Программа курса по выбору В мире логических задач
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Дружба орта мектебі» ММГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата города Костаная»
Программа
«В мире логических задач»
( курс по выбору для учащихся 5-7 классов)
Составители: Рязяпкина Л. М.
учитель математики первой категории
Кажиякбаров Б. К.,
учитель информатики
первой категории
г. Костанай 2015 г.
Рецензент:
Иванова Е. И. – магистр педагогических наук, старший преподаватель Костанайского государственного педагогического института
Составители:
Рязяпкина Л. М. – учитель математики первой категории ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата г.Костаная»
Кажиякбаров Б. К.- учитель информатики первой категории ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата г.Костаная»
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике и информатики. Он расширяет базовый курс математики и информатики и дает возможность познакомиться с интересными задачами. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки программы общеобразовательной школы, но встречаются на ЕНТ. Решение нестандартных задач включает в себя мотивационный компонент учения, повышает интерес как к задачам обозначенного типа, так и к математике и информатике в целом, то есть создаются предпосылки для расширения круга учеников, для которых эти предметы становятся личностно-значимыми. Данный курс рекомендуется для учащихся 5-7 классов и ориентирован на развитие способов умственной и исследовательской деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает житейские, сказочные и математические ситуации.
Пояснительная записка.
На данном этапе развития современного казахстанского общества важным результатом в системе общеобразовательной школы является формирование математического стиля мышления учащихся, проявляющегося в определенных умственных навыках.
Логические занимательные задачи являются неотъемлемой частью духовного наследия народа. Это разнообразные задачи, созданные человечеством в течение многих лет и показывающие практическое применение математических знаний в повседневной жизни. Логические занимательные задачи позволяют учащимся усвоить программный материал на более высоком уровне, способствуют развитию логического мышления.
В процессе математической деятельности по решению "логических задач" у учащихся формируется совокупность приемов мышления, основанные на анализе и синтезе, индукции и дедукции, обобщении и конкретизации и т.п.
Решать логические задачи очень увлекательно и интересно. В них вроде бы нет явной математики - нет ни чисел, ни функций, ни треугольников, ни векторов, а есть только лжецы и мудрецы, истина и ложь и т.п. В то же время дух математики в них чувствуется ярче всего, т.к. чтобы придти к решению любой логической задачи необходимо детально разобраться в условии, выявить и осознать все связи между участвующими объектами.
Основной результат учебной деятельности учащихся при изучении математики состоит в том, чтобы развить логику мышления, умения анализировать, планировать, который развивает как прикладную, так и творческую стороны мышления. К тому же, решение нестандартных задач включает в себя мотивационный компонент учения, повышает интерес, как к задачам обозначенного типа, так и к математике в целом, то есть создаются предпосылки для расширения круга учеников, для которых математика становится личностно-значимым предметом.
Программа курса по выбору «В мире логических задач» предназначена для обучения учащихся решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики.
Данный курс рекомендуется для учащихся 5-7 классов и ориентирован на развитие способов умственной и исследовательской деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает житейские, сказочные и математические ситуации, а также для реализации задачи -подготовки к ЕНТ.
В связи с этим, данный курс по обучению решению логических задач призван реализовать следующие цели:
- познакомить с различными способами решения логических задач,
-обучить учащихся решению предлагаемых видов логических задач,
Задачами курса являются:
1) развитие логической культуры учащихся, навыков аналитического мышления;
2) интеллектуальное развитие учеников, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
3) расширение знаний о методах и способах решения логических задач;
4) формирование умения моделировать реальные ситуации;
5) развитие коммуникативных умений.
6) через решение логических задач развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;
7) посредством организации занятий воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели, интерес к математике.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в течение учебного года), включает теоретический материал, игровые и исследовательские занятия, тестирование.
