.
Осложненное списывание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
62
Позиционные чередования гласных. Урок изучения нового материала.
1
Позиционные чередования гласных.
Диктант, составление таблиц.
63
Позиционные чередования согласных. Урок изучения нового материала.
1
Позиционные чередования согласных.
Работа с учебником, выполнение упражнений
64-65
Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица.
Урок развития речи.
2
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Изложение от третьего лица.
66
Слог. Ударение. Комбинированный урок.
1
Слог единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения.
Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.
Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи.
Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Усвоить правила правописания гласных и согласных в корне слова и применять их на практике.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами,
допускать существование раз
личных точек зрения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Монологическое высказывание на лингвистическую тему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
67
Орфоэпия. Урок изучения нового материала.
1
Орфоэпия. Орфоэпический словарь.
Расстановка ударения в словах.
Орфоэпический словарь.
68
Произношение гласных звуков. Комбинированный урок.
1
Основные нормы произношения гласных звуков.
Чтение вслух с соблюдением орфоэпических норм.
69
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных. Урок изучения нового материала.
1
Озвончение и оглушение согласных.
Составление таблицы.
Таблица.
70
Произношение сочетаний согласных звуков. Урок изучения нового материала.
1
Основные нормы произношения согласных звуков.
Словарный диктант, составление таблицы.
Таблица.
71
Выразительные средства фонетики. Урок изучения нового материала.
1
Тропы. Звукоподражательные слова.
Ответы на вопросы.
Компьютер, презентация.
72-73
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2. Работа над ошибками. Урок контроля.
2
Находить изученные орфограммы в словах и между словами, обосновывать выбор написания, правильно писать предложения с изученными пунктограммами.
Регулятивные: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Познавательные:
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Мотивация достижения целей и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Диктант с грамматическим заданием.
Графика. Орфография. (8+1 р\р)
74
Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Обобщающий рок.
1
Графика. Алфавит.
Ученик научится
Осознавать значение письма.
Соотносить в словах звуки и буквы.
Находить изученные орфограммы в словах, научиться правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне.
Находить изученные орфограммы в словах, научиться правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Составление схем и плана.
Алфавит, старинная русская азбука.
75
Орфография. Правописание гласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1
Орфография. Орфограмма. Ошибкоопасные места.
Списывание, нахождение и объяснение орфограмм.
Компьютер, презентация.
76
Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1
Правописание непроверяемых согласных.
Списывание
Компьютер, презентация.
77
Правописание гласных О – Ё в корне слова. Урок изучения нового материала.
1
Распределительный диктант.
Компьютер, презентация.
78
Сочинение по картине А.Н. Семенова «Как прекрасен этот мир».
Урок развития речи.
1
Последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины А.Н. Семенова «Как прекрасен этот мир».
79
Правописание согласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1
Ученик получит возможность научиться
Понимать необходимость орфографической грамотности, находить изученные орфограммы в словах.
Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Диктант, списывание, фонетический разбор.
Компьютер, презентация.
80
Правописание удвоенных согласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1
Удвоенные согласные в корне слова.
Диктант, транскрипция слов.
Компьютер, презентация.
81
Повторение по теме «Графика. Орфография». Урок закрепления.
1
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
Проявлять интерес к выполнению задания. Самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль
Осложненное списывание, фонетический разбор слов, синтаксический разбор предложений.
82
Проверочная работа по теме «Графика. Орфография». Урок контроля.
1
Тест.
Лексика (13+4р\р)
83
Слово и его значение. Обобщающий урок.
1
Слово. Лексическое значение. Лексика. Лексикология.
Ученик научится Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова.
Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения
Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов
Разграничивать омонимы и многозначные слова
Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов
Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения.
Использовать в речи слова в переносном значении
Ученик получит возможность научиться
Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций.
Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов
Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи
Осознавать художественную выразительность тропов
Регулятивные:
называть цели конкретного задания; планировать работу c ним;
проверять свою работу, повторно следуя этапам плана, находить и исправлять свои ошибки, оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), -оценивать результаты урока в целом.
Познавательные:
работать с учебным текстом,
задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения,
слушать и слышать других,
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Списывание, ответы на вопросы.
Толковый словарь.
