Программа фронтальных логопедических занятий с обучающимися 1 классов школы VII вида
КУ «Нефтеюганская коррекционная начальная общеобразовательная школа VII вида»
СОГЛАСОВАНА:
Руководитель МО_____________ /_______________________/
Заместитель директора _______________/_________________/
УТВЕРЖДЕНА
приказ№ ________ от ________________ 20__г.
Директор ________________________/___________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В ПЕРВЫХ КЛАССАХ
НА 20__-20__ УЧЕБНЫЙ ГОД.
Учитель-логопед: Рухлова Ирина Ивановна
Количество фронтальных занятий в неделю -3 ч.
Количество часов на учебный год: 97ч.
Прошла экспертизу на заседании методического совета протокол № ____ от _________________ 2011 года.
Пояснительная записка
Характеристика группы. Результаты диагностического обследования показали следующее. Практически у всех обучающиеся нарушено звукопроизношение по типу искажения, нарушения носят сложный характер. При этом отмечаются различные нарушения подвижности речевого аппарата – неточность, напряженность, недиференцированность, хаотичность движений, трудности удержания позы, тремор языка, синкинезии, гиперсаливация. Это позволяет предположить наличие дизартрии – нарушения произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Фонематический слух развит недостаточно. Дети с ошибками повторяют слоговые ряды, не могут выбрать картинки с заданным звуком. У многих не сформированы операции языкового анализа, дети допускают ошибки при определении количества и последовательности языковых единиц, путают понятия «звук», »слог», »слово». Либо вообще не имеют представления об этих понятиях. При определении количества слов в предложениях с предлогами допускают ошибки, т.к. не вычленяют предлог как отдельное слово. Крайне беден словарный запас. Дети не знают названий многих предметов и действий, не могут объяснить значение того или иного слова, стереотипно подбирают признаки к предметам, не образуют новые слова, не знают обобщающих слов, не подбирают синонимов, антонимов. Грамматический строй также нарушен. Многим детям доступно составление простого предложения, но при этом они не соблюдают порядок слов во фразе, неправильно согласуют слова между собой, не используют предлоги. Есть дети, которые не могут составить даже простое нераспространенное предложение по сюжетной картинке. Связная речь на очень низком уровне. Если ребенок может составить высказывание самостоятельно, то допускает различные ошибки – выпадение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий, отсутствие связи между предложениями, неточности, ошибки грамматического оформления высказывания, неточное словоупотребление. Есть дети, которые просто перечисляют изображенные на картинках предметы. Некоторым детям составление связного высказывания недоступно даже по вопросам. Состояние речи большинства детей можно охарактеризовать как ОНР 3 ур. у ребенка с дизартрическим компонентом.
Цель коррекционной логопедической работы на первый учебный год: ученик с понятной речью, умеющий анализировать звуко-буквенный и звуко-слоговой состав слова, определять количество и последовательность слов в предложении; подбирать обобщающие слова; подбирать признаки и действия к предмету; составлять простые распространённые предложения.
Задачи:
развивать артикуляционную и мелкую моторику,
формировать правильное звукопроизношение,
формировать фонематический анализ и синтез,
формировать слоговой анализ и синтез,
учить определять количество, последовательность и место слов в предложении,
обогащать словарный запас по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Мебель», «Времена года», «Животные», «Транспорт»
развивать психологические предпосылки к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, слухоречевая память, самоконтроль),
формировать коммуникативные навыки,
предупреждать возникновение дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Предполагаемый результат: знает понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст; названия гласных и согласных звуков и букв, отличие звуков от букв, гласных звуков от согласных, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, умеет узнавать звук на фоне других звуков и на фоне слова, выделять первый и последний звуки из слов, определять последовательность и место звуков в слове, выделять ударный слог из слова, навык: правильно произносит все звуки речи, делит слово на слоги, выделяет слова из предложения, обозначает на письме границы предложения.
Принципы коррекционного воздействия: патогенетический принцип; принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; принцип учёта поэтапности формирования речевых умений, онтогенетический принцип, принцип комплексного и системного подхода, принцип дифференцированного подхода.
Методы коррекционного воздействия: рассказ (устное повествовательное изложение содержания материала), объяснение (словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, понятий, явлений); беседа (тщательно продуманная система вопросов для подведения учеников к пониманию нового материала), наглядно-демонстративный.
