Рабочая программа Основы выбора профессии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ИСКУССТВО» И «ТЕХНОЛОГИЯ»
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учебного курса регионального компонента
основного общего образования
Новосибирской области
по технологии
«ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
8 КЛАСС
Разработчики:
И.Ю.Мельникова, заведующая кафедрой ОО «Искусство» и «Технология», доцент.
О.В. Петровская, доцент кафедры ОО «Искусство» и «Технология».
Е.Б.Слепова, старший преподаватель кафедры ОО «Искусство» и «Технология».
Е.В.Царева, методист кафедры ОО «Искусство» и «Технология».
С.С.Лузан, директор Новосибирского областного центра
профориентации молодежи и психологической помощи населения, к.п.н., доцент.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по технологии «Основы выбора профессии» (8 класс) составлена на основе Минимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.
Примерная программа позволяют всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного Минимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, а также возрастных особенностей учащихся.
Примерная программа является ориентиром при тематическом планировании учебного курса учителем. При этом автор учебного курса может предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, типа образовательного учреждения, его материальной базы, социально-экономических условий и национальных традиций района Новосибирской области.
Примерная программа составлена с учетом опыта учебно-познавательной, трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе (5 - 7 классы) и может реализовываться в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области разного типа.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования Новосибирской области является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда Новосибирской области, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Результатом профессиональной ориентации в системе основного общего образования является профессиональное самоопределение школьника и осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени общего образования в условиях рыночной экономики с учетом требований рынка труда Новосибирской области.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального (краеведческого) содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности;
повышение уровня психологической компетенции учащихся с опорой на соответствующие знания и умения, за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда в Новосибирской области, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;
овладение умениями анализа приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области, определения потенциальных объектов реализации своих профессиональных намерений и планирования индивидуального профессионального пути с учетом результатов этого анализа,
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе исследовательской и проектной деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда Новосибирской области;
воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности, востребованного на рынке труда в районе (городе, поселке);
приобретение опыта соотнесения своих возможностей и ограничений с требованиями профессиональной деятельности в условиях Новосибирской области с помощью включения в систему специально организованной предпрофильной подготовки.
На этапе выбора профессии в основной школе базовыми составляющими процесса профессионального самоопределения являются компоненты профессиональной ориентации, которые составляют основу структуры содержания образования и предполагает реализацию следующих разделов программы:
«Технологии современного производства Новосибирской области»
«Рынок труда и профессии Новосибирской области»
«Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области»
«Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование»
С целью обеспечения преемственности технологической подготовки школьников и уровневого подхода в освоении содержания учебных предметов регионального (краеведческого) содержания, выделенные разделы программы рассматриваются как сквозные содержательные линии. Это предполагает продолжение их изучения в рамках учебных предметов «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - в 9 классе и на старшей ступени общего образования - «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» - в 10 -11 классах.
Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения, и рекомендуемые практические работы (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Тематику учебного предмета и методику проведения занятий определили специфика и потребности рынка труда Новосибирской области, включая общие вопросы ориентации в современных социально-экономических условиях социума. Профориентационная направленность содержания образования, расширяет аспекты Примерной программы по технологии, знакомя с характером профессиональной деятельности, содержательно связанной с данным учебным предметом, причем на разных уровнях - от рабочих специальностей до профессий высшего образования.
В рамках освоения содержания разделов программы учащиеся знакомятся с особенностями социально-экономического и технологического развития Сибирского региона, с видами и основными направлениями профессиональной деятельности на рынке труда Новосибирской области, а также возможностями и ограничениями личности при выборе профессиональной деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
На реализацию содержания программы согласно региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Новосибирской области отводится 36 часов (1 час в неделю).
