Презентация по русскому языку на тему Обобщение опыта.Комплексный анализ текста.
* * Сведения об авторе Гильмутдтинова Гульнария Фанавиевна Образование : высшееЗанимаемая должность:Учитель русского языка и литературы Формирование навыков анализа Выработка исследовательских умений Творческой активности Самостоятельности В том числе В своей работе над комплексным анализом текста я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят . Соответственно возрасту составляется текст и подбирается задания к нему. В старших классах при работе обращаю внимание на проблемный характер текста,учу определять позицию автора ,типы и стили речи, что готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ГИА и ЕГЭ. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала я подбираю тексты различного уровня сложности. На изучение буквы з-с на конце приставок;Правописание приставок пре- при-;Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др. На изучение буквы з-с на конце приставок;Правописание приставок пре- при-;Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др. На изучение буквы з-с на конце приставок;Правописание приставок пре- при-;Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др. Текст № 1Сказка о фольклоре (?) это ус…ный рас…каз о выдума(н, нн)ом событии(?) носящий фантастический, пр…ключенческий и анекдотический характер.В…зникает она(?) разумеет…ся(?) не в бе…воздушном пр…странстве, ее материал – вполне реальная действительность(?) и населена она не только фантастическими персонажами(?) а достаточно д…стоверными мужиками(?) солдатами (?) и попами.…И вот оказываемся мы в (не)котором царстве-государстве(?) где на краю дремучего леса пр…тулилась (не)большая деревенька.И уже на краю той глухой деревеньк… стоит изба(?) пок…сившаяся (от) времени(?) в которой ж…вут старик со старухой и три их сына.Двое сыновей обыч(?)ные парни.А третий (?) Иван-дурак.И (не)знают в деревне(?) что в…ляется он на печи лишь до поры (до)времени(?) ожидая настоящего дела.А п…является настоящее дело(?) встает он с печи и решает п…ставле(н,нн)ую задачу.И н…кому это …делать(?) кроме з…печного Иванушки с (не)выявле(н,нн)ыми и (не)ра…траче(н,нн)ыми по пустякам силами.
. Приведу пример такого комплексного анализа в 5-ом классеТекст 1.Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами, п..сателями и художниками об осени Левитан ждал осени,как самого дорогого и мимолетного времени года осент сн..мала с л..сов, с п..лей, со всей пр..роды густые цв..та, смывала д..ждями зелень рощ.. делались сквозными темные краски лета см..нялтсь ро..ким з..лотом, пурпуром и серебром изм..нялмс не только цвет земли, но и самый воздух он был чище, х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна. Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.Вставьте пропущенные буквы.Озаглавьте текст.Разделите текст на абзацы.Тема текста.Основная мысль текста.Составьте план текста:В тексте обозначьте склонение имен существительных.Разберите по составу слова:Темные, зелень, снималаРабота над ошибками: ( К. Паустовский)
План анализа текста К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?какого типа речи текст?Определите жанр текста.Прочитайте текст.Определите тему текста.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи ( повторяющиеся слова, синтаксические параллели) Как соотносятся начало и конец текста?На каком приеме построен текст? ( сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и т.д.)Понаблюдайте над лексикой текста ( контекстуальные синонимы, антонимы, многозначные слова, на употребление архаизмов, неологизмов , эмоционально-оценочные слова ит.д.)Понаблюдайте над фонетическими средствами.Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия, обилие прилагательных при описании пейзажа).Понаблюдайте над синтаксисом текста.( Употребление предложений определенной структуры: простых или сложных, назывных, употребление инверсий и пр.).Сформулируйте идею текста.Каково ваше впечатление от текста.Вспомните, что вы знаете об авторе. Продолжать вовлекать ребёнка выполнять комплексный анализ текста Активизации познавательной деятельности Раскрытия индивидуальных особенностей Развития познавательной потребности Повышения уровня самостоятельности Развития умения размышлять, рассуждать и анализировать Для решенияследующихпедагогическихзадач