Предположительные сроки проведения диагностики: 1-24 сентября, 19-28 декабря, 16-30 апреля
Решению поставленных задач способствует коррекционная работа по следующим темам.
Планирование фронтальных занятий.
Тема занятия
Количество часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата проведения планируемая
Дата проведения фактическая
Диагностика речи:
-звукопроизношение
-фонематический слух
-языковой анализ
-лексика
-грамматический строй
-связная речь.
10
Выявление актуального уровня развития компонентов речевой системы
Речь. Предложение.
2
Усвоение понятия «предложение». Составление предложений по сюжетным картинкам. Определение количества слов в предложении. Коррекция слухового внимания.
Уметь чувствовать интонационную законченность предложения, обозначать графически начало и конец предложения.
Предложение. Слово.
2
Усвоение понятия «слово». Составление предложений с заданным количеством слов; из слов в неправильном порядке и в правильной грамматической форме. Развитие зрительной памяти.
Уметь составить простое предложение, графическую схему предложения.
Слово- предмет
2
Составление предложения с заданным словом. Различение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Обобщающие слова. Постановка вопросов к словам. Коррекция мыслительных процессов («4 лишний»)
Уметь назвать слова-предметы, обозначать их графически.
Слово - действие
2
Составление предложения по графической схеме. Подбор действий к предметам. Постановка вопросов к словам. Развитие слухового внимания и памяти.
Уметь подобрать слова – действия, обозначать их графически.
Слова- предметы и слова-действия.
2
Определение порядка слов в предложении. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Подбор действий к предметам и наоборот. Словарь (животные, транспорт) . Развитие зрительной памяти.
Уметь различать слова-предметы и слова-действия.
Слово – признак.
2
Знакомство со словами, обозначающими признак предмета и их графическим обозначением. Подбор признаков. Словарь (овощи, фрукты.). Развитие зрительной и слуховой памяти.
Уметь подобрать признаки к предметам, обозначать слова – признаки графически.
Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки.
2
Дифференциация слов – действий, слов- предметов, слов-признаков. Подбор синонимов. Отгадывание слов по функциональным признакам. Развитие слухового внимания.
Уметь различать слова – действия, слова – признаки, слова – предметы.
Органы речи.
1
Роль речи в жизни человека. Сравнение речевых и неречевых звуков, знакомство со строением речевого аппарата. «Сказка о весёлом язычке».
Знать и уметь найти у себя язык, твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы, челюсти.
Звуки речи.
2
Наблюдение за работой органов речи. Образование гласных 1 ряда и согласных. Узнавание звука на фоне других звуков. Развитие слухового внимания и памяти.
Знать способы образования гласных и согласных звуков. Уметь узнавать звук на фоне других звуков.
Звук и буква А.
2
Артикуляция звука. Понятия «звук», «буква». Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в ряду других. (Есть ли среди данных звуков звук а?) Развитие зрительного восприятия.
Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква У.
2
Артикуляция звука. Понятия «звук», «буква». Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в ряду других. Развитие зрительного восприятия и памяти. Обогащение словаря («грибы», «ягоды»)
Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква О.
2
Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Узнавание звука в начале слова. Р.п. мн.ч существительных. Развитие речеслухового внимания и памяти. («Запомни, повтори»)
Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Э.
2
Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Признаки гласных звуков. Обогащение словаря («Посуда»), образование относительных прилагательных. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Характеристика звука. Развитие зрительной памяти.
Уметь узнавать звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Ы.
2
Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Узнавание звука в середине и конце слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Характеристика звука. Образование имён существительных мн.ч. Развитие слуховой памяти.
Уметь выделять звук в ряду других звуков, в слогах и словах, обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква И.
2
Артикуляция звука. Связь звука и буквы. Характеристика звука. Развитие логического мышления, слухового внимания. Вычленение звука из ряда гласных. Определение последовательности звуков в слове. Обогащение словаря («Ягоды»). Образование мн. ч. существительных.
Уметь вычленять звук из ряда других звуков, из слогов и слов; обозначать звук буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Гласные 2 ряда.
2
Образование гласных 2 ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. Развитие речеслуховой и зрительной памяти. Обогащение словаря.
Иметь представление о способе образования гласных 2 ряда.
Диагностика речи:
-звукопроизношение
-фонематический слух
-языковой анализ
-лексика
-грамматический строй
-связная речь.