Освоение содержания образования в основной школе происходит на уровне знакомства и осведомленности. Учащиеся получают общие представления: о социально-экономическом состоянии и технологическом развитии Новосибирской области; о рынке труда Новосибирской области; о профессиональных потребностях, возможностях и ограничениях личности, о важности их соотнесения с требованиями профессии при выборе профессиональной деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
Технология проведения занятий включает в себя традиционные информационные (мини-лекции, беседы) и активные формы обучения (деловые, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций и т.д.).
Характерной особенностью реализации содержания образования является его полифункциональность:
- возможность использования полученных знаний учащимися в дальнейшем, для ознакомления с разными профессиями;
- определяя выбор профиля на старшей ступени обучения, учащиеся смогут овладеть, умением ориентироваться в конкретных социальных условиях, определяя свой профессиональный путь;
- возможность освоения содержания в деятельностной форме - от самостоятельной учебно-познавательной (исследовательской и проектной) деятельности на уроке до социальных практик.
Для реализации контроля знаний и умений рекомендуется текущая оценка деятельности учащихся посредством устного и письменного опроса, выполнения практических заданий. Изучение предмета завершается подготовкой и защитой индивидуальных мини-проектов: «Мои профессиональные намерения», «Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения», (по выбору учащегося) в котором должны быть отражены индивидуальные профессиональные потребности и планы как итог освоения учебного материала курса.
Индивидуальная поддержка в рамках поисково-исследовательской деятельности, позволит будущему выпускнику определить свои профессиональные намерения и сделать свой профессиональный выбор осознанно.
В результате изучения курса «Основы выбора профессии»
по разделу «Технологии современного производства Новосибирской области» ученик должен:
знать/понимать
понятие техники и технологии, традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области;
роль технических и промышленных революций XVIII, XIX, XX вв., современной технологической революции, новых технологий, науки и производства в развитии Новосибирской области;
вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства;
понятие производственных систем, их виды; понятие предприятия как производственной системы; понятие производственного процесса; производственного цикла, формы организации производства;
общую характеристику экономического состояния и потенциала Новосибирской области, основные агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: виды, общие элементы технологий;
понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства;
тенденции и приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области;
социальные и экологические последствия внедрения современных технологий в Новосибирской области, воздействие общественного производства и быта на окружающую среду региона и здоровье человека;
направления природоохранной деятельности в регионе по защите человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области.
уметь
ориентироваться в современном состоянии экономики, техники и технологий производства в Новосибирской области, в тенденциях и приоритетных направлениях их развития.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, в рамках приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области.
по разделу «Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области» ученик должен:
знать/понимать
понятие профессиональной и трудовой деятельности, типы, виды, режимы работы в государственном секторе, на негосударственных предприятиях, направления трудовой деятельности Новосибирской области;
понятие индивидуальной трудовой и творческой деятельности;
понятие о профессии, специальности, квалификации работника, сущность понятий «профессиограмма», «психограмма профессии»;
профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области;
сущность понятий: «профессиональный интерес», «склонности», «профессиональная пригодность», «профессиональные планы»;
профессионально важные качества личности по сферам труда Новосибирской области, их значение в профессиональной деятельности;
роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения содержания и условий труда физическим возможностям человека, состояния здоровья с требованиями избираемой профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;
медицинские противопоказания к различным группам профессий; неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области; перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области;
основные положения Закона об охране труда Российской Федерации; способы укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии.
уметь
соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии, учитывать свои профессиональные интересы, склонности, качества личности и данные о состоянии здоровья при выборе профессии в условиях Сибири и Новосибирской области.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного профессионального самоопределения и построения профессиональных планов в условиях Сибирского региона и Новосибирской области с учетом профессиональных интересов, склонностей и качеств личности, её возможностей и ограничений.
по разделу «Рынок труда и профессии Новосибирской области» ученик должен:
знать/понимать
состояние и ценности современного общества Сибирского региона и Новосибирской области, отражение изменений в современном обществе в мире профессионального труда, влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Новосибирской области;
понятие рынка труда и профессий; образование и профессии, востребованные в регионе и Новосибирской области; маршруты профессионального успеха в Новосибирской области, (городе, районном центре).
