«Чтобы жить честно…» (Образовательная сессия во втором классе)
«Чтобы жить честно…»
(Образовательная сессия во втором классе)
Кому, кроме учителей литературы, интересно, что делают дети на уроках чтения во 2 классе? Как спасается молодёжь от скуки –это беспокоит уже людей в погонах. Наверное , всех взрослых заботит вопрос взаимопонимания с детьми…«Чтение-дело патриотическое»- об этом ещё раз напомнили в Москве на последней , декабрьской, правительственной коллегии, которая называлась «О патриотическом воспитании молодёжи» Таким образом, литературное образование-вопрос далеко не только школьный.
Вот уже второй год школы реализуют новые федеральные образовательные стандарты, в которых определены требования к результатам. Предметом особой заботы стало развитие базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, организации действия. Учителя прошли подготовку на курсах, познакомились с новыми технологиями, выработали собственный опыт работы с текстом. В начале декабря мы, учителя начальной школы МБОУ "Лицей №1", команда единомышленников и соратников, пригласили своих коллег и предложили им стать участниками образовательной читательской сессии.
Образовательные читательские сессии – эффективный инструмент развития основных способностей, связанных как с гуманитарной, так и естественно-научной сферами образования: - способности понимания и работы с текстами разных типов,
- способности моделирования, рефлексии, постановки и решения исследовательских задач,
- способности работать с противоречием, парадоксом,
- способности анализировать проблемную ситуацию,
- способности эстетического переживания и этического отношения к поступку,
- коммуникативных способностей.
Читательские сессии проводятся в игровой форме, систематически. «Обязательными» для всех наших учеников мы считаем сессию «Твёрдая косточка» (по рассказу Л.Н. Толстого «Косточка»). На общем заседании, которое тонко, мудро вела Вера Петровна Белёва, у второклассников спросили, смогут ли они понять такой короткий рассказ. Только некоторые из ребят засомневались, все отправились разбираться с предложенными вопросами: кто герои, какие они, зачем Толстой написал этот рассказ, который был создан специально для «Азбуки» и, вероятно, был предназначен для семейного чтения.
Работа в группах, организованная учителями-игротехниками, шла активно, все дружно характеризовали героев отрицательно. Ваня – глупый врун, трусливый. Мама, конечно, добрая, умная, заботливая, но хотела, чтобы злым был папа. Папа - хитрый обманщик. Дети честные, но злые. Авторский замысел сводился, по мнению ребят, к следующему: нельзя врать, воровать, все равно родители узнают, "тайное всегда становится явным". Оказалось всё просто и ясно.
Но последовали вопросы взрослых. Если бы сегодня не прочли рассказ «Косточка», то все присутствующие так и продолжали бы воровать и обманывать? Нам всем здорово повезло, что о недопустимости подобных вещей мы узнали от великого русского писателя?..
Нам, взрослым, хотелось, чтобы эта ситуация, когда результат работы целого коллектива оказался отрицательным, вызвала у детей личные переживания. Ребята снова отправились работать в группах, мы увидели, что у второклассников возникла потребность найти некие инструменты, способы проникновения в содержание текста. Вера Петровна нацелила ребят на то, что взрослые смогут показать эти приёмы, поэтому учащиеся заинтересовались и были готовы сделать открытия для себя. Работа в группах продолжилась и была гораздо продуктивнее, чем в первый раз, хотя и сложнее.
Игротехниками были предложены следующие «инструменты»:
- убрать слово;
- заменить слово;
- добавить слово.
Этот способ работы помог выяснить, что в тексте нет ничего лишнего. Ребята смогли прочитать "между строк", что семья небогатая, Ваня меленький, и это первый серьёзный проступок в его жизни. Папа и мама мудрые, т.к. им важно не наказать, а помочь признаться, избавиться от груза. В семье все должно быть по-честному, важно, чтобы Ваня это понял уже сейчас. В этой семье все любят друг друга. Все – и взрослые, и дети – переживают за малыша. Слезы Вани – это целый букет чувств: стыд, радость, что все закончилось, облегчение и … любовь. По сути, Толстой нам продемонстрировал образец семейных отношений.
Второклассники увидели, как неоднозначно художественное произведение, были удивлены и обогащены таким коллективным открытием, а затем и подтвердили его пословицами: "В семье разлад, так и дому не рад", "В семье, где лад, счастье дорогу не забывает", "Где любовь и совет, там и горя нет".
Рассказы прочитаны, но не закончен разговор о маленьких героях, о проблемах взаимопонимания взрослых и детей. Обязательное условие читательской сессии – выразить свой опыт, свое новое понимание произведения, устно или письменно. Ребятам предстояло дома написать сочинение о том, как они представляют свою будущую семью, когда сами станут папой или мамой.
Детские работы
Хорьков Максим. Я буду добрым, ласковым, мудрым, справедливым, буду заботиться о доме, о детях, о своей жене. Моя жена будет «хранительницей семейного очага». Она будет сильной, мудрой с нашими детьми, гостеприимной, не даст в обиду свою семью недоброжелателям.
Домнич Злата. Мы никогда не будем ссориться, в конфликтных ситуациях будем договариваться и искать компромиссы. Все будут друг друга любить.
Курмаев Богдан. У нас будет дружная, большая семья. К нам в гости будут приезжать мои родители, играть с моими детьми, учить их всему тому, чему учили нас с моим братишкой Мишкой.
Мирасова Арина. Я хочу, чтобы у меня была дружная, крепкая семья. Семья – это где папа, мама, дети, тёплый и уютный дом. В моей семье всегда будут ждать, помнить, защищать и помогать друг другу. В семье человек получает воспитание. В жизни бывает всё, но если друг друга любить, и понимать, то в семье будет лад.
РS. После игры ребята 2а разносили стульчики по кабинетам и обменивались впечатлениями: «Так классно», «Сначала я это не увидел», «А мы вместе с мамой по-другому думали».
Приглашенные учителя оценили сложность, трудоёмкость работы ведущего и игротехников, задавали вопросы о том, как организована работа в нашей школе.
После семинара учителя подвели итоги (результаты эксперты фиксировали в листах в ходе работы групп): рассказали о работе детей в группах, кто из детей не мог удерживать задачу, у кого трудности с формулированием, кто не понимает суть происходящего, что большинство свою точку зрения не отстаивают, идут за учителем, но в тексте не путаются, подтверждение своим высказыванием находят свободно; докладчики вызвались сразу, доклад собирали коллективно, но в основном ответственность за результат работы группы взяли на себя по два человека от группы, докладчики продемонстрировали умение говорить немного, но по сути дела.
Подводя итог, вернёмся к вопросу о том, кому могут быть интересны уроки чтения… Всем, кто ещё задаёт себе вопрос «Чему же учатся люди (не только в школе)? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести (Ю.М.Лотман).
Благодарим учителей, которые щедро, с уважением и доверием к нам делятся своими знаниями, мыслями, идеями.
Бойко С.М.,Фотеева О.А
МБОУ Лицей№1