Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в преподавании экономических дисциплин.
Опыт организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания экономических дисциплин ГБПОУ РО «НТТ»
Задания для самостоятельной работы можно группировать в зависимости от поставленных целей:Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);составление плана текста;конспектирование текста;выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; исследовательская работа; работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Интернет.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»Для овладения знаниями.Работа нормативной документации по теме: Виды собственности.Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?КОНСТИТУЦИЯ РФ.Статья 81. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Статья 9…… 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»Работа нормативной документации по теме: Виды собственности.Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?КОНСТИТУЦИЯ РФ.Статья 36 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ. Статья 235 . Основания прекращения права собственности 1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных ( статьи 240 и 241 );5) реквизиция (статья 242);6) конфискация (статья 243)……….
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»Работа с текстом по теме: «Типы экономических систем»Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.Форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю продажу товаров и услуг, называется__________. Суть таких отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получения ими_________, а также к удовлетворению платежеспособного спроса _________ на основе свободного взаимного соглашения, _________, эквивалентности, конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение _________ и денег.Государственный план 7. ПосредникРынок 8. ПокупательБлаготворительность 9. ТоварВозмездностьИздержкиПрибыль
Задания для самостоятельной работы можно группировать в зависимости от поставленных целей:Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста);повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);составление плана и тезисов ответа; составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов;выполнение тестовых заданий;ответы на контрольные вопросы;аннотирование, реферирование, рецензирование текста;составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»2) Для закрепления и систематизации знаний: Работа с таблицами по теме: «Конкуренция. Виды конкуренции»Дополните таблицу «Виды конкуренции» примерами.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.ВнутриотраслеваяМежотраслеваяЦеноваяЧистая монополияНесовершенная конкуренция Совершенная конкуренцияНеценовая
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»В таблице отображены изменения в структуре расходов бюджета страны F. Какой вывод можно сделать из данной информации?В 2000г. наибольшую долю в бюджете страны F. составляли расходы на государственное управление.В 2015 г. расходы на здравоохранение в бюджете страны F выросли по сравнению с 2000г.В 2015 г. расходы на государственное управление в бюджете страны F стали ниже расходов на здравоохранение.К 2015 г. доля расходов на национальную оборону в бюджете страны F увеличилась.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПериодРасходы государственное управлениеРасходы на оборонуРасходы на здравоохранение2000 год26%50%24%2015 год27%62%11%
Задания для самостоятельной работы можно группировать в зависимости от поставленных целей:Для формирования умений:решение задач и упражнений по образцу;решение вариативных задач и упражнений;выполнение чертежей, схем;выполнение расчетно-графических работ;выпуск газеты, телепередачи, организация выставки;создание проспектов, проектов, моделей;составление памяток, рекомендаций, советов, кодексов.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»3. Для формирования умений:Выпуск информационного бюллетеня.Темы для сбора и систематизирования информации:Ученые экономисты (биография, работы).Экономисты современности (биография, работы).Занимательная экономика.Экономика вокруг нас.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»Тема «Спрос и предложение как основные элементы, составляющие конъюнктуру рынка»В таблице представлены данные о ценах, объёмах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку.Цена (P) Объём спроса (QD) Объём предложения (QS) 1010212931484167518662057
Задания для самостоятельной работы можно группировать в зависимости от поставленных целей:Для проверки сформированности компетенций:написание эссе, писем-размышлений, сочинений;подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Лоренс Питер). «Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают» (Фридрих Хаек). «Рынки, так же как парашюты, срабатывают только, если они открыты» (Хельмут Шмидт) «Лучше иметь курицу завтра, чем яйцо сегодня» (Т. Фуллер). «Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, — не находит никогда!» (Оноре де Бальзак). «Труд каждого из нас есть труд для всех, и труд для всех — для каждого из нас» (М. Горький). «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди» (Л. Якокка).
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»1. Цитата 2. Проблема, поднятая автором, ее актуальность 3. Смысл высказывания 4. Собственное мнение по поводу высказывания 5.Теоретические аргументы6. ПримерыВыполните задание последовательно заполняя все графы таблицы
Примеры заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»Задания на анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. 1. В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьёзные нарекания состоятельных людей. Граждане, не желающие уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения. В чём заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о её преимуществах. 2. В стране Z для развития экономики была снижена ставка рефинансирования центрального банка. Назовите любые три последствия данного решения для финансовой сферы страны Z.
Спасибо за внимание!