уметь
ориентироваться в современном состоянии рынка труда, определять маршруты профессионального успеха в Новосибирской области;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности с учетом потребностей регионального рынка труда (Новосибирской области, города, районного центра).
по разделу «Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование» ученик должен:
знать/понимать
процесс и результат профессионального самоопределения и профессионального планирования; формы профессионального планирования, алгоритм построения индивидуального профессионального плана с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, качеств, возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области; этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
уметь
выполнять учебный мини-проект по определению своих профессиональных намерений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для планирования индивидуального профессионального пути в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
8 класс
Введение
1
1
I.
Технологии современного производства Новосибирской области.
12
12
II.
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области.
12
12
III.
Рынок труда и профессии Новосибирской области.
6
6
IV.
Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование.
5
5
Итого
36
36
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теоретич.
практич.
1
2
3
4
5
1
Введение
1
1
-
I.
Технологии современного производства Новосибирской области.
12
6
6
2-3
Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области.
2
1
1
4-7
Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы.
4
2
2
8-9
Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области.
2
1
1
10-11
Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области
2
1
1
12-13
Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области
2
1
1
II.
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области.
12
5
7
14-17
Профессиональная деятельность и личность.
4
2
2
18-19
Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области.
2
1
1
20-22
Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии.
3
1
2
23-25
Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области.
3
1
2
III.
Рынок труда и профессии Новосибирской области.
6
4
2
26-27
Современное общество, образование и профессия в Сибирском регионе и Новосибирской области.
2
2
-
28-29
Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области.
2
1
1
30-31
Карта города Новосибирска и будущее место работы.
2
1
1
IV.
Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование.
5
1
4
32-36
Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области
5
1
4
Итого
36
17
19
СОДЕРЖАНИЕ ПРОРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
Основные теоретические сведения
Современное общество, образование и профессия человека. Почему человек интересуется своим будущим? Профессиональное самоопределение личности и выбор профессии. Основные компоненты процесса самоопределения: «хочу» - «могу» - «надо» и необходимость их соотнесения при выборе профессиональной деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – (12 часов)
Тема 1.1 Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области – 2 часа
Основные теоретические сведения
Специфика Сибирского региона, определяющая быт и развитие технологий и промышленного производства в Новосибирской области. Традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы Сибирского региона (общий обзор). Народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области: общий обзор, распространение по районам области, отличительные особенности, отражение в них региональных особенностей. Технологические революции в истории человечества, промышленная революция XVIII, XIX, XX вв. - века машин и их роль в развитии промышленного производства. Появление новых технологий и их роль в развитии Новосибирской области. Современная технологическая революция и тенденции развития технологий и промышленного производства в Новосибирской области. Наука и производство Новосибирской области, вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства.
Практическая работа
Сообщение из истории вопроса (по выбору учащегося).
Тема 1.2 Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы - 4 часа
Основные теоретические сведения
Понятие процессов техники, технологии и современного производства. Производственные системы и их виды, предприятие как производственная система, классификация предприятий; технологический процесс: понятие этапы; производственный процесс: понятие, этапы, средства производства; производственный цикл и его длительность, организация производственных процессов во времени и в пространстве. Формы организации производства: специализация производственных систем, концентрация производства, комбинирование и кооперация производства. Организационные типы производств: единичный, серийный, массовый, их особенности. Организация основных производств на предприятиях, вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств. Организация систем сервисного обслуживания.
Развивающая процедура
Встреча, беседа с руководителями подразделений и другими специалистами какого-либо предприятия города, района.
Практическая работа
Анализ технологических и производственных процессов: работа с технологической документацией процесса изготовления изделия (по выбору учащегося); работа с описанием промышленного (сельскохозяйственного) предприятия*, его технологических и вспомогательных процессов (по выбору учащегося); работа с описанием предприятия* сервисного обслуживания.
