Дидактические материалы по теме: Экономические районы России. 9-й класс

Экономические районы России (обобщающий урок) 9 класс
Цели: Закрепить знания об экономических районах России. Проверить умение давать экономико-географическую характеристику району по картам, статистическому материалу. Проверить знание «улиц» района, умение определять экономический район по некоторым признакам.
Оборудование: Физическая, политико-административная, тематические карты России, карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Практическая работа
1) Практическая работа на 10-15 минут. Дать характеристику одного из изученных районов по плану:
1. Состав района;
2. ЭГП района;
3. Природные условия и ресурсы;
4. Население;
5. Хозяйство:
а) отрасли специализации;
б) территориальная структура хозяйства (узлы, ТПК);
6. Проблемы и перспективы района. «Миссия» района.
В классе с «сильным» составом экономический район для характеристики учащимся определяет учитель. Работа проводится по картам атласа.
В классе со «слабым» составом ученик сам выбирает экономический район. План заранее записан на доске. Его можно вспомнить и при фронтальной беседе.
Учащиеся пишут краткую характеристику экономического района. Затем в группе обсуждают свои характеристики: заслушивают друг друга, задают вопросы, исправляют ошибки (7-10 минут). После этого учащиеся вслух отвечают по своим характеристикам перед всем классом. Учитель дает краткую характеристику района, не называя его, учащиеся определяют район и записывают название в тетрадь.
Характеристика № 1 1) В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнергетика, машиностроение, нефтехимия. 2) Развит речной транспорт.
3) Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).
Ответ: Поволжье.
Характеристика № 2 1) Это самый маленький по площади район.
2) Важнейшая отрасль специализации - машиностроение.
3) Крупнейший город района - морской порт, т: Северо-Западный район называет 5-6 черт, характерных для данного района. Таким образом, повторяются все экономические районы России.
Характеристика №« 3
1) На территории этого района находится несколько крупных морских портов.
2) Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.
3) Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа». Ответ: Дальний Восток.
Характеристика № 4
1) В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.
2) В районе нет ни одного города-миллионера.
3) Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство
Ответ: Центрально-Черноземный район.
Характеристика № 5
1) На западе района ведется добыча руд, а на востоке - топлива (угля, нефти, газа).
2) Коренное население района относится к финно-угорской группе.
3) Здесь недавно начата добыча алмазов, г: Северный район.
Характеристика № 6
1. Это один из самых крупных по площади районов России:
2. Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия?
3. На территории района нет городов-миллионеров. Ответ: Восточная Сибирь.
Характеристика Л* 7
1. В районе очень благоприятные природные условия.
2. Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.
3. Важная проблема района - водная. Ответ: Северный Кавказ.
Характеристика № 8
1. В состав района входят только области.
2. Это индустриальное ядро России.
3. Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности. Ответ: Центральный район.
Характеристика № 9
Это район нефти, газа и угля
2. Значительная часть района заболочена.
3. Распространен «вахтовый» метод работы. Ответ: Западная Сибирь.
Характеристика М 10
1. На территории района находится старая металлургическая база.
2. Это сухопутный район.
3. Одна из отраслей специализации - тяжелое машиностроение. Ответ: Урал.
Характеристика № 11
1. Это самый многонациональный район России.
2. На юге района распложены горы.
3. Большая часть населения живет в станицах и аулах. Ответ: Северный Кавказ.
3) Учащиеся, которые не справились с последним заданием дома, составляют подобный диктант (предположим на 5-7 районов) или отвечают на задания в уч. с. 303-305
Домашнее задание
К следующему уроку подготовить сообщение о стране СНГ или о стране Балтии. Распределить 14 стран между учащимися или группы стран.
Учащиеся готовят сообщения на 2-3 минуты, выполняют картосхему на ксерокс- -ном листе и готовят «Сюрприз от страны». Сюрпризом может быть:
а) стихотворение поэта данной страны;
б) изделие народного художественного творчества;
в) песня, пословицы и поговорки.
Резерв для сдающих географию (билеты, выбрать 1 билет, подготовить ответ)
Работа с терминами (выбрать 2-3 термина из каждой карточки). Например:
1. анклав; 2. импорт; 3. ВВП; ' 4. район; 5. кооперирование; 6. рекреационные ресурсы;
7. специализация; 8.ЭГП; 9. комбинат , комбинирование);
Учитель дает определения понятий, ученики должны понять, о чем идет речь и записать термин в тетрадь.
Далее идет взаимопроверка по образцу. Учащиеся, не справившиеся с этим заданием, ко 2 этапу не приступают, а открывают словари и записывают определений понятий и терминов в краткой форме в тетрадь. Остальные учащиеся имеют шанс сдать зачет на «4» и «5».
Н этап - включает объяснение размещения предприятий, то есть знание принципов размещения крупных предприятий России. На доске: «Почему?»
Запись: Крупные алюминиевые заводы размещены в Восточной Сибири, или более краткая: 1) Алюминиевые заводы * Восточная Сибирь;
2) Металлургический комбинат > в Череповце;
3) Тяжелое машиностроение > на Урале; ,
4) Точное и наукоемкое машиностроение > в Центре;
5) 80% производства тканей > в Центре;
6) Урал получает уголь с Кузбасса, а не с Печорского бассейна;
7) Почему специализация Западной Сибири на ТЭК;
8) Почему крупные ГЭС > в Восточной Сибири?
9) Почему СЭЗ находится в Находке?
10) Почему нельзя в одном городе строить несколько металлургических заводов?
11) Почему специализация ЦЧР и Центрального района различны?
12) Почему на Дальнем Востоке создан мощный ВПК?
Чем лучше ученик знает курс, тем быстрее он будет отвечать, тем на большее количество карточек он ответит. Из 12 карточек достаточно верно ответить на 5 карточек.
/// этап - для учащихся, которые справились с работой, устраивается собеседование с учителем по вопросам творческого характера.
15