Конспект классного часа для 4 класса «Хлеб — всему голова»
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
«Хлеб - всему голова»
Цели: 1.Учить детей размышлять, делать выводы, анализировать. 2. Прививать навыки бережного отношения к хлебу. Расширить знания детей о хлебе. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, которые растят хлеб.
Оформление: Оформление доски (хлеб - всему голова, рисунок каравая, слова). Выставка рисунков, карточки с пословицами.
Ход классного часа:
Вступление.
Учитель:
Ребята, сегодня наш классный час посвящён хлебу. Я надеюсь, что после окончания классного часа вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережней относиться к нему, уважать труд людей, которые трудились, чтоб хлеб был у вас на столе. А называется классный час «Хлеб - всему голова».
Начнём строчками из стихотворения, которое прочитает Саша:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех! За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех.
Итак, ваша задача, быть внимательными, работать активно, а в конце классного часа при подведении итога мы узнаем, кто у нас самый внимательный и активный.
На доске замечательные слова, которые являются лозунгом классного часа.
Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори.
(Прочитаем их хором и постараемся запомнить).
В течение классного часа вы узнаете:
- Как появился хлеб на земле?
- Как попадает хлеб на стол?
- Интересные факты из истории хлеба?
- Чем пахнет ломоть ржаного трудового хлеба?
- Почему человек не может обойтись без хлеба?
Основная часть.
Учитель: Хлеб! Какое необычное слово! Мы каждый его едим, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. Он даётся человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и достатка. Как появился хлеб на земле?
Ученик: (Коля)
Пышный, мягкий, пропечённый.
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл он к нам издалека.
Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Издавна кормит людей матушка-земля. В древние времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали то, что земля для них припасла: ягоды, орехи, коренья. Но бывало, что человек невзначай вместе с ягодами и кореньями приносил зёрнышки, которые случайно падали в землю и прорастали колосками. Тогда человек заметил, что можно не случайно, а специально выращивать колоски. Люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. Затем научились выпекать из зерновой «каши» пресные лепёшки. А было это так. Во время варки жидкая каша вылилась из горшка с шипением на раскалённые камни. Своевременно замеченная, она превратилась в румяную лепёшку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. С тех пор уже готовилась не каша, а тесто - основа для лепёшки. Прошло ещё несколько тысячелетий, и египтяне овладели секретом разрыхлять тесто путём его брожения. Используя чудесную силу молочнокислых бактерий, они научились выпекать самые различные сорта хлеба. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Во все времена отношение к хлебу было особенным.
Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине.
И хлеб, и соль-это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово – жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. Святое дело вырастить хлеб. Эта профессия почётна и важна.
Давайте узнаем, как попадает хлеб на стол?
- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим.
День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - в противоборстве с природой. Какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе! Кто имеет отношение к созданию хлеба? (Ответы детей).
Кристина.
Вот об этом и как раз - Начинается рассказ.
Поднимались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу. Ребята, вам знакомо слово пшеница. Какое это слово? (Показ словарного слова на доске)
Это хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготавливают белую муку.
Вадим.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора,
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Вскоре на полях появляются зелёные ростки, всходы.
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен. (Учитель показывает колоски пшеницы).
Знаете, ребята могут быть колоски и других злаков. Ячмень и рожь Овёс и пшеница
Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
Дима.
Едут по полю комбайны,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостика вперёд.
Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами-комбайнами.
Убрали, надо отвезти в хранилище.
Вика.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, - готово. В ящик сыплется оно.
Зёрнышки достают из колосков - обмолачивают. Затем сушат и проветривают, чтобы сохранить урожай. Вот сколько получается зерна.
А вот зерно тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб.
но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. (Показ слова на доске) Здесь зерно очищают, проветривают. Валерия.
Вот на мельнице пшеница, Здесь такое с ней твориться!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
С элеватора зерно идёт на мельницу. Здесь зерно превращают в муку. Распределяют размолотое зерно на различные сорта муки. В цехах мельницы работает более 20000 машин. Видите, как облегчён труд людей. А раньше мельницы были водяные и ветряные.
