Рабочая программа элективного курса Математика для всех. 9 класс.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
И.о. директора
_______________ Цховребова М.Ю.
Приказ от_____________ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Элективный курс «Математика для всех» .(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс .(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34 часа
Учитель Малакмадзе Татьяна Леонидовна . (ФИО)
Программа разработана на основе Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы», составитель В. Н. Студенецкая. Учебное издание «Элективные курсы в профильном обучении»: образовательная область «Математика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: «Вита-Пресс». .(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Сл. Верхнесеребряковка
2016г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2016 г.

I. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);
Приказом «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории  Ростовской  области, на 2015-2016 учебный год», утвержденным Министерством общего и профессионального образования Ростовской области № 405 от 09.06.2015;
Основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 №94 от 28.08.2014;
Учебного плана МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 №83 от 28.08.2015;
Устава МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12, утвержденного приказом Управления образования Зимовниковского района Ростовской области №12 от 12.01.2015; 
Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р;
Примерных программ по алгебре и геометрии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263);
Авторских программ элективных курсов по математике под редакцией Студенецкой В.Н., Сагателовой Л.С. и др.;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма Министерства образования Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Основные цели и задачи изучения курса
Цели курса:
сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, в том числе и процентных для решения большого круга задач, показав широту применения математики в реальной жизни;
способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому;
научить применять знания при выполнении нестандартных заданий;
формирование представления о математике как теоретической базе создания произведений архитектурного искусства формировании представления о математике как теоретической базе создания произведений архитектурного искусства.
Задачи курса:
сформировать умения заполнять некоторые документы, часто используемые в жизни каждой семьи, производить вычисления, необходимые для применения их в практической деятельности;
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
привить обучающимся основы экономической грамотности;
помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
расширить представления учащихся о сферах применения математики (не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство);
расширить сферу математических знаний учащихся (пространственные фигуры, виды симметрии, аналитическое и геометрическое представление о золотой пропорции);
расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений архитектуры.
II. Общая характеристика курса
Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный курс рассчитан на 34 занятия по различным темам, касающимся рассмотрения задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни.
Ко всем занятиям имеется либо небольшая историческая и теоретическая справка, либо краткое изложение того, как та или иная тема может быть применена к расчетам на каждый день. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на умение заполнять документы по оплате жилищно-коммунальных услуг и подсчитывать расход материалов и денежных средств на ремонт помещения до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар и использование презентаций на уроке. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит обучающихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа способствует развитию познавательных интересов обучающихся, экономической грамотности, мышления обучающихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Выбор системы обучения для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей обучающихся и их родителей, образовательной программы МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12.
III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю (инвариантная часть). Вариативная часть составляет 1 час в неделю за счет образовательного учреждения по выбору обучающихся и их родителей. При этом алгебры 3 часа в неделю, геометрии 2 часа в неделю, элективный курс – 1 час в неделю в течение всего учебного года. Итого: 102 часов алгебры, 68 часов геометрии, 34 часа – элективный курс.
Из них праздничные дни 23.02, 8.03, 2.05, 3.05, 9.05 согласно учебному календарю школы, расписанию уроков и моему личному календарю. При этом элективный курс ― 34 часа.
Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой курса.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
IV. Содержание курса
Тема 1. Введение в элективный курс. (1 час)
Сообщение цели и задачи курса. С помощью презентации демонстрация его актуальность. Составляется задание в виде таблицы, которую необходимо заполнять на протяжении всего курса.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение.
Тема 2. Коммунальные платежи. (3 часа)
Показ широты применения в жизни математических расчетов. Заполнение квитанций по оплате коммунальных услуг за свет, за квартиру, за телефон. Введение основных понятий в коммунальных платежах: «пеня», «доплата». Отработка навыков ориентирования в тарифах, предлагаемых МГТС. Решение задач, связанных с заполнением квитанций на оплату. Выполнение тренировочных упражнений.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 3. Ремонт кабинета. (4 часа)
Демонстрация разного вида таблиц, для усвоения учащимися навыков работы с таблицей предлагаемых бытовых услуг. Решение задач по подсчетам расходных средств на ремонт помещения и прикидка оптимального вида ремонта.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 4. Проценты в прошлом и настоящем.(1 час)
Сообщение об истории появления процентов; устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение.
