Мастер-класс Формы организации работы в профильных классах на уроках обществознания в 10-11 классах
Формы организации работы в профильных классах на уроках обществознания в 10-11 классах
Человек достигает результата, только делая что-то сам…
(Александр Пятигорский, русский философ)
Цель: познакомить участников курсов с формами работы на уроках обществознания и во внеурочной деятельности в профильных классах.
План - планирование рабочих программ в профильных классах
- формы работы на уроках
- формы контроля знаний
- практическая часть
В 2011 г. учащиеся 10 – 11 классов МОБУ Лицей №6 перешли на обучение по индивидуальным учебным планам. Индивидуальный учебный план – это совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального Базисного учебного плана.
Таким образом, ряд предметов учащиеся могли выбрать как профильные предметы, а остальные предметы изучаются на базовом уровне. Такой переход был вызван социальным заказом со стороны родителей и самих учащихся, требованием времени, изменением структуры и подготовке к переходу к новым образовательным стандартам.
Основные цели профильного обучения:
-обеспечить углубленное изучение отдельных предметов
-создать условия для существенной дифференциации содержания обучения
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием
- более эффективно готовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.
В Лицее был создан социально-экономический профиль, в котором такие предметы, как обществознание, экономика, право стали изучаться в большем объеме.
Работа в профильных классах имеет существенные отличия от работы в классах с базовым преподаванием предмета. Связано это с тем, что:
1. Увеличивается количество преподаваемых часов, соответственно и объем и глубина преподаваемого предмета
2. Учащиеся имеют высокую мотивацию к изучаемому предмету. В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.
1. планирование рабочих программ в профильных классах
Рабочая программа
В работе я использую рабочую программу, составленную на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)общего образования (профильный уровень) и авторской программы"Обществознание.10-11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на10- 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов из расчѐта 3 часа в неделю. Обучение проводится по учебникам Л.Н. Боголюбова
Календарно - тематическое планирование разделяет все темы на крупные смысловые разделы.
При планировании работы применяю элементы модульной технологии
На изучение одной темы предполагается 3 часа учебного времени:
1 урок – знакомство с новым учебным материалом
2 урок - усвоение нового учебного материала
урок – закрепление изученного материала
1.Знакомство с новым учебным материалом
Формы организации урочной деятельности - Обзорные и установочные лекции, которые являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, учитель старается подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь.
Лекция-беседа эффективна еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками.
На этом уроке, как правило, я даю задания на поиск дополнительной более углубленной информации по теме, индивидуальные задания.
усвоение нового учебного материала
Формы организации урочной деятельности-Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Главное здесь то, чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов надо учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.
Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу.
Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Их, как правило, организуют по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.
Во время семинарских занятий старшеклассники учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах обучающиеся знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их и т.д.
Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников.
Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, обучающиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится учителем непосредственно перед выполнением практической работы.
Работа с терминами и обществоведческими понятиями - считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся моих классов ведут специальные словари терминов, по которым я провожу регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.
В ходе усвоения изученного материала.
Работа по написанию эссе - начиная с 10 класса мы заводим тетради для эссе, куда записываем правила написания, алгоритмы написания и в этих тетрадях ребята оттачивают свое мастерство
Кроме того, на втором уроке часто мы работаем с заданиями, предложенными авторами учебника в разделе «Подумайте, обсудите, сделайте», «Поработайте с источником» в конце каждого параграфа, либо эти задания ребята рассматривают индивидуально. Все эти формы работы очень эффективно помогают закрепить изученный материал.
закрепление изученного материала
Формы организации урочной деятельности: 1 контрольные работы проводятся по завершению изучения каждого программного раздела. Она включает, как правило, вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления.
2. Тестирование. Притом оно может быть в форме проверки знаний, так и фронтальная работа с материалами ЕГЭ В работе используем в основном интернет-ресурсы, разные сайты. Очень часто пользуюсь сайтом Д. Гущина Решу ЕГЭ, где материал части А разложен по темам.
3. Подготовка к ЕГЭ.