84
Толковые словари, их назначение, структура. Урок изучения нового материала.
1
Толковые словари, словарная статья
Работа со словарями.
Толковые словари разных авторов.
85
Однозначные и многозначные слова. Комбинированный урок.
1
Однозначные и многозначные слова.
Составление плана. Упражнения в учебнике.
Толковый словарь.
86
Прямое и переносное значение слов. Комбинированный урок.
1
Прямое и переносное значение слов.
Работа с учебником, тестовое задание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
87
Омонимы. Комбинированный урок.
1
Омонимы.
Тестовое задание.
Словарь омонимов.
88-89
Синонимы. Комбинированный урок.
1
Синонимы.
Списывание,выполнение упражнений
Словарь синонимов.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
90-91
Сжатое изложение. Анализ выполнения сжатого изложения. Урок развития речи.
2
Сжатое изложение.
92
Антонимы. Комбинированный урок.
1
Антонимы.
Составление плана, подбор антонимов.
Словарь антонимов.
93-94
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. Анализ результатов контрольного диктанта. Урок контроля.
2
Письмо под диктовку с грамматическим заданием.
95
Эпитет. Урок изучения нового материала.
1
Эпитет.
Осложненное с
· д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ю ,
·
·
·
·
·
·
·иписывание, выразительное чтение.
96
Метафора. Урок изучения нового материала.
1
Метафора.
Диктант, выразительное чтение.
97
Олицетворение. Урок изучения нового материала.
1
Олицетворение.
Использование выразительных средств языка в самостоятельно составленном тексте.
98-99
Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой».
Урок развития речи.
2
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины И. Шишкина «Перед грозой».
Урок развития речи.
Часть 2
Морфемика. Словообразование. Орфография (21+2р\р)
100
Морфема – значимая часть слова. Окончание. Основа слова. Урок обобщения знаний.
1
Морфема. Окончание. Основа слова.
Ученик научится Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Осложненное списывание, грамматический разбор.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
101
Окончание. Основа слова. Урок обобщения знаний.
1
Словарный диктант.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
102
Корень. Урок обобщения знаний.
1
Корень.
Тестовое задание.
103
Обучающее изложение.
Урок развития речи.
1
Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Изложение, составление плана.
104-105
Суффикс. Урок обобщения знаний.
2
Суффикс.
Словарный диктант. Работа с учебником.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
106
Приставка. Урок обобщения знаний.
1
Приставка.
Тестовое задание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
107
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. Урок изучения нового материала.
1
Корни с чередованием.
Опознавать морфемы, членить слово на морфемы.
Различать словообразующие и формообразующие морфемы.
Характеризовать морфемный состав слова.
Проводить морфемный анализ слова.
Выделять
производящую основу слова и словообразующую морфему.
Определять способ образования слова.
Проводить словообразовательный анализ слова.
Ученик получит возможность научиться
Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи.
Находить изученные орфограммы в словах и между словами, обосновывать выбор написания, правильно писать предложения с изученными пунктограммами.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка. Мотивация достижения целей и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Диктант, подбор однокоренных слов и форм слова.
108
Чередование гласных Е\\И. Урок изучения нового материала.
1
Чередование гласных.
Распределительный диктант, тестовое задание.
Компьютер, презентация, таблица.
109
Чередование звуков О\\А в корне слова. Урок изучения нового материала.
1
Чередование гласных
Распределительный диктант
Компьютер, презентация, таблица.
110
Правописание корней с чередование –РАСТ-\\-РАЩ-\\-РОС-. Урок изучения нового материала.
1
Корни с чередованием.
Составление плана, тестовые задания.
Компьютер, презентация, таблица.
111
Правописание корней с чередованиями. Урок изучения нового материала.
1
Корни с чередованием.
Ответы на вопросы, работа с учебником.
112
Правописание приставок. Урок изучения нового материала.
1
Приставка.
Распределительный диктант, составление текста.
Таблица «Правописание приставок».
113
Правописание приставок на –З, -С. Урок изучения нового материала.
1
Тестовое задание.
Компьютер, презентация
114
Буквы Ы-И в корне после приставок. Урок изучения нового материала.
1
Запись по памяти, работа с учебником.
