Самоанализ к проекту по внеурочной деятельности Комнатные растения
Самоанализ
занятия по внеурочной деятельности "Комнатные растения- наши друзья"
учителя начальных классов МКОУ " СОШ им.П.П.Грицая ст.Солдатской"
Мастерко Галины Александровны.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образования. Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными к анализу, обобщению, и самостоятельным выводам, не умеющими применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования. В связи с этим возникает необходимость компетентностного подхода в образовании, когда целью школы должны быть не знания, а способность учиться и действовать самостоятельно. Действовать самостоятельно, значит, важны такие качества и ученика, и педагога, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация. Решение проблемы я вижу в полном, системном переходе образования к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Комнатные растения- наши друзья» актуален ещё и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих технологий является одним из критериев инновации. Цель проекта –пополнить знания о растениях, изучить вопрос влияния комнатных растений на человека.
Создание условий для развития новых образовательных качеств учащихся, условий для формирования творческой личности через проектную деятельность, в котором обеспечивается:
- богатый выбор тем для творческих работ учащихся как основного продукта погружений, в частности выбрана тема «Комнатные растения- наши друзья»;
- самостоятельная проектная деятельность учащихся как основного продукта самообразования.
Задачи проекта:
1. Сообщение и обобщение знаний детей о комнатных растениях.
2.Знакомство с многообразием цветущих комнатных растений класса.
3.Развитие умений различать растения по внешнему виду, по названию.
4.Расширение кругозора детей, приобщение к миру природы.
5.Воспитание познавательного интереса к живой природе.
5.Формирование навыков правильного ухода за комнатными растениями.
6.Пополнение состава цветущих растений в классе.
7.Организация практически-значимой проектной деятельности (Выпуск книжек-малышек...).
8.Выявление активных учащихся, способных в будущем быть лидерами.
Проект «Комнатные растения- наши друзья» — это практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В данном проекте учащиеся решали конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского характера. Мне, как учителю, необходимо было создать для учащихся, начинающих осваивать метод проектов такие условия, которые бы требовали творческого решения и нестандартных ситуаций.
Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строилось на принципах сотрудничества и включало в себя:
консультирование групп учащихся на всех этапах проекта;
обеспечение учащихся правилами организации проектной деятельности детей.
участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.
Кроме этого были и обеспечены условия проектной деятельности учащихся:
помощь в определении замысла (идеи создания проекта о комнатных растениях);
консультирование стадий проекта: поиска информации, решение проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами, устной (в виде сообщений) и визуальной (в виде продуктов мини-проекта);
поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности учащегося.
Для учащихся младших классов, делающих первые шаги в проектной деятельности, существенна роль педагога, как творческого руководителя. Я постаралась создать условия для успешного расширения творческого общения с каждым ребёнком, поощрять их активность и инициативу, помогать детям находить и реализовать собственные способы, формы и стиль деятельности. Было предусмотрено четыре этапа реализации проекта.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащегося
1.Ценностно-ориентированный Мотивация проектной деятельности, организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы
2. Конструктивный Объединение учащихся в группы, консультации, стимулирование поисковой деятельности, организация самостоятельной работы Включение в проектную деятельность в группе, составление плана работы. Сбор материала, поиск литературы, выбор формы реализации проекта
3.Рефлексивно-оценочный Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме
4.Презентативный Подготовка экспертов.Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта Защита проектов, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности
Так как проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, мы тоже разделились на творческие объединения, где каждая группа выполняла своё задание. 1 группа исследовательская –ориентирована на отбор информации о комнатных растениях класса. Презентацией работы является газета.
2 группа практико-ориентированная – ориентирована на практический результат. Составила памятку посадки комнатных растений и выполнила практическую работу.
3 группа познавательная –направлена на обработку информации о комнатных растениях, деление их на группы и оформление книжек-малышек.
Таким образом, учебный проект был связан с деятельностью по его выполнению. Выход выполнения: газета, посаженный цветок, книжки-малышки. Для младших школьников очень важно, чтобы они видели свой вклад в разработку проекта. Каждый ребёнок независимо от группы, в которой он работал, вносил свою «лепту».
Результатами проекта «Комнатные растения- наши друзья» стали:
овладение учащимися универсальными компетенциями: познавательными и исследовательскими, деятельностными, коммуникативными компетенциями.
самореализация каждого ребёнка на основе проектной деятельности;
сплочение детского коллектива;
развитие творческих способностей младших школьников;
Перспективы развития проекта «Комнатные растения» я вижу в дальнейшей работе над стенной газетой и пополнением книжек, наблюдение над ростом и развитием посаженного растения. Данный проект может быть осуществлён и в других образовательных учреждениях, поскольку нет такой школы, в которой не было бы комнатных растений.