Электронный Вернисаж 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЕРНИСАЖ
для обучающих 5 классов
Учителя информатики и ИКТ
МБОУ г.Хабаровска «СШ №49 имени героев-даманцев»
Рябчук Надежды ВалентиновныПояснительная записка
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Рабочая учебная программа (далее программа) «Электронный вернисаж» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. У обучающихся все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих, что очень необходимо в современном мире.
Данная программа поможет детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посетит занятия, свяжет свою жизнь с творчеством, но понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы!
Каждый ученик создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие анимированные объекты, затем все более их усложняя и, наконец, целые творческие проекты. В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.
Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят на каждом уроке с помощью рефлексии. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
Основные формы организации занятий: лекционно-практические занятия, практикум, самостоятельные и групповые работы. Методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию презентаций. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме индивидуальной работы, применяется и групповая работа. Предлагаемые занятия составляются таким образом, чтобы учащиеся изучили теоретический материал, который применяется на практических занятиях. Применение на практике полученных теоретических знаний позволяет учащимся овладеть умением создавать собственные презентации. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию активизации творческих способностей.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Материально-техническое обеспечение: доска, компьютеры (по количеству учеников или один на двоих), компьютер учителя, мультимедийная установка, сканер.
Цели курса:
знакомство учащихся с современными принципами и методами создания презентаций;
развитие творческих и дизайнерских способностей учащихся, умение работать в группе;
использование теоретические знания для решения практических работ творческого характера;
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся.
Задачи курса:
дать общее представление о приложении MS PowerPoint;
превратить его в понятную и комфортную среду пользования;
обучить основным правилам и приемам работы в MS PowerPoint;
использовать MS PowerPoint для решения практических задач;
познакомить с основами слайд-дизайна;
развить воображение и художественный вкус;
закреплять полученные навыки работы на компьютере;
получать и развивать теоретические знания и практические навыки в области создания презентации;
формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания;
способствовать правильной оценке учащимися своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Электронный вернисаж» ориентирована на учащихся 5 классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников.
Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы. Полученные навыки учащиеся смогут использовать в области создания презентаций.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Формы подведения итогов
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные презентации, слайд-фильмы и т.п.).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. Итоговый контроль - в форме защиты проектов.
Основой для оценивания деятельности учащихся являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию.
Проверкой достигаемых учениками образовательных результатов могут служить:
- устные суждения педагога;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности ученика;
- текущий рефлексивный самоанализ ученика;
- публичная защита проектов.
Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются.
В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Выполненные учащимися работы включаются в их "портфель достижений".
Требования к результатам освоения содержания курса
Личностные:
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Электронный вернисаж»;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
способность к самооценке;
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планирование достижение этой цели, создание вспомогательных эскизов в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
владение понятиями "презентация", "слайд", "анимация", "демонстрация", "дизайн презентации", "шаблон презентации";
умение спроектировать, изготовить и разместить на ПК анимированный, интерактивный слайд-фильм объемом 5 и более слайдов на заданную тему;
владение приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для создания презентаций.
Содержание программы
Введение (2 часа)
Введение. Правила техники безопасности в компьютерном классе и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. Правила поведения в кабинете информатики.
Вернисаж. Что это?
Microsoft PowerPoint. Общий обзор (3 часа)
Понятие электронных публикаций. Примеры электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций.
Понятие[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Планируемые результаты изучения
В результате прохождения программного материала обучающиеся
должны знать:
правила поведения в компьютерном классе;
назначение, основные функции MS PowerPoint;
основные понятия "презентация", "слайд", "анимация", "демонстрация", "дизайн презентации", "шаблон презентации";
пользоваться изученной терминологией;
алгоритм и технологию создания презентации;
объекты, из которых состоит презентация и технологию работы с каждым объектом;
общие операции со слайдами.
назначение и принцип работы сканера;
должны уметь:
создавать компьютерные презентации;
создавать слайд и изменять настройки слайда;
вставлять и форматировать текст, графику, звук, таблицы;
применять анимацию;
пользоваться сортировщиком слайдов;
использовать гиперссылки для перехода между слайдами.
настраивать режим смены слайдов;
сканировать графические изображения;
планировать показ;
демонстрировать свою работу и защищать её.
должны владеть:
навыками работы с группами инструментов среды MS PowerPoint;
культурой визуальной грамотности;
Литература
Пользователь персонального компьютера: практические задания [Текст]: методическое пособие / В.П. Жуланова, Т.Л. Кирюхина, Е.В. Тютюнникова и др. – Изд. 2-е, с измен. и доп. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 106 с.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222 с. – (Работаем по новым стандартам).
Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
Самостоятельная работа учащихся с электронными образовательными ресурсами в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: учебно-методическое пособие/ под ред. Е. А. Востриковой. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 96 с. – (Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения)
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил.- (Программы и планирование).
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко А.Л. Семенов, Е.Н.Хохлова]. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с. (Работаем по новым стандартам).
Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А. Рудченко, А.Л.Семёнов. – М.: Просвещение, 2011. – 55 с. ил.
Примерные программы по информатике для основной и старшей школы / под ред. С.А. Бешенкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 176 с. : ил. – (Программы и планирование).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Конспекты уроков и методические материалы на каждый день.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительская копилка
Календарно-тематическое планирование
*Региональный компонент по курсу «Электронный вернисаж» отражен в примечании
Дата
№ п/п
Тема. Основное содержание по теме
Кол-во часов
Примечание
Введение.