* в качестве описания предприятия могут быть использованы выдержки из бизнес-плана предприятия, рекламные буклеты предприятия, видеоролики и т.п.
Тема 1.3 Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Общая характеристика современного технолого-экономического состояния и потенциала важнейших отраслей Сибирского региона и Новосибирской области. Агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: общий обзор, виды, общие элементы технологий. Технологическая культура и современное производство. Понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства. Роль современных технологий в технолого-экономическом развитии Новосибирской области. Приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области.
Практическая работа
Анализ приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области. Краткая характеристика промышленных, сельскохозяйственных и информационных технологий, используемых в Новосибирской области (сообщение по выбору учащегося).
Обзор агропромышленных комплексов Новосибирской области как потенциальные объекты реализации профессиональных намерений (сообщение по выбору учащегося).
Тема 1.4 Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области – 2 часа
Основные теоретические сведения
Этические проблемы разработки техники и технологий. Безопасность производителей и потребителей товаров и услуг. Внедрение новых технологий в Новосибирской области: позитивные и негативные социально-экономические последствия. Безработица как проблема современного производства и технолого-экономического развития Сибирского региона и Новосибирской области. Особенности безработицы в Новосибирской области по данным Новосибирского областного департамента труда и занятости населения. Преодоление отрицательных последствий внедрения новых технологий на государственном, социальном и индивидуально-личнностном уровне.
Развивающая процедура
Дискуссия о позитивном мышлении в условиях адаптации к рыночным отношениям: стрессоустойчивость и инициатива как средства разрешения проблем безработного.
Практическая работа
Описание «портрета среднестатистического безработного Новосибирской области» по данным Новосибирского областного департамента труда и занятости населении об официальном уровне безработицы в Сибири, Ваши рекомендации этому безработному.
Тема 1.5 Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области – 2 часа
Основные теоретические сведения
Воздействия общественного производства и быта на окружающую среду региона. Загрязнение атмосферы, парниковый эффект, кислотные дожди и плотность озонового слоя. Загрязнение гидросферы, уничтожение лесов и почв, опустынивание, сокращение биоразнообразия. Борьба с загрязнениями в регионе. Природоохранная деятельность в Новосибирской области, возможности устойчивого развития. Воздействие на здоровье человека химических и физических факторов окружающей среды: загрязнение воздуха, воды и продуктов питания, акустического, электромагнитного и радиационного загрязнения. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области.
Практическая работа.
Просмотр и обсуждение видеофильма «Экологическая революция» из сериала «Спешите спасти планету».
Сообщение по вопросам решения экологических проблем в Новосибирской области (по выбору учащегося).
Сочинение-рассуждение на тему: «Мой вклад в разрешение экологических проблем в Новосибирской области (городе, районном центре)».
РАЗДЕЛ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – (12 часов)
Тема 2.1 Профессиональная деятельность и личность - 4 часа
Основные теоретические сведения
Понятие деятельности. Профессиональная деятельность: понятие, типы, виды, режимы работы (работа по найму, самозанятость и др.). Трудовая деятельность: понятие, направления (сферы и профили) трудовой деятельности в государственном секторе и на негосударственных предприятиях в стране, в Сибирском регионе, Новосибирской области (городе, районном центре). Индивидуальная трудовая и творческая деятельность: понятие, виды деятельности.
Профессиональная деятельность и личность. Возможности личности в профессиональной деятельности. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация работника». Формула профессий. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94): понятие, содержание, структура документа. «Профессиограмма», «психограмма профессии»: сущность понятий, содержание, структура. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства населения: «вечные», «сквозные» (распространенные), «дефицитные», «перспективные», «свободные» профессии и специальности. Сущность понятия «конкурентоспособность профессии» (специальности). Модели конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный работник», их отличительные особенности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения конкурентоспособности и гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области.