Саша.
На большом хлебозаводе, Станешь тестом ты, мука. Тесту тесно, мало места.
«Ох, пустите», - шепчет тесто. Ладно, пустим, в печь давай. Получился каравай.
С мельницы мука отправляется – на хлебозавод.
И только там рождается хлеб. (Мука, тесто)
Муку просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают,— его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — тесто кладут в формочки и выпекают в печи или духовке. Настоящие умельцы работают!!!
Вся продукция попадает на прилавки магазинов. Ведь начинается все с маленького зернышка, посаженного в землю. Хлеб созрел, убрали урожай, теперь для тех, кто растил и убирал хлеб, наступает праздник, он приходит осенью. Чествуют лучших хлеборобов, славят настоящих тружеников. Кто- то из них может быть вам родственником, так вы можете гордиться ими.
Кристина. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!
Учитель: Вот ребята, мы вместе и рассказали, как попадает хлеб на стол? Кто же трудился, чтоб вырастить хлеб? (Трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари) А какой он, хлебушко? Мы узнаем из стихотворения, которое прочитает Кирилл.
Хлебушко.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Все внимание на слайд поиграем в игру, где повторим, откуда берётся хлеб?
Игра «Откуда берется хлеб»
Показываю рисунки. На них изображены: мельница, пашня, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке. Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин. Молодцы, ребята!
Физминутка. «Колоски».
Посадили зёрнышко, зёрнышко.
Вот оно растёт. (Дети распрямляются).
Выросло из зёрнышка Нежный колосок. (Дети встают). Ветерком колышет (Дети качаются). Дождиком польёт (Дети приседают). Колосок всё выше, выше (Дети поднимают руки вверх и качают). К солнышку встаёт. Солнышко согреет (Нужно обнять себя). Дождик вновь польёт. (Встряхнуть кистями рук). Колосок полнеет Урожайный год. (Дети берут колоски и бережно прижимают к себе).
Учитель: Отдохнули, ребята, а сейчас тихо садимся. Продолжаем работать.
О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, относился народ и к труду тех, кто создавал его. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.
А пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Ребята, мы с вами ходили на экскурсию куда? (В пекарню) Давайте посмотрим и вспомним, как это было.
Итак, кто работает в пекарне? Что они делают? Где замешивают тесто для хлеба? Что потом с ним делают? Затем куда ставят выпекать? А куда потом его отправляют?
Вся продукция на прилавках в кафе «Хуторок»
Ребята, давайте вслух проговорим скороговорку: Пекарь пёк калачи в печи. (Хором, а затем ускорить темп проговаривания).
Учитель: С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Интересные факты из истории хлеба.
Давайте их послушаем…
1 батон – 1200 зёрен
Ежедневно в нашей стране выпекают 82 000 тонны хлеба.
В России существует 750 видов хлебобулочных изделий. В Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря – карали смертной казнью.
Учитель:
Знаете ли вы, чем пахнет ломоть ржаного трудового хлеба? Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное - работой пахнет хлеб. Ученица: (Кристина)
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле. Учитель:
Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему человек не может обойтись без хлеба? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Много питательных веществ: - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб... Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда. Песня «Расти, колосок». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Ржаной росток зелёный. Оглядывает поле, Смешной и удивлённый, Как первоклашка в школе. Припев: Зелёный росток, Весёлый росток, Ты только пробился из зёрнышка. Расти, колосок, Расти, колосок, Расти, колосок, до солнышка!
Его расти научит. Любой весенний дождик, И каждый летний лучик, Раскрасит, как художник.
Припев.
Он вместе с близнецами, Так быстро станет взрослым. Что скоро даже с нами, Померяется ростом.
Припев: Зелёный росток, Весёлый росток, Ты только пробился из зёрнышка. Расти, колосок, Расти, колосок, Расти, колосок, до солнышка!
Учитель:
Спасибо, ребята за песню.
Выставка рисунков и книг о хлебе. Ребята, вы рисовали рисунки о хлебе и лучшие из них вот на доске, хочется поблагодарить за ваше чуткое отношение к хлебу.
