Программа дополнительного образования Занимательная математика: моделирование и конструирование
Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Салымская СОШ №1»
Районный конкурс программ внеурочной (внеклассной) деятельности для начальной и основной школы
«Занимательная математика: моделирование и конструирование»
1 класс
Бардалист Оксана Николаевна, учитель начальных классов
п.Салым2016 г.
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика: моделирование и конструирование» адресована обучающимся 1-х классов НРМОБУ «Салымская СОШ № 1».
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Устава НРМОБУ «Салымская СОШ № 1», Основной образовательной программы начального общего образования НРМОБУ «Салымская СОШ № 1». Разработана на основе авторской программы Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для обучающихся 1-4х классов.
Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствие с Положением НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» «О рабочей программе».Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий - информационных. Технологические революции и раньше случались в истории человечества, но именно с информационной связываются огромные ожидания. Образование ожидает от информационных технологий скачка в качестве получаемых знаний. Процесс информатизации требует от школы соответствующей реакции. Таковой явилось появление предмета информатики. Сейчас актуальна проблема использования компьютерных технологий в различных учебных дисциплинах. В контексте современного развития это вполне естественный процесс. Сейчас информатику начинают изучать в начальных классах. Использование компьютерных технологий в процессе обучения позволяет ученику не бояться компьютера, и смело его использовать в жизни.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, занимаясь в компьютерном кружке, смогут освоить работу в основных прикладных программах.
Основным направлением программы «Занимательная математика: моделирование и конструирование» является практическая подготовка к жизни младших школьников, которая позволит детям вести самостоятельную жизнь в современном обществе, так как, компьютер является средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение.
Данная программа разработана для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Большое значение имеет формирование у обучающихся на занятиях по информатике адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребенка в любой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Программа, обладает собственной методикой, имеет свою структуру и содержание, реализует межпредметные связи.
Цель программы: формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, за интерактивным столом, с конструктором Лего, умение работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Образовательные задачи:
Научить правилам работы на компьютере и правилам поведения в компьютерном классе.
Формировать навыки работы с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами: MicrosoftPowerPоint, текстовом редакторе MicrosoftWord.
Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.
Познакомить с играми-тренажерами, обучающими программами, электронными пособиями, с целью повторения, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, математики и др.
Научить выполнять практически значимые работы: написание деловых бумаг, особенности их создания и оформления, поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных материалов для социально-значимых проектов (школьных);
Формировать абстрактное восприятие предметов и логическое мышление.
Освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.
Воспитательные задачи:
Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.
Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
Формировать навыки здорового образа жизни.
Содержание программы построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с психофизическими возможностями, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Данная программа разработана для обучающихся 1 классов. Условиями отбора детей в кружок является желание заниматься. Объём часов, отпущенных на занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.
Состав участников кружка не более 15 человек.
Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Методы и методические приемы:
Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок. Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.Занятие – беседа. Ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта.
Проекты, выполненные ребятами, могут быть использованы для выступления перед родителями, приглашенными гостями, в День открытых дверей.
В рамках внеурочной деятельности запланировано активное сотрудничество с социальными партнерами: поселковой библиотекой, детским садом «Улыбка».
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача материала всему коллективу учеников
-индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда ученикам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент (1мин)
- Разминка: короткие логические задания на коррекцию внимания, памяти, восприятия, мышления, мелкой моторики (5 мин)
- Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (10-15 мин)
- Физкультминутка (2 мин)
- Работа за компьютером (15-20 мин)
- Подведение итогов занятия (2 мин)
В рамках внеурочной деятельности используются:
мобильный класс IClabинтерактивный стол Promethean ActivTableсистема контроля мониторинга качества знаний PRoKlassобразовательный конструктор LEGO и аппаратно-программное обеспечение как инструмент для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях Лего- конструирования.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Задачи: - обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
-развивать умения творчески подходить к решению задачи;
-развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Формы и режим занятий: занятия проводятся в виде устного объяснения, демонстрации наглядного материала, видео материала, самостоятельных практических работ, творческие индивидуальные задания, комплексные задания для самостоятельной работы (их выполнение позволит приобрести и закрепить навыки практического моделирования).
Стол ActivTable – это не только уникально мощное обучающее средство для небольших групп, но и основа для развития важных для 21-го века навыков, таких как общение, творчество и критическое мышление. Cтол ActivTable предоставляет ученикам возможность обучения в индивидуальном темпе, активного участия в выполнении задания и развития творческих навыков в классе.
Возможности стола ActivTable позволяют ученикам самостоятельно определять ход обучения, поощряя этим их вовлеченность и стимулируя к совместному принятию решений и выполнению заданий в классе. Многопользовательский интерактивный стол позволяет шести ученикам одновременно использовать индивидуальные инструменты, веб-обозреватели и ресурсы, причем действия каждого ученика приближают всю группу к достижению общей цели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность.
Давать определения тем или иным понятиям.
Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
Ожидаемые результаты
Обучающие должны знать:
роль информации в деятельности человека;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
этические нормы при работе с информацией и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Обучающие должны уметь:
вводить текст, используя клавиатуру компьютера;
упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;
использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
При работе с робототехникой учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать модели при помощи элементов по заданной схеме, по собственному замыслу.
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме защиты проекта.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
самооценка и самоконтроль.