4. В конце полугодия ребята сдают зимнюю сессию по профильным предметам, которая может проводиться в форме экзамена или зачета. В письменной или устной форме
Формы организации внеурочной деятельности в профильных классах
Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников.
олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных классах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса.
Назову основные формы внеурочной деятельности школьников, обучающихся в профильных и классах в 2013-2014 уч. Году.
Принимали участие: 1. Муниципальный конкурс эссе по истории, посвященный 20-летию Конституции РФ;
Муниципальный этап олимпиады по обществознанию 1 место -8 класс и 10 класс
по истории 3 место -10 класс
по праву 3 место – 10 класс
сейчас идет активная подготовка к республиканскому этапу 27 января
В зимние каникулы ребята 10 и 11 классов(3 учащихся) проходили обучение в политологической школе в рамках «умных каникул» при БАГСУ
Участвовали в Лицейской конференции, посвященной 70-летию Курской битвы
Результаты работы в профильных классах также зависят и от личности учителя, его настроения, умения организовать работу на уроке. Стараюсь сделать так, чтобы один урок не был похож на другой.
Таким образом, уроки обществознания в старших профильных классах могут быть интереснее и эффективнее при условии грамотного планирования и при разнообразии различных видов и форм организации работы на уроке.
Институт развития образования
Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное Учреждение Лицей № 6
Муниципального района Мелеузовский район
Мастер-класс
Тема:
«Формы организации работы в профильных классах на уроках обществознания в 10-11 классах.»Выполнил:
Немкова Татьяна Вениаминовна –
учитель истории и обществознания
Дата проведения: 16.01.2014 г.
Тестовые задания
1. Понятие “общество” включает в себя:
1) природную среду обитания,
2) формы объединения людей,
3) принцип неизменности элементов,
4) окружающий мир.
2. В сущности своей общество – это:
1) часть природы, обособившаяся от нее и потерявшая связи с ней,
2) система связей и отношений, в которых люди находятся друг к другу,
3) круг людей, объединенных общностью происхождения (единый предок),
4) форма добровольного и сознательного (по договору) сотрудничества людей.
3. Общество в понимании ученых это:
1) материальный мир в целом,
2) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному,
3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам,
4) способы взаимодействия и формы объединения людей.
4. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как:
1) систему,
2) часть природы,
3) цивилизацию,
4) материальный мир.
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие “общество” применимо к объединению людей, связанных сходными интересами.
Б. Общество является совокупностью подсистем и социальных институтов.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
7. В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной,
2) политической и экономической,
3) социальной и духовной,
4) экономической и духовной.
8. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает:
1) политическую и социальную сферы жизни общества,
2) экономическую и социальную сферы жизни общества,
3) политическую и духовную сферы жизни общества,
4) все сферы жизни общества.
9. Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы,
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов,
3) способность к самоорганизации и саморазвитию,
4) выделение из материального мира,
5) постоянные изменения,
6) возможность деградации отдельных элементов.
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
“Характеристика общества как __________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________ (3) общества. ___________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________(5), а также управление совместной _____________ (6) людей”.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) целостность,
Б) система,
В) общество,
Г) социальные блага,
Д) сфера,
Е) производство,
Ж) культура,
З) социальные институты,
И) деятельность.
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 2 3 4 5 6
11. К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?
1) экономической,
2) социальной,
3) политической,
4) духовной.
12. В какой сфере общества происходят процессы маргинализации, стратификации?
1) экономической,
2) духовной,
3) политической,
4) социальной.
13. К элементам духовной сферы общественной жизни относятся:
1) производство, потребление, распределение, обмен материальных благ,
2) закон, договорные обязательства,
3) мораль, искусство, философия,
4) взаимодействие общественных групп.
14. Связь всех сфер жизни общества:
1) вытекает из целостности общества как системы,
2) достигается политической борьбой,
3) обеспечивается идеологической работой,
4) устанавливается законодательным путем.
15. Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального производства?
1) политическая,
2) экономическая,
3) социальная,
4) духовная.
Ответы:
1. 2
2. 2
3. 4
4. 1
5. 3
6. 3
7. 2
8. 4
9. 3, 5, 6
10. Б Д А З Г И
11. 2
12. 4
13. 3
14.1
15.2