В школьной библиотеке я взяла несколько книг о хлебе и рекомендую вам их прочитать. (Перечисление книг из библиотеки). Мне хотелось бы обратить внимание вот на книжку Моя Родина, Юрия Яковлева – известного детского писателя. (Краткое содержание книги). Ребята, какую сказку мы с вами читали в 3 классе, где герои были мышата? (Совершенно верно украинскую сказку «Колосок»). Давайте посмотрим с вами мультфильм. Подумайте и скажите - Чему учит эта сказка?
Мультфильм «Колосок»
Итак, ребята вы сможете ответить на такие вопросы:
- Кто нашёл колосок?
- Кто его обмолотил?
- Кто на мельницу носил?
- Кто тесто месил, дрова рубил, печку топил?
- Кто же пирожки есть будет? Вот какой трудолюбивый петушок.
Так чему же учит эта сказка? Какие пословицы относятся к этой сказке?
КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ.
КАК ПОРАБОТАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ.
Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.
Игра «Доскажи пословицу»
Много снега – много хлеба. Худ обед, коли хлеба нет.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.
С хлебом сила приходит.
Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).
Хлеб – батюшка, вода – матушка. (Вадим) Худ обед, когда хлеба нет. (Лера)
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. (Кирилл)
Хлеб – дар божий, отец, кормилец. (Кристина)
Без хлеба, без соли никто не обедает. (Коля) Был бы хлеб, а зубы сыщутся. (Вика)
Была бы голова на плечах, а хлеб будет. (Саша)
Учитель:
Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 грамм хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время.
А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью!
Жестокий враг, захватив наши земли, морил голодом, чтобы сломить и победить нас. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 грамм, на ребенка - 125 грамм. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать. Хлеб нужно беречь! Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., а теперь он стоит 23 py6.
Ученик: (Саша) Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Давайте повторим правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
Буква «Б» потерялась
*улка, *у*лик, *аранка, *атон
Игра в слова
Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.
БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.
(Бублик, кулич, калач, батон, булка)
Работа у доски, ребята составляют слова.
III. Заключительная часть.
В течение классного часа вы узнали:
- Как появился хлеб на земле?
- Как попадает хлеб на стол?
- Интересные факты из истории хлеба?
- Чем пахнет, ломоть ржаного, трудового хлеба?
- Почему человек не может обойтись без хлеба?
Итак, ребята скажите, сколько прошло лет с момента появления хлеба? Первый хлеб был в виде чего?
Откуда берётся хлеб?
(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин).
Кто же трудился, чтоб вырастить хлеб? (Трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари) Чем хлеб богат? ( Витаминами, необходимыми для жизни и роста человека). Какими питательными веществами? (белков, жиров, углеводов, витаминов).
Вспомним правила обращения с хлебом. (Повторить)
Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу. Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова». Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда. Трудится вся страна. Живите так, чтобы хлеб ваш был честным. Помните: в хлебе - душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.
Ученики: (Коля, Саша)
Зерна наших дней, светитесь,
Позолотою резной.
Говорим мы: « Берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде, -
К нам с полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Рефлексия.
Кто узнал много нового, и было интересно – улыбнитесь.
Кому было интересно, но нового не узнал – закройте руками лицо.
Кому было скучно – поднимите руку.
Спасибо за работу! Молодцы!
Литература:
Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский рабочий”,1986 г.
В. Д. Кармазин “Наш хлеб” Москва, “Правда”, 1986 г.
Б. А. Алмазов “Наш хлеб” Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.
Сборник “Делу - время, потехе – час”. Москва, “Детская литература”, 1986 г.
М. М. Люфти “Разные песни разных профессий” Москва, “Детская литература”, 1987 г.
Журнал “Начальная школа” №3, 1986 г. Москва, “Просвещение”.
Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Москва, Детская литература,1990 г.
Максимова Т. Н. «Классные часы: 1 класс». Москва, ВАКО, 2008г.
Коллектив авторов. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Москва, издательство «Глобус», 2010г.
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.