Компьютер, презентация
115-116
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Урок изучения нового материала.
2
Выборочный диктант. Составление текста на основе словосочетаний.
Компьютер, презентация, таблица.
117
Буквы И и Ы после Ц. Урок изучения нового материала.
1
Распределительный диктант.
Компьютер, презентация, таблица.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
118
Способы образования слов. Урок изучения нового материала.
1
Способы образования слов.
Вопросный план, работа с учебником.
Компьютер, презентация.
119
Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Урок развития речи.
1
Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении по картине
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
120
Способы образования слов. Сложение. Урок изучения нового материала.
1
Сложение.
Определять способ образования слова, уметь строить словообразовательную цепочку.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
Составление схемы, работа с чебником.
Компьютер, презентация
121
Морфемный разбор слова. Обобщающий урок.
1
Морфемный разбор слова
Словарный диктант, морфемный разбор слов.
122
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4. Урок контроля.
1
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слова
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Диктант с грамматическим заданием.
Морфология (2ч)
123
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. Комбинированный урок.
1
Морфология.
Ученик научится
Опознавать различные части речи по их существенным признакам Разграничивать самостоятельные и служебные части речи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Осложненное списывание. Работа со схемами.
124
Самостоятельные и служебные части речи. Комбинированный урок.
1
Самостоятельные и служебные части речи.
Ученик получит возможность научится
Расширить представления о месте частей речи в русском языке. Опознавать различные части речи по их существенным при- знакам.
Распределительный диктант.
Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
Имя существительное как часть речи (21+5р\р)
125
Имя существительное как часть речи. Комбинированный урок.
1
Имя существительное как часть речи.
Ученик научится
Расширить представление об имени существительном. Осмыслить понятие «предмет» в грамматике
Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль
Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.
Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.
Производить морфологический разбор имени существительного.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Словарный диктант.
126-127
Подготовка к сочинению по картине. Контрольное сочинение № 1 по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Урок развития речи.
2
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Сочинение.
Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».
128
Правописание суффиксов существительных –ЧИК-, -ЩИК-, (-чиц(а), -щиц(а)). Урок изучения нового материала.
1
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Морфемный разбор, ответы на вопросы.
Компьютер, презентация
129
Правописание суффиксов существительных -ЕК- , -ИК-. Урок изучения нового материала.
1
Фотодиктант, работа с учебником.
Фрагмент мультфильма «В стране невыученных роков», презентация.
130-131
Правописание НЕ с именами существительными. Урок изучения нового материала.
2
Работа с учебником.
Компьютер, презентация
132
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Урок изучения нового материала.
1
Одшевленность-неодушевленность
Грамматические разборы.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
133
Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова – Водкина. Урок развития речи.
1
Натюрморт
Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении по картине
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение.
Репродукция картины «Утренний натюрморт» К.С. Петрова – Водкина
134
Имена существительные нарицательные и собственные. Обобщающий урок.
1
Имена существительные нарицательные и собственные.
Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам. Правильно употреблять прописную букву при написании имён существительных собственных. Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию.
Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Составление текста, грамматические разборы.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
135
Род имен существительных. Обобщающий урок.
1
Род имен существительных.
Распределительный диктант.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
136
Ь после шипящих на конце имен существительных. Обобщающий урок.
1
Ь после шипящих на конце имен существительных
Работа с учебником.
Компьютер, презентация
137
Описание комнаты. Урок развития речи.
1
Описание комнаты.
Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение.
138
Имена существительные общего рода. Урок изучения нового материала.
1
Общий род.
Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи.
Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами.
Определять тип склонения имён существительных.
Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи.
Правильно писать безударные падежные окончания существительных.
Правильно произносить и писать суффиксы существительных.
Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Распределительный диктант, составление текста.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
139
Род несклоняемых имен существительных. Урок изучения нового материала.
1
Несклоняемые имена существительные.
Тестовое задание.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
140
Склонение имен существительных. Урок изучения нового материала.
1
Склонение.
Диктант, ответы на вопросы.
Компьютер, презентация, таблица.
141
Разносклоняемые имена существительные. Урок изучения нового материала.
1
Разносклоняемые имена существительные.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация
142
Число имен существительных. Урок изучения нового материала.