5
Выявление динамики в развитии речи.
Слово. Слог.
2
Выделение гласных из слов. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Подбор слов с заданным количеством слогов. Развитие слухового гнозиса, речеслухового внимания и памяти. Работа над ритмом. Составление слов из слогов.
Знать правило слогоделения (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Уметь делить слова на слоги.
Слог. Ударение.
2
Определение количества и последовательности слогов в словах. Работа с деформированным словом. Ритмический рисунок слов. Определение ударного гласного в словах. Развитие слухового внимания.
Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог.
Твёрдые и мягкие согласные.
2
Различение твёрдого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь и гласных 2 ряда. Развитие речеслухового внимания и памяти. Обогащение словаря.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
2
Слухопроизносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных. Определение наличия и места звука в слове. Развитие логического мышления. («4 лишний»)
Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь.
Звонкие и глухие согласные.
2
Образование звонких и глухих согласных. Слухопроизносительная дифференциация звонких и глухих согласных. Работа с деформированным словом. Подбор действий к предметам. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь различать звонкие и глухие согласные в произношении и на слух.
Звуки П-Пь. Буква П.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Развитие зрительного внимания и памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки Б-Бь. Буква Б.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки Т-Ть. Буква Т.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Подбор действий и признаков к предмету. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки Д-Дь. Буква Д.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Части предмета. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки К-Кь. Буква К.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словосочетанием. Подбор действий и признаков к предмету. Развитие зрительной памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки Г-Гь. Буква Г.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Подбор предметов к действиям и признакам. Развитие логического мышления.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки С-Сь. Буква С.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным предложением. Обобщающие слова. Развитие зрительного внимания «Найди отличия»
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки З-Зь. Буква З.
2
Уточнение артикуляции звуков, дифференциация твёрдых и мягких согласных, выделение звуков из слов, предложений; работа с деформированным словом. Ударение в слове. Подбор обобщающих слов. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Ш.
3
Уточнение артикуляции звука, связь звука с буквой. Выделение звука из речевого потока. Подбор слов с заданным количеством слогов. Развитие логического мышления («4 лишний»). Образование названий детёнышей животных. Развитие логического мышления. Придумывание загадок.
Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Ж.
3
Уточнение артикуляции звука, выделение его из речевого потока. Составление слов из слогов, работа с деформированным словосочетанием. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звуки Р-Рь. Буква Р.
3
Уточнение артикуляции звуков, различение твёрдых и мягких согласных, выделение звука из различных языковых единиц. Преобразование слогов и слов. Обогащение словаря («Профессии»). Образование относительных прилагательных. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительной памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Диагностика речи:
-звукопроизношение
-фонематический слух
-языковой анализ
-лексика
-грамматический строй
-связная речь.
7
Определение динамики в развитии компонентов речевой системы
Звуки Л-Ль. Буква Л.
2
Уточнение артикуляции звуков, различение твёрдых и мягких согласных, выделение звука из различных языковых единиц. Преобразование слогов и слов. Обогащение словаря («Животные»). Образование притяжательных прилагательных. Работа с деформированным словом. Развитие зрительной памяти.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные на слух и в произношении, выделять звук и обозначать его на письме. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Ч.
3
Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение наличия и места звука в слове. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Развитие зрительной памяти.
Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Щ.
3
Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение наличия и места звука в слове. Работа с деформированным словом. Образование увеличительной формы существительных. Образование названий профессий. Развитие зрительной памяти.
Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Звук и буква Ц.
3
Уточнение артикуляции звука. Выделение его из речевого потока. Определение последовательности звуков в слове. Работа с деформированным словом. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. Подбор родственных слов. Развитие речеслухового внимания и памяти.
Уметь произносить звук, выделять его из речевого потока, обозначать на письме буквой. Уметь дать характеристику звуку.
Литература:
«Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. М., 1996;
«Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР» Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С. В. Зорина. М., «Владос», 2004.
«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е.В. Мазанова. М., «Гном и Д»2006.
«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименкова. М., «Владос», 2004.
«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» И.Н. Садовникова. М., «Владос», 1997
«Фронтальные логопедические занятия» В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. М., «Гном-пресс», 1998.
«Логопедическая работа в коррекционных классах» Р. И. Лалаева. М., «Владос», 1999.
Заголовок 1Заголовок 215