Тема 5. Распродажа, тарифы, штрафы. Бюджет, зарплата. (5 час.)
Введение основных понятий для решения математических задач по данной теме, а именно: скидка, распродажа, тарифы, штрафы, бюджет. Демонстрация примеров повседневного использования процентных вычислений в настоящее время.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 6. Банковские операции. (3 часа)
Актуализация знаний о сложном проценте для отработки навыков использования формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада. Самостоятельное выполнение заданий.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 7. Проценты в современной жизни. (3 часа)
Закрепление полученных знаний о процентах в ходе игры и показа презентаций учениками.
Метод обучения: игра, показ презентации учеников, беседа.
Тема 8. Сущность архитектуры как отрасли инженерных знаний и искусства. Роль математики в архитектуре. (4 ч.)
Архитектура как соединение прочности, пользы и красоты. Инженерная и художественная составляющие архитектуры. Роль математических расчетов в выборе материалов и архитектурной формы. Как математика обеспечивает удобство. Математика и законы красоты в архитектуре.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 9. Геометрические фигуры в архитектурных сооружениях: разнообразие, назначение. (3 ч.)
Геометрические фигуры как прообразы архитектурных форм и как их модели. Геометрические фигуры в различных архитектурных стилях. Геометрические фигуры в решении проблемы прочности сооружений — геометрические модели архитектурных конструкций.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 10. Различные виды симметрии в архитектуре. (3 ч.)
Симметрия, антисимметрия, диссимметрия. Принцип симметрии в природе и архитектуре. Зеркальная, поворотная и переносная симметрии.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 11. Пропорциональность — математическая основа архитектурной композиции. (4 ч.)
Пропорции в архитектуре. Золотая пропорция как основа пропорционального строя архитектурных шедевров.
Метод обучения: лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Защита проектов, подготовленных учащимися.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год Итого
Административный контроль ЗУНовКоличество плановых контрольных и самостоятельных работ 2 1 3 3
практических работ 2 2 1 5 5
лабораторных работ экскурсий V. Тематическое планирование
Разделы программы Количество часов
Введение в элективный курс. 1
Коммунальные платежи. 3
Ремонт кабинета. 4
Проценты в прошлом и настоящем. 1
Распродажа, тарифы, штрафы. Бюджет, зарплата. 5
Банковские операции. 3
Проценты в современной жизни. 3
Сущность архитектуры как отрасли инженерных знаний и искусства. Роль математики в архитектуре. 4
Геометрические фигуры в архитектурных сооружениях: разнообразие, назначение. 3
Различные виды симметрии в архитектуре. 3
Пропорциональность — математическая основа архитектурной композиции. Защита проектов, подготовленных учащимися. 4
VI. Календарно-тематическое планирование
Элективный курс «Математика для всех». 9 класс (базовый уровень, 1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/пДата проведения Наименование (содержание урока) темы Коли-чест-во часов Формы и методы организации образовательного процесса, вид познавательной деятельности обучающихсяОборудование Виды контроля
план факт 1 01.09 Инструктаж по технике безопасности. Введение в элективный курс. 1 Проблемно-поисковая. Проектор, компьютер, доска, демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 2 07.09 Коммунальные платежи. 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 3 14.09 Коммунальные платежи. 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 4 21.09 Самостоятельная работа по теме «Коммунальные платежи». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. СР
5 28.09 Ремонт кабинета. 1 Проблемно-поисковая. Проектор, компьютер, доска, демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 6 05.10 Ремонт кабинета. Выбираем обои. 1 Объяснительно-иллюстративный. Проектор, компьютер, доска, демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 7 12.10 Ремонт кабинета. Оштукатуривание поверхности. 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 8 19.10 Самостоятельная работа по теме «Ремонт кабинета». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. СР
9 26.10 Проценты в прошлом и настоящем. 1 Проблемно-поисковая. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 10 09.11 Распродажа, тарифы, штрафы. 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 11 16.11 Распродажа, тарифы, штрафы. 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 12 23.11 Практическая работа «Основные типы задач на проценты». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. ПР13 30.11 Бюджет, зарплата. 1 Проблемно-поисковая. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 14 07.12 Практическая работа «Бюджет и зарплата». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. ПР15 14.12 Банковские операции. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 16 21.12 Банковские операции. Сложные проценты. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 17 28.12 Практическая работа «Банковские операции». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. ПР18 18.01 Проценты в современной жизни. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 19 25.01 Деловая игра «Проценты в современной жизни». 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 20 01.02 Задачи на сплавы, смеси, растворы. 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 21 08.02 Архитектура как объединение инженерной науки и искусства. 1 Объяснительно-иллюстративный. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 22 15.02 Математика в инженерной составляющей архитектурного творчества. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 23 22.02 Роль математических расчетов в выборе материалов и архитектурной формы. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 24 01.03 Практическая работа «Экспертиза выбора материалов». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. ПР25 15.03 Геометрические фигуры в различных архитектурных стилях. 1 Проблемно-поисковая. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 26 22.03 Выбор геометрической формы для обеспечения прочности сооружения. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 27 05.04 Самостоятельная работа «Анализ геометрических форм, использованных в различных архитектурных сооружениях». 1 Информационные, операционные. Карточки с индивидуальными заданиями. СР
28 12.04 Различные виды симметрии в архитектуре. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 29 19.04 Практическая работа «Изучение различных видов симметрии и их свойств». 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. ПР30 26.04 Мини-проект «Анализ архитектурного объекта с точки зрения присутствия в нем симметрии». 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 31 03.05 Пропорциональность — математическая основа архитектурной композиции. 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 32 10.05 Математические свойства архитектурных пропорций. «Золотая пропорция». 1 Исследовательская. Проектор, компьютер, доска, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения. 33 17.05 Защита проектов «Пропорции в разных архитектурных стилях». 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска. 34 24.05 Защита проектов «Пропорции в разных архитектурных стилях». 1 Информационные, операционные. Проектор, компьютер, доска. VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Козина М.Е. Функция: просто, сложно, интересно. Сборник элективных курсов, издательство – Волгоград - Учитель, 2012г., 137с.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С.. Модуль. Сборник элективных курсов, издательство - Волгоград-Учитель, 2012г., 205 с.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С.. Квадратный трехчлен и его приложения. Сборник элективных курсов. Волгоград-Учитель, 2012г., 205 с.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Процентные расчеты на каждый день. Сборник элективных курсов. Волгоград-Учитель, 2012г., 205 с.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С.. Симметрия вокруг нас Волгоград-Учитель, 2013г., 205с.
Материально-техническое обеспечение уроков: ПК, проектор, интерактивная доска, плакаты.
Компьютерное обеспечение уроков предусматривает применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса обучающихся, тренировочные упражнения, цифровые образовательные ресурсы, открытые мультимедиа системы, презентации, включающие разработки уроков, фронтальные работы, компьютерные тесты и математические диктанты, электронные учебники.
Информационно-образовательные ресурсы:
http://www.mon. gov.ru (Официальный сайт Министерства образования и науки РФ)
http://window.edu.ru (Информационная система «Российское образование») 
http://www.edu.ru (Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»)
http://fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://www.ege.edu.ru (Официальный информационный портал ЕГЭ)
http://collections.edu.ru (Электронные коллекции для средней школы)
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
http://fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://window.edu.ru/ (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
http://www.openclass.ru (Открытый класс)
VIII. РезультатыТребования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь заполнять квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;
знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Данный элективный курс может стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии при выставлении оценок могут быть следующие.
Оценка «отлично» – обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; обучающийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями обучающийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо» – обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений обучающегося.
Оценка «удовлетворительно» – обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Оценка «неудовлетворительно» – обучающийся не владеет материалом, не освоил идеи и методы решения задач по курсу, что не позволило ему научиться использовать математику в повседневной жизни.