1
Число имен существительных.
Словарный диктант.
Компьютер, презентация
143
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Урок контроля знаний.
1
Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Тестовое задание.
144-145
Правописание падежных окончаний имен существительных. Урок изучения нового материала.
2
Падежных окончаний имен существительных.
Осложненное списывание.
Компьютер, презентация, таблица.
146
Правописание О, Ё в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Урок изучения нового материала.
1
О, Ё в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Тестовые задания.
Компьютер, презентация, таблица.
147
Сочинение – описание памятника архитектуры.
Урок развития речи.
1
Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении по картине.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение – описание.
148
Морфологический разбор имени существительного. Урок изучения нового материала.
1
Морфологический разбор.
Ученик получит возможность научиться
Правильно ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, рыб, насекомых. Узнавать прием олицетворения, источником которого является категория одушевленности/неодушевленности. Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные. Определять род имен существи тельных по значению, по различным формальным при- знакам. Согласовывать в роде имена прилагательные, глаголы про- шедшего времени, порядковые числительные, местоимения с именами существительными.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Морфологический разбор.
149
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания. Урок контроля знаний.
1
Регулятивные:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные:
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности.
Тестовые задание. Составление текста на лингвистическую тему.
150
Контрольный диктант с грамматическим задание № 5. Урок контроля знаний.
1
Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.
Регулятивные:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные:
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности.
Диктант с грамматическим заданием.
Имя прилагательное (16+2 р\р)
151
Имя прилагательное как часть речи. Обобщающий урок.
1
Имя прилагательное
Ученик научится Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа. Анализировать формы сравнительной и превосходной степени прилагательных.
Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.
Образовывать краткие прилагательные.
Определять способы образования имен прилагательных.
Правильно писать н и нн в прилагательных.
Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Правильно писать сложные прилагательные. Ученик получит возможность научиться Расширить знания о значении и основных грамматических при- знаках имени прилагательного. Осмыслить понятие «признак
Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.
Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. Употреблять прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении. Правильно произносить имена прилагательные в разных степенях сравнения. Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи. Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Ответы на вопросы, творческое задание.
Компьютер, презентация
152
Сочинение – описание внешности человека.
Урок развития речи.
1
Сочинение – описание внешности.
153
Имена прилагательные качественные и относительные. Урок изучения нового материала.
1
Разряды имен прилагательных.
Запись текста по памяти, разбор слова по составу.
Компьютер, презентация, таблица.
154
Притяжательные имена прилагательные. Урок изучения нового материала.
1
Распределительный диктант.
Компьютер, презентация
155
Согласование имени прилагательного с именами существительными. Урок изучения нового материала.
1
Согласование.
Словарный диктант. Работа с учебником.
156
Имена прилагательные полные и краткие. Урок изучения нового материала.
1
Краткая и полная форма.
Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тестовые задания.
Компьютер, презентация.
157
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Урок изучения нового материала.
1
Осложненное списывание.
Компьютер, презентация.
158
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного. Урок изучения нового материала.
1
Степени сравнения.
Ответы на вопросы. Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица.
159
Превосходная степень имени прилагательного. Урок изучения нового материала.
1
Тестовые задания.
Компьютер, презентация, таблица.
160
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Урок закрепления знаний.
1
Регулятивные:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные:
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Положительная мотивация учебной деятельности.
Тестовые задания.
161
Словообразование и правописание имен прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Урок изучения нового материала.
1
Распределительный диктант. Разбор слова по составу.
Таблица.
162
Правописание Н и НН в прилагательных. Урок изучения нового материала.
1
Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица.
163
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными. Урок изучения нового материала.
1
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Диктант. Составление алгоритма.
Компьютер, презентация, таблица.
164
Правописание сложных имен прилагательных. Урок изучения нового материала.
1
Сложные имена прилагательные.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица.
165
Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
Урок развития речи.
1
Сочинение по картине.
166
Морфологический разбор имени прилагательного. Урок изучения нового материала.
1
Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности
Морфологический разбор имени прилагательного.
Компьютер, презентация, таблица.
167
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи». Урок закрепления знаний.
1
Лингвистические задания, творческая работа.
168
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6. Урок контроля.
1
Диктант с грамматическим заданием.
