Всё ли могут короли в школе?

Губин Геннадий Александрович
МБОУ «Ромашкинская средняя школа»
учитель истории и обществознания
с. Ромашкино Сакского р-она Ресспублики Крым

Всё ли могут «короли»... в школе?

О незавидном положении школьного учителя написано немало слов, при этом о директоре школы практически не упоминается. Несправедливо! Позвольте же и о бедном директоре школы замолвить слово
Слово «бедный» по отношению к директору школы не употребляется здесь в переносном смысле. Он действительно бедный. Его зарплата, роль и ответственность в школе - вещи несопоставимые. А выживать надо. Вот и приходится директору школы, чтобы иметь относительно приличную зарплату «набирать» побольше учебных часов в ущерб качеству учебно-воспитательного процесса и исполнению административных функций. Такое поведение директора перманентно порождает конфликты в школе, заведомо подрывает его авторитет.
Директор выступает в школе одновременно в нескольких ипостасях: он - хозяйственник, управленец и педагог одновременно. Такая «многостаночность» сложилась исторически и полностью соответствовала тому времени, когда школы были небольшими, а дефицит кадров в народном образовании огромен. Но время-то течёт: кардинально изменились экономические и социально-политические условия жизни общества, но мало что изменилось в школе. Школы превратились, особенно в городах, в гигантские социальные организмы, однако управляются они по-прежнему: по старинке. Неужели до сих пор общество и государство недопонимает тот факт, что основной функцией директора школы должна быть только чётко очерченная функция управления. Управление современной школой является сложной наукой. А потому погоня «за двумя зайцами» (а у нас за тремя) приводит к тому, что директор нынешней школы, как правило, качественно не выполняет ни одной из своих трех функций. Не выполняе не потому, что не желает (хотя чего греха таить - есть и такие), а просто физически и психологически сделать это не в состоянии.
В нашем обществе крепко укоренилось мнение, что директором школы может быть любой учитель, имеющий маломальские организаторские способности. Это глубочайшее заблуждение. Можно быть блестящим учителем, но никудышним директором школы и наоборот. Дело в том, что директор школы - это особая профессия, которой, как это ни странно звучит для уха наших управленцев, необходимо учить годы, а не один-два месяца через каждые пять лет. Квалифицированный директор должен иметь не только педагогическую подготовку, но и второе высшее специальное образование – специалист по управлению: быть профессионалом. Неужели высшие руководители школьного образования не могут понять до сих пор, что директор школы есть специфическая профессия, для которой совершенно недостаточно иметь только педагогическую подготовку? Здесь должен присутствовать особый профотбор и специальная подготовка.
Однако никакого квалифицированного и чётко регламентированного отбора на должность директоров школ не существует и поныне. Не потому ли среди директоров школ, иной раз, встречаются фигуры, прямо скажем, одиозные? Не решена эта проблема и не делается попыток её решения и в настоящее время. Директоров школ, способных реально управлять школами, как сложными социально-педагогическими организмами и вести школьные коллективы в завтрашний день, а не плывущих безропотно по указке чиновной братии от образования, надо искать с помощью научно-обоснованной методики, которой до сих пор нет в страдающем от дуроломства чиновничества Отечестве.
Профессионалы должны работать на каждом рабочем месте и, конечно же, на месте директора школы. Более чем странное отношение к профессии директора школы привело к тому, что среди нынешних школьных руководителей в подавляющем числе случаев нет профессионалов. Это не оскорбление в адрес директоров школ, а констатация факта. Дилетантизм руководителей школ принял угрожающие размеры. Вот поэтому директора-профессионалы являются счастливым исключением из общего правила и... «белыми воронами» в системе образования, которым несладко живется в пронизанной всеобщим дилетантизмом системе школьного образования.
Дилетант, в отличие от профессионала (одни - больше, другие - меньше), хорошо осознает свою уязвимость, непрочность своего служебного положения, полную зависимость от случайных факторов, в том числе и благосклонного отношения к нему непосредственного начальства. Это порождает в среде дилетантов животный страх за свое служебное кресло, за свое будущее, парализует их ум и инициативу, волю и независимость.