Практическая работа Характеристика моделей конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный работник» на примере конкретной профессии (работа в малых группах по выбору учащихся).
Тема 2.2 Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Притязания человека, его профессиональные планы и профессиональное самоопределение: понятия, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Успешность в учебе и профессиональные притязания молодого человека. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Профессиональные достижения, показатели профессиональных успехов и достижений. Имидж успешного профессионала в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
Развивающая процедура
Методика «Технология превращения мечты в цель».
Практическая работа
Соотнесение уровня собственных притязаний с требованиями реальности - современного технолого-экономического состояния и потенциала важнейших отраслей Новосибирской области (работа в малых группах).
Сочинение-рассуждение: «Почему я интересуюсь своим будущим?», «Что я хочу от профессии?».
Тема 2.3 Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии - 3 часа
Основные теоретические сведения
Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека. Соответствие условий труда физическим возможностям человека. Роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения состояния своего здоровья с требованиями избираемой профессии, медицинские противопоказания к различным группам профессий. Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области. Перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.
Развивающая процедура
Методика Симбр Гусейновой - анализ конкретных профессий
Практическая работа.
Составление перечня профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности г. Новосибирска (города, районного центра, рабочего поселка, села Новосибирской области).
Анализ основных положений Закона об охране труда РФ.
Тема 2.4 Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области - 3 часа
Основные теоретические сведения
Целеполагание и жизненные смыслы. Профессия как средство реализации жизненных целей. Принятие решений. Понятие профессиональной пригодности и профессионально важных качеств, их значении в профессиональной деятельности. Профессиональные планы и профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии, профессионально важные качества по сферам труда Новосибирской области. Профессиональный интерес, склонности: сущность понятий, характеристика этапов развития. Учет профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, а также её возможностей и ограничений при выборе профессии и построении профессиональных планов в Новосибирской области.
Развивающая процедура
Методика Н.С. Пряжникова. Построение «личной профессиональной перспективы».
Практическая работа
Анализ профессиограммы (профессии по выбору учащегося) с точки зрения соответствия содержания и условий труда физическим возможностям человека и медицинским противопоказаниям.
Соотнесение профессионально важных качеств и особенностей личности с конкретными профессиями по сферам труда Новосибирской области (работа в малых группах, сферы труда - по выбору учащихся).
РАЗДЕЛ III. РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. 6 ч.
Тема 3.1 Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Ценности и изменения в современном обществе, их отражение в мире профессионального труда Новосибирской области. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда Новосибирской области. Образование и профессия человека в Сибири и Новосибирской области. Жизненный путь – профессиональный выбор и его необходимость в самореализации человека. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность современного общества. Универсальный работник и специалист в определенной области знания: понятие, основные характеристики. Характеристики универсального работника и специалиста в предметной области «Технология», профессиональные компетенции. Потребность общества Новосибирской области в профессионалах с различным уровнем и типом образования.
Развивающая процедура
Дискуссия о профессиональных компетенциях универсального работника (специалиста) по конкретным сферам труда Новосибирской области.
Тема 3.2 Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Региональный рынок труда и профессий: понятие, конъюнктура труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области. Современная ситуация на рынке труда Новосибирской области (общий обзор). Востребованность различных видов профессионального труда в области. Маршруты профессионального успеха в Новосибирской области (городе, районном центре). Риски предстоящего выбора. Основы выбора индивидуального стиля поведения человека на рынке труда Новосибирской области.
Практическая работа
Изучение современной ситуации на рынке труда Новосибирской области, (городе, районном центре) по данным центра занятости населения; выделение направлений (сфер и профилей) трудовой деятельности, наиболее востребованных на рынке труда Новосибирской области.
Тема 3.3 Карта города Новосибирска и будущее место работы - 2 часа
Основные теоретические сведения
Карта города (районного центра) и будущее место работы. Куда и зачем люди в Новосибирской области (городе, районном центре) ходят на работу?