Глагол (27+4 р\р)
169
Глагол как часть речи.
1
Глагол как часть речи.
Ученик научится Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
Делать морфологический разбор глагола.
Правильно писать не с глаголами. Определять значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.
Усвоить правописание тся и ться в глаголах. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. Использовать в речи возвратные глаголы. Выявлять особенности глаголов условного, повелительного и изъявительного наклонений.
Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи. Определять спряжения глагола.
Осознавать семантику безличных глаголов.
Ученик получит возможность научиться Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные.
Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации. Употреблять в речи инфинитивные конструкции. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида. Употреблять бы с глаголами в условном наклонении. Употреблять предложения с безличными глаголами. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения.
Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
Ответы на вопросы, составление плана.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».
170
Правописание НЕ с глаголами. Урок изучения нового материала.
1
Словарный диктант.
Компьютер, презентация.
171
Инфинитив. Урок изучения нового материала.
1
Инфинитив
Объяснительный диктант.
Компьютер, презентация.
172-173
Правописание
–ТСЯ и –ТЬСЯ. Урок изучения нового материала.
2
Работа с учебником.
Компьютер, презентация.
174-175
Подготовка и написание контрольного сочинения – рассуждения № 2. Урок развития речи.
2
Сочинение – рассждение
Сочинение – рассуждение.
176-177
Вид глагола. Урок изучения нового материала.
2
Вид глагола.
Ответы на вопросы, распределительный диктант.
178
Правописание суффиксов –ОВА- ( -ЕВА-), -ЫВА-
(-ИВА-) Урок изучения нового материала.
1
Грамматические разборы. Словарный диктант.
Компьютер, презентация.
179
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Тестовые задания. Урок закрепления знаний.
1
Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Положительная мотивация учебной деятельности. Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы.
Тестовые задания. Составления текста на лингвистическую тему.
180
Переходные и непереходные глаголы. Урок изучения нового материала.
1
Переходные и непереходные глаголы.
Выборочно – распределительный диктант.
Компьютер, презентация.
181
Возвратные глаголы. Урок изучения нового материала.
1
Возвратные глаголы.
Списывание, грамматические разборы.
Компьютер, презентация.
182
Наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Урок изучения нового материала.
1
Наклонение глагола.
Составление таблицы. Работа с учебником.
Компьютер, презентация.
183
Сочинение «Что было бы, если бы»
Урок развития речи.
1
Сочинение.
184
Повелительное наклонение глагола. Урок изучения нового материала.
1
Наклонение глагола.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация.
185
Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола. Урок изучения нового материала.
1
Наклонение глагола.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация.
186
Настоящее время. Урок изучения нового материала.
1
Настоящее время.
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Компьютер, презентация.
187
Прошедшее время. Урок изучения нового материала.
1
Прошедшее время.
Тестовые задания.
Компьютер, презентация.
188
Будущее время. Урок изучения нового материала.
1
Будущее время.
Морфемный разбор.
Компьютер, презентация.
189
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Урок закрепления знаний.
1
Словарный диктант.
190
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7. Урок контроля.
1
Диктант с грамматическим заданием.
191-192
Спряжение глагола. Урок изучения нового материала.
2
Спряжение глагола.
Работа с учебником.
Таблица, алгоритм.
193
Разноспрягаемые глаголы. Урок изучения нового материала.
1
Разноспрягаемые глаголы.
Работа с учебником.
Таблица.
194
Безличные глаголы. Урок изучения нового материала.
1
Безличные глаголы.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация.
195
Морфологически разбор глагола. Урок закрепления знаний.
Морфологический разбор.
196
Контрольный диктант с грамматическим задание по итогам года № 8. Урок контроля.
1
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Положительная мотивация учебной деятельности. Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы.
Диктант с грамматическим заданием.
197
Анализ результатов контрольного диктанта.
1
198
Изложение с цитированием стихотворных строк.
Урок развития речи.
1
Изложение с цитированием стихотворных строк.
Повторение в конце года (6ч)
199
Повторение. Фонетика.
1
200
Повторение. Лексика.
1
201-202
Повторение. Орфография
2
203
Повторение. Синтаксис.
204
Повторение. Текст.
15