Вероятно, поэтому большинство руководителей школ не желают принимать самостоятельных решений в своей управленческой деятельности, чаще всего, полагаясь на «ценные указания» (ЦУ) сверху: в случае чего можно будет легко оправдаться, ссылаясь на эти самые «ЦУ». В свою очередь дилетанты, жадно улавливающие все прихоти и желания вышестоящих, устанавливают точно такую же систему отношений в своих школах: теперь в школе все должны беспрекословно, даже в мелочах, следовать уже их указаниям. Это хоть как-то компенсирует им их ущемленное вышестоящими чиновниками самолюбие. Такая система отношений угнетает личность, совершенно отбивает инициативу, консервирует мистический страх перед мнением и словом вышестоящих, культивирует, не так уж и редко, подлость и угодничество, как норму поведения. Видимо, трудно найти другую такую сферу нашей жизни как школа, круто замешанную на лицемерии и ханжестве. Только демократизация школы и системы управления ею, позволит нам освободиться от этих «милых» пороков на ниве народного воспитания и образования.
Демократия - это такое состояние социального организма, когда имеется достаточно широкий набор процедур принятия решений и их неукоснительного исполнения. До такого состояния нашим школам еще идти и идти и, в первую очередь, до ясного осознания этого. Пока что у нас мало кто понимает это и потому постоянно происходит подмена понятий: под демократией понимают, довольно часто, охлократию - власть толпы. Как тут не вспомнить язвительного Л. Филатова:
Нам таперь – имей в виду!- Деспотизм сейчас не в моде,
Надо быть с толпой в ладу: Демократия в ходу.
Демократия - это верховенство закона; жесткая, четкая дисциплина и самодисциплина, оговоренные процедурой. К тому же демократия возможна лишь в обществе равноправных собственников: не мифических, а реальных. Директор школы и учителя собственниками ни школы, ни школьного имущества не являются и совершенно напрасно.
Положение директора школы двусмысленно: с одной стороны он - педагог, а с другой - администратор (работодатель). Эта двусмысленность постоянно играет с ним скверную шутку, так как он администратор (работодатель) скорее де-факто, а не де-юре. Районное или городское управление образования делегирует директору школы лишь часть своих властных полномочий, но отнюдь не свои права. Таким образом, руководителю школы делегируется ответственность, но безо всякой компенсации за эту ответственность. Тем самым чиновник снимает с себя часть ответственности. У него теперь всегда есть «крайний», который сполна ответит за все, что происходит в школе: директор школы. Однако чиновник не желает делиться теми благами, которыми его одарило государство за ответственность, которую он не несет. Неплохо? Значит, первое, что необходимо предпринять, это приравнять директора школы к госслужащим, с соответствующей достойной зарплатой и пенсионным обеспечением.
Много словесных копий сломано в перепалках о демократизации современной школы. О какой демократизации школы может идти речь, если управление нашими школами построено на принципах авторитаризма. Общеизвестно, что гордую, свободную личность может воспитать только такая же личность. В этом отношении положение директора школы весьма и весьма своеобразное. Присутствуя на многочасовых, так называемых совещаниях директоров школ, они ощущают определённую ущербность, неполноценность свою. Выступающие работники гор/рай управления/отдела образования и методкабинета обрушивают на их головы такую огромную массу не всегда полезной информации, что переработать, «переварить» её зачастую бывает просто не под силу.
Самое неприятное, однако, не в этом, а в том тоне, которым разговаривают на этих совещаниях, если так можно сказать, с директорами школ. И если кто-то отчаянный попытается указать на явную абсурдность некоторых требований выступающих, то незамедлительно последует оскорбительная сентенция в сторону смельчака: «Не можете работать - уходите. Мы подыщем вам замену». Что и говорить: своеобразная кадровая политика. С директорами школ церемониться не принято: жалуется на него склочник или просто непорядочный человек – виноват сам директор; происходят в школе различные недоразумения – виноват директор и т.д. И вот при таком отношении к директору школы – учителю учителей – от него требуют «работать творчески, инициативно и, главное, неформально». Никому не следует забывать того, что директор школы – это полномочный представитель, лицо коллектива школы с соответствующими последствиями.