На занятии ребятами используются современные методы оценивания своей работы с помощью системы контроля мониторинга качества знаний PRoKlass.
Критерии оценки результатов тестов
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
79-60% - уровень выше среднего;
59-40% - средний уровень;
39-30% - уровень ниже среднего;
менее 30% - низкий уровень.
Содержание дополнительной образовательной программы
Мобильный класс IClab (9 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ. Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера. Клавиатура, работа на клавиатуре. Гимнастика для рук. Мышь. Пиктограммы.(игры: «Включи свет в доме», «Наряди елку», «Зажги свечи», «Посади росток», «Собери портфель»). Microsoft Word – создание и редактирование документа. Microsoft Power Point – создание презентации, показ и работа со слайдами.
Интерактивный стол PrometheanActivTable (7 ч.)
Интерактивный стол Promethean ActivTable. Техника безопасности при работе. Включение стола. Элементы управления. Выключение стола. Загрузка аватарок, создание группы, работа на цифровой панели. Интерактивное приложение «Математика: сложение и вычитание в пределах 10». Игровой комплект «Шахматы. Шашки. Геометрические головоломки. Лудо». Квест «Поиск животных в зоопарке». UFO «Числовя путаница 1-20». Пазл. Движущийся пазл.
Легоконструирование (9 ч.)
Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов. Техника безопасности. Интерфейс «LegoDigital». ПервоРобот LEGO WeDo «Голодный аллигатор».
«Построй свою историю». Средства конструирования – «волшебные кирпичики» Форма ЛЕГО-деталей, варианты их скреплений.
Учусь создавать проект (7 ч.)
Чем я люблю заниматься? Хобби. Выбор темы проекта. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор нужной информации. Продукт проекта. Виды продукта. Макет.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
1 класс
№ п/п Тема Дата
Мобильный класс IClab 1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ 01.09
2 Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера. 08.09
3 Клавиатура, работа на клавиатуре. Гимнастика для рук. 15.09
4 Мышь. Пиктограммы.(игры: «Включи свет в доме», «Наряди елку», «Зажги свечи», «Посади росток», «Собери портфель»)22.09
5 Microsoft Word – создание документа 29.09
6 Microsoft Word – редактирование документа 06.10
7 Microsoft Power Point – создание презентации 13.10
8 Microsoft Power Point – показ и работа со слайдами 20.10
9 Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились» 27.10
Интерактивный стол Promethean
ActivTable1 Интерактивный стол Promethean ActivTable. Техника безопасности при работе. Включение стола. Элементы управления. Выключение стола 10.11
2 Загрузка аватарок, создание группы, работа на цифровой панели 17.11
3 Интерактивное приложение «Математика: сложение и вычитание в пределах 10» 24.11
4 Игровой комплект «Шахматы. Шашки. Геометрические головоломки. Лудо» 01.12
5 Квест «Поиск животных в зоопарке» 08.12
6 UFO «Числовя путаница 1-20» 15.12
7 Пазл. Движущийся пазл22.12
Легоконструирование
1 Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов. 12.01
2 Техника безопасности. Интерфейс «LegoDigital» 19.01
3 Средства конструирования – «волшебные кирпичики» Форма ЛЕГО-деталей, варианты их скреплений. 26.01
4 «Построй свою историю» (Базовый набор) 02.02
5 «Построй свою историю». Продолжение. 16.02
6 ПервоРобот LEGO WeDo «Голодный аллигатор». Знакомство с инструкцией, деталями 24.02
7 ПервоРобот LEGO WeDo «Голодный аллигатор». Сбор 02.03
8 ПервоРобот LEGO WeDo «Голодный аллигатор». Сбор 09.03
9 Выставка-соревнование «Я всё умею делать сам!» 16.03
Учусь создавать проект
1 Чем я люблю заниматься? Хобби. Выбор темы проекта 30.03
2 Проблема. Решение проблемы. 06.04
3 Гипотеза 13.04
4 Цель проекта. Задачи проекта 20.04
5 Выбор нужной информации 27.04
6 Продукт проекта. Виды продукта. Макет 04.05
7 Мини-сообщение. Семиминутное выступление 11.05
8 Защита проекта 18.05
9 Повторение пройденного «Что узнали? Чему научились?» 25.05
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Компьютер, мобильный класс IClabПроектор
Интерактивная доска
Принтер
Интерактивный стол PrometheanActivTable
Устройства вывода звуковой информации
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Устройства создания графической информации (графический планшет).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
Интерфейс «LegoDigital», ПервоРобот LEGO WeDoПрограммные средства:
Операционная система.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Используемые средства программного обеспечения:
Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
«Информатика» - программа-тренажер для детей
«Мир информатики. 1 год обучения»
«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
Список использованной литературы
1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для обучающихся 1-4х классов. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2012 г.
2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). – М.: Баласс, Школьный дом, 2010. – 64 c.
3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 1 класса. – М.: Баласс, 2010. – 80 с
4. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. «Уроки Лего-конструирования в школе». — Издательство: М.: Бином. , 2011.
5. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект» Методическое пособие 1 класс. Издательство РОСТ, 2011 г.
6. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект» Рабочая тетрадь, 1 класс. Издательство РОСТ, 2011 г.
7. http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 5. http://www.ug.ru/02.26/po4.htm