Развивающая процедура
Проективная педагогическая методика «Карта города».
Практическая работа
Анализ карты города (районного центра) с точки зрения будущего места работы как потенциального объекта реализации профессиональных намерений. Построение маршрута профессионального успеха в городе (районном центре).
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – (5 часов)
Тема 4.1 Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области - 5 часов
Основные теоретические сведения
Профессиональное самоопределение и профессиональное планирование как процесс и как результат. Профессиональное планирование с учетом профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, её возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области. Планирование индивидуального профессионального пути – мини-проект: этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
Практическая работа
Выполнение учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений: «Мои профессиональные намерения», «Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения» (по выбору учащегося).
Защита мини-проекта.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. С-П. 1996.
Бетрам Б. Отношение учащихся профессиональных училищ и молодых рабочих к труду и профессии. - В кн.: Исследования проблем молодежи в ГДР. М., 1976.
Булгаков А.А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. - М., 1977.
Вайсбург А.А., Газеев А.А., Жданов И.Д. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. - М., Высшая школа, 1989.
Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. - 1982.
Вопросы профессиональной педагогики. Под. ред. М.Н. Скаткина М., 1968.
Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М., Педагогика, 1985.
Гречкина Э.Р. На пути к новой школе: Опыт перестройки народного образования в Эстонской ССР - М., Педагогика, 1998.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М., Педагогика, 1989.
Иващенко Ф.И. Некоторые проблемы психологии трудового воспитания. - Вопросы психологии, 1980, № 6
Кальней В.А., Копралова В.С., Поляков В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения. Под ред. В.А. Полякова. - М., 1987.
Климов Е.А. Основы психологии: учебник для Вузов непсихологической специальности. М., 1997.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. М., Изд-во МГУ, 1985.
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Знание, 1983.
Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1975.
Климов Е.А. Человек и профессия. - Л., Лениздат, 1975.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для Вузов. Р-Дон “Феникс” 1996
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., Просвещение 1990.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., изд-во МГУ, 1988.
Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. - Ярославль, 1993.
Кутта Ф. Человек. Труд. Техника.- М., 1970.
Левитов Н.Д. Психология труда. - М.,1963.
Методика организации самостоятельного изучения профессии старшими школьниками. - Ярославль, 1993.
Мир профессий. Человек - знаковая система. (сб. Сост. С.Н. Левиева, В.С. Шнейдеров). М., Молодая гвардия. 1988.
Пряжников Н.С. Профессиональное и местное самоопределение. - М., Изд-во “Институт практически технологий”. - Воронеж, НПО “МОДЭК”, 1996.
Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения.- М., 1979.
Омельяненко Б.Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. - М., 1975.
Орлов А.Б. Склонность и профессия. - М., Знание, 1999.
Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев, 1980.
Платонов К.К. Вопросы психологии труда.- М., 1970.
Профориентация через игру. Методические рекомендации для организаторов профориентационной работы. - Новосибирск, 1990.
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - М., Просвещение, 1991.
Пряжников Н.С. Профессиональное и местное самоопределение. - М., Изд-во “Институт практически технологий”. - Воронеж, НПО “МОДЭК”, 1996.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - Москва, Флинта, 1998.
Сейтешев А.П. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащихся и молодых рабочих. - М., 1974.
Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. Учебное пособие для педагогов Вузов и ИПК. - М., Народное образование, 1998.
Симоненко В.Д., Суровицкая М.В. Профессиональное самоопределение школьников. Учебное пособие. БГПИ, Брянск, 1995.
Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2000.
Федоришкин Б.А. Методика организации самостоятельного изучения профессии старшими школьниками. Ярославль, 1993.
Человек - труд - профессия. 8,9 классы. Методические материалы. - Ульяновск, 1994.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.
М., 1982.
Штольберг Р. Социология труда.- М.,1982.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Заголовок 2Заголовок 515