Словесная карусель кружит наши головы, сбивает с толку Вроде бы все за положительные изменения, за реформу школы, но Много говорится слов в защиту учителя, хотя мало кто верит им. Но о защите директора школы и речи никто не ведёт. Да, да – это не оговорка. Директора школы действительно необходимо защищать. Именно директор школы, как это не покажется странным, является наиболее уязвимой фигурой в системе школьного образования.
Попробуйте удалить из школы профессионально-непригодного учителя. Лишь откровенно антипедагогические поступки, оговоренные в законе, помогут удалить из школы учителя, скрывающего под личиной исполнительного и добросовестного работника откровенное равнодушие и наплевательское отношение к делу воспитания и обучения. Зато «удалить» директора из его кресла, оскорбить публично, оболгать незаслуженно – позволено многим.
Хотя бывает и наоборот, когда проходимец-директор, под предлогом борьбы за педагогическую этику и интересы детей выживает из школы талантливого, неординарного учителя. На директора школы санкции могут наложить не только непосредственно вышестоящие органы управления, но и целая вереница должностных лиц. Поэтому директор школы и вынужден высматривать – кому необходимо угодить в данный момент? Но так как перед его глазами целый калейдоскоп этих карающих лиц, то директор школы, волей-неволей, вынужден следить за желаниями и требованиями этих лиц в большей мере, чем за интересами учащихся.
Но тут возникает закономерный вопрос: неужели требования этих должностных лиц противоречат интересам детей? Не слишком ли категоричное суждение? Не хочется быть понятым превратно, однако, не будет большим секретом сказать, что не так уж и редко требования этих грозно инспектирующих действительно противоречат интересам детей. Что же в таком случае делать думающему, творческому директору? Ему, чтобы хотя бы в какой-то мере воплотить свои идеи в жизнь, необходимо выжить, сохранить себя на этом посту, иной раз, поступая против своей совести, против своих убеждений.
Поражает бестактность, бесцеремонность назидательного тона различного рода инспектирующих, проверяющих, руководящих Невозможно взять в толк, почему проверяющий, иной раз даже не работавший в школе ни дня, а уж тем более директором школы, даёт безапелляционным тоном указания, не зная специфики данной школы, состояния ученического и педагогического коллективов. Работа на какой-то мифический образец (существующий только в головах инспектирующих) уводит реальную школу от настоящей, живой работы.
Произвол начальствующих-проверяющих оказывается возможным потому, что и поныне не существует объективных, математически доказуемых показателей эффективности деятельности школы, учителя и директора школы. Да и возможно ли вообще существование таких показателей? Поэтому не защищён сейчас директор школы от набегов инспектирующих, от их субъективизма и эмоциональных оценок. Мнение этого проверяющего потом многократным эхом слышится с различных трибун, пороча либо незаслуженно восхваляя ту или иную школу и педколлективы. Вот это и есть причина того, что мнение проверяющего непререкаемо, хотя среди этих проверяющих не так уж и мало бывших педагогов, которые с дрожью и отвращением вспоминают свою неудавшуюся учительскую карьеру.
Директора школ никак не застрахованы от всяких неожиданных случайностей. Непредвиденный случай в школе может случиться в любой день и в любой момент, даже тогда, когда директора и близко нет в школе. От неблагоприятного стечения обстоятельств нет рецепта и спасения. Но именно случайности иногда определяют судьбу директора школы. Поэтому, если в какой-либо школе случается чрезвычайное происшествие (ЧП) - администрация школы всякими правдами и неправдами старается скрыть эти случаи, а уж если этого не удалось и информация о происшествии доходит до вышестоящего начальства, незамедлительной и жёсткой кары избежать невозможно, так как вышестоящее начальство, в свою очередь, боится реакции своего начальства.