Занятия курса рекомендуется проводить по классно-урочной системе. Для того чтобы реализовать цели курса целесообразно использовать проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Немаловажным аспектом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является сочетание разнообразных форм организации учебной деятельности учащихся и форм проведения учебного занятия, например, занятие может проходить в форме игры, урока-практикума, урока с использованием компьютерной техники.
Перед началом изучения данного курса необходимо провести установочное тестирование, которое поможет определить уровень имеющегося логического мышления у учащихся.
Для контроля за качеством усвоения программы курса рекомендуется использовать обучающие, творческие самостоятельные работы, тестирование.
Целесообразно на учебных занятиях использовать материалы учебно-методических пособий для данного курса, представляющие отдельные сборники:
- сборник логических задач
- Методические рекомендации к программе курса по выбору «В мире логических задач» для учащихся 5-7 классов
Содержание программы.
Модуль 1. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки (5 часов).
Понятие « логическая задача». История возникновения логических задач. Значение логических задач в развитии мышления и приёмы мыслительной деятельности, способствующие развитию умения решать логические задачи. Логические задачи для разминки.
Модуль 2. Методы решения логических задач (8 часов).
Метод рассуждений. Метод таблиц. Метод графов. Метод кругов Эйлера – Венна.
Модуль 3. Виды логических задач (10 часов). Истинноностные задачи. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи типа «Кто есть кто?». Задачи на пересечение и объединение множеств. Математические ребусы. Задачи типа «Переправы». Задачи типа «фальшивый объект».
Модуль 4. Задачи- шутки (6 часов).
Старинные логические задачи. Задачи-шутки. Задачи со спичками.
Модуль 5. Решение логических задач ЕНТ (5 часов).
Решение логических задач ЕНТ.
Календарно-тематическое планирование курса.
№ Содержание материала Количество часов
Модуль 1. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки 5
1 Понятие « логическая задача». История возникновения логических задач. 2
2 Логические задачи для разминки.
3
Модуль 2. Методы решения логических задач. 8
3 Метод рассуждений. 2
4 Метод таблиц 2
5 Метод графов 2
6 Метод кругов Эйлера – Венна. 2
Модуль 3. Виды логических задач. 10
7 Истинноностные задачи. 2
8 Задачи, решаемые с конца. 1
9 Задачи на переливание. 1
10 Задачи на взвешивание. 1
11 Задачи типа «Кто есть кто?». 1
12 Задачи на пересечение и объединение множеств. 1
13 Математические ребусы. 1
14 Задачи типа «Переправы». 1
15 Задачи типа «фальшивый объект». 1
Модуль 4. Задачи- шутки. 6
16 Старинные логические задачи. 2
17 Задачи-шутки. 2
18 Задачи со спичками. 2
Модуль 5. Решение логических задач ЕНТ. 5
19 Решение логических задач ЕНТ. 4
20 Тестирование. 1
Требования к уровню подготовки учащихся:
- формирование целостной систем математических знаний;
- научить мыслить и рассуждать самостоятельно;
- различные подходы к решению нестандартных задач несколькими способами;
- практическое применение теории;
- формирование мыслительной культуры.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения прикладного курса учащиеся должны:
-понимать сущность понятия "логическая задача";
-знать алгоритмы решения алгоритмических логических задач и уметь применять их на практике;
-знать алгоритм творческой деятельности по поиску решения неалгоритмических логических задач и уметь применять его на практике.
- уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- проводить обобщения, выдвигать гипотезы;- уметь находить информацию в разных источниках, отбирать и систематизировать ее.
Рекомендуемая литература.
1. Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под редакцией и с послесл. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1983. – 172 с. 2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 1970. – 464 с. 3. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.: ил. 4. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил.
5. Занимательная математика. 5 - 11 классы. (Как сделать уроки математики не скучными)/ Авт.-сост. Т. Д. Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2005. -96 с.
6. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2003. — 93 с.
7. Сборники тестов ЕНТ АСТАНА - 2012, 2013, 2014, 2015 года.