Школа, как социальный организм, в условиях демократизации требует четкого разделения (если так можно сказать применительно к школе) законодательной и исполнительной власти. В нынешней школе директор как бы олицетворяет обе ветви власти в едином лице. Демократизация школы невозможна, пока это явление не будет устранено. «Законодательные» функции в школе должны перейти к коллективу сотрудников школы, учащихся и родителей, а «исполнительные» - административно-управленческому аппарату школы. Отсюда логично вытекает и положение о выборности директора школы. Предвижу возмущенные возгласы некоторых читателей: «Хватит! Уже было!» Да, было. Автор этих строк тоже против таких «выборов», когда это делает не думающая толпа сотрудников школы (именно толпа, а не коллектив, т. к. не всякую сумму педагогов можно назвать коллективом: коллектив функционирует на иных принципах, нежели толпа).
Исследования психологов и мировая практика свидетельствуют о том, что оптимальным сроком пребывания непрерывно на выборном посту обычно является 5-7 лет. Даже, если на этом посту руководитель добился огромных успехов, ротация необходима и, в первую очередь, самому руководителю, для его дальнейшего профессионального роста, для его психического здоровья. Всякий совестливый и думающий человек после административной кутерьмы начинает понимать: борьба за выживание в кресле - иссушает и уничтожает душу тех, у кого она имеется. Вообще-то после руководящей работы творческий и совестливый человек отчётливо понимает, что власть и борьба за власть – грязное и обедняющее душу дело.
Не имеет морального права находиться в должности директора школы тот человек, который не имеет понимания и поддержки большинства субъектов учебно-воспитательного процесса, если педколлектив не разделяет его педагогических взглядов и убеждений. Но кто их спрашивает? Однако возможен и другой вариант, когда педколлектив «не дотягивает» до уровня своего руководителя. И об этом также не следует забывать.
Еще одним из аспектов обозначенной проблемы является то, что руководитель, сидящий в своём кресле чересчур много лет, желает он того или нет, но обязательно становится своеобразным тормозом, препятствием появлению новых идей, новых талантов. Стабильность, консерватизм хороши в определённой дозе, точно также как и всякие перемены.
Власть сама по себе не должна быть манящей и опьяняющей. Она должна быть разновидностью труда, вполне определенной профессией, не хуже и не лучше других и дарующая льгот и привилегий не более, чем другие профессии. Именно льготы и привилегии притягивают во власть, зачастую, бесталанных дилетантов, не мучающих себя угрызениями совести. Именно льготы и привилегии позволяют процветать коррупции, кумовству, протекционизму.
Директорское кресло не должно давать никаких привилегий, кроме одной – быть исключительно требовательным к себе и снисходительным к своим подчинённым, но не заниматься попустительством и взращиванием приближённых к своей особе. Это губительно для школы.
У нас не так уж и редка практика «пожизненного» директорства. Конечно же, бывают счастливые исключения, но обычно эти «пожизненные» руководители явно исчерпали свои руководящие ресурсы и тормозят развитие своих учреждений. Часть из них тяготится этим, их мучает совесть, т. к. они хорошо понимают свою негативную роль. В душе они хотели бы покинуть директорское кресло, но боязнь за своё будущее удерживает их на прежнем месте. У нас в обществе совершенно отсутствует система и культура проводов с руководящих постов лиц, которые честно и добросовестно исполняли свой долг. Покинувшему своё место руководителю, не так уж и редко приходится сталкиваться с откровенным хамством и местью бывших подчинённых, до сих пор пресмыкавшихся перед ним. Ничто человеческое нам не чуждо!
Школа обязана избавиться от многих своих пороков, став реально демократической и гуманной. Она станет такой лишь при условии, что руководство школы будет избираться на основе строжайшей демократической процедуры. В современной школе школьной администрации нет реальных противовесов, и потому в подавляющем большинстве случаев администратор в школе действует сплошь и рядом диктаторскими, силовыми методами, что никак не может способствовать развитию школы как социально-педагогического организма.
Профессия директора опасна для здоровья в прямом смысле. Постоянное состояния неуверенности и дискомфорта происходит из-за того, что подавляющее большинство управленческих решений, имеющих самые различные последствия, он вынужден принимать при постоянном цейтноте и практически при полном отсутствии достоверной информации, т. е. вслепую. Последствия таких решений невозможно предугадать, что вызывает у совестливых и думающих руководителей школ непрерывные стрессовые переживания. Таким образом, жизнь директора школы - это нахождение в постоянном стрессовом состоянии. Всем ли это по силам? Известны случаи, когда такое состояние приводило некоторых руководителей школ в палаты психбольниц.
От тюрьмы и от сумы никогда не зарекайся! - гласит народная пословица. Это о директорах школ. Что бы ни случилось в школе, ответственность, в первую очередь, несёт директор. Это вам легко докажет любой педагогический чиновник. Оно и понятно. Чтобы освободить себя от ответственности, педагогические чиновники породили и порождают сейчас такое количество инструкций, распоряжений, приказов, что их не только исполнить, а даже прочитать и запомнить невозможно. Вот поэтому директор школы всегда будет крайним и может быть снят с работы в любой момент. Простенько и здорово! Используя этот механизм, педагогический чиновник может «ломать» любого нестандартно мыслящего руководителя школы, который работает без оглядки на мнение чиновника, а пользы для. Что и происходит в реальной жизни.
Образ директора школы как творческой личности не соответствует действительности. Так что директора-творцы - скорее исключение из общего правила, это, в конце концов, даже героизм, ибо вся система управления школьным образованием построена так, чтобы кастрировать любое творчество и даже поползновение на творчество.
Стереотипы мышления в педагогике закладывались многие десятилетия, а управленческий аппарат и официальная педагогика грубо и бесцеремонно подавляли и подавляют любые новации, не совпадающие с их стереотипом мышления. Система подавления педагогического инакомыслия привела к тому, что подавляющее большинство руководителей школ наивно уверены в том, что новое может быть рождено только «наверху» и что «нет пророка в своём отечестве». Потому-то так тяжело работать творчески мыслящему директору.
Традиционное мышление в педагогике имеет мощную организационную структуру и статус государственности, а новое мышление не имеет ничего и, к тому же, организационно разрозненно. У нас совершенно отсутствует система инкубации и защиты новых идей и мы, тем самым, обрекли себя на деградацию. Так что испытывать лишний раз судьбу не всякому директору школы захочется: для этого надо быть ныне борцом. А как быть борцом, если уже и здоровье не то, да и «кресла» лишаться ради каких-то эфемерных принципов не хочется.
Немаловажной причиной «молчалинства» руководителей школ является то, что учительская масса приучена к однополярному мышлению и однозначному толкованию мыслей. Мы не приучены к полифонии мысли, а потому мнение, не согласующееся с понятием «вбитыми» в нас по инстанции, кажется нам экстравагантным и заведомо ложным. Мы не воспитали в себе и не воспитываем в детях терпимость к другому образу мышления. Однако всё это прикрывается оглушительными криками о демократизации, гуманизации и коллективизме. На самом деле мы воспитаны эгоистичными конформистами и такими же воспитываем своих учеников. Директору школы безопаснее и спокойнее быть конформистом.
О незавидном положении директора школы можно было бы живописать ещё и ещё, да вот только нужно ли? Его положение и качество его работы кардинально изменятся только в новой, действительно демократичной школе. Другого решения проблемы нет.

Литература:

Г.А. Губин, Е.Г. Губина Живая и мёртвая школа: покушение на миражи. Трилогия. - Симферополь: «Доля», 2011. - 388 с.








13PAGE 14715




15