1
Введение. ТБ. Правила поведения в кабинете информатики.
Правила техники безопасности в компьютерном классе и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1
Пригласить медработника школы
2
Вернисаж. Что это?
1
Виртуальная экскурсия
Microsoft PowerPoint. Общий обзор.
3
Понятие электронных публикаций.
Примеры электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций. Понятие[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентации[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и компьютерной[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентации[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], их назначение и применение. Просмотр программных и технических средств, предназначенных для[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] создания[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и демонстрации[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентаций.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
4
MS PowerPoint.
Понятие презентации. Понятие слайда. Окно программы. Заголовок. Меню. Объекты презентации. Сохранение презентации.
1
5
Практическая работа № 1 «Запуск и завершение работы, знакомство с элементами окна программы MS PowerPoint. Сохранение презентации».
1
Сканирование изображений
6
Сканеры. Форматы сканеров. Характеристики сканеров. Программное обеспечение. Интерфейс. Инструментальная панель. Главное меню. Параметры сканирования. Формат сканированных графических изображений.
1
Дополнительно можно познакомить с правилами работы с внешних устройств компьютера: цифровым фотоаппаратом и цифровой видеокамерой
7
Практическая работа № 2 «Сканирование фотографий и рисунков для иллюстрации материала».
1
Ребята сканируют свои рисунки для создания презентации «Наш весёлый вернисаж».
Технология создания презентации
8
Слайды. Выбор макетов слайдов. Последовательность действий при создании электронной презентации.
1
9
Практическая работа № 3 «Создание слайдов в MS PowerPoint с применением графических изображений».
1
Тема практической работы «Наш весёлый вернисаж» (используют отсканированные изображения, т.е. работы ребят)
10
Основные принципы дизайна.
1
Экскурсия в МОУ дополнительного образования детей «Детская художественная школа №6»
11
Дизайн. Шаблоны. Принципы стилевого оформления презентаций.
1
12
Практическая работа №4 «Выбор дизайна презентации».
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Творчество художника декоративно-прикладного искусства»
13
Цветовая схема слайда. Изменение цветовой схемы слайдов презентации
1
Пригласить учителя изобразительного искусства школы Синельникову Е.К.
14
Практическая работа № 5 «Работа с цветовыми схемами»
1
В практической работе используются готовые электронные материалы
15
Ввод и редактирование текста
1
16
Практическая работа № 6 «Работа с текстом»
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Жизнь и творчество художников»
17
Работа с графической информацией.
1
18
Практическая работа № 7 «Работа с изображением»
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Фотографии видов городов, природы нашей области»
19
Работа с сортировщиком слайдов.
1
20
Практическая работа №8 «Работа с сортировщиком слайдов».
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Исторические памятники и современный облик городов родного края»
21
Анимация. Добавление анимационных эффектов, настройка параметров анимации
1
22
Практическая работа №9 «Добавление эффектов анимации».
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Образы городов в произведениях художников»
23
Мультимедиа. Вставка звука, музыки и видеоклипов в презентацию.
1
24
Практическая работа №10 «Использование звука, музыки и видео в демонстрации слайдов».
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Образы разных народов в произведениях художников» (часть 1).
25
Элементы управления презентацией. Создание презентации, использование управляющих кнопок и гипертекстовых переходов.
1
26
Практическая работа №11 «Создание элементов управления презентации».
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Образы разных народов в произведениях художников» (часть 2).
27
Подготовка презентации к показу
1
28
Практическая работа №12 «Показ презентации»
1
В практической работе используются готовые электронные материалы «Образы разных народов в произведениях художников» (часть 3).
29
Экскурсия
1
Экскурсия в МАУ ДО«Народные ремесла»
Разработка индивидуального творческого мультимедийного проекта.
30
Создание собственного проекта (начало). Выбор темы. Постановка проблемы. Составление плана. Разработка сценария
1
31
Создание собственного проекта (продолжение). Создание слайдов. Ввод текста на слайде. Сохранение файла.
1
32
Создание собственного проекта (продолжение). Вставка рисунков, видео, анимации.
1
33
Создание собственного проекта (окончание). Смена слайдов. Редактирование презентации.
1
34
Конкурс творческих проектов Представление созданных проектов.
1
Пригласить родителей, гостей
Электронные ресурсы:
«Творчество художника декоративно-прикладного искусства»
http://hkki.ru/zhivopis/personalnaya-vystavka-svetlany-yurevny-shopert-puteshestviya-v-kraskakh
https://yadi.sk/d/E_763LhZqv2YR
http://hkki.ru/novosti/gorodskoi-plener-vsyudu-zhizn
«Жизнь и творчество художников»
https://archive.khabkrai.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2186
http://mcbamk.ru/04kraeved/znatniezemlaki/suslov/
http://www.slovoart.ru/node/1410
http://www.kmslib.ru/civilev-georgiy-aleksandrovich-hudozhnik-pervostroitel-g-kosomolska-na-amure-biografiya-civileva-g
«Исторические памятники и современный облик городов родного края»
http://dvis-khv.ru/guides/136-vse-pamyatniki-habarovska.html
http://khabkrai-nasledie.ru/istorija-rodnogo-kraja/
http://www.openarium.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D0%A5%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/
http://hleb.asia/city/10-myths-khabarovsk
http://guide.travel.ru/russia/khabarovsk/
https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2324041-Activities-c47-Khabarovsk_Krai_Far_Eastern_District.html
http://khabarovsk.shamora.info/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%A5%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B/
http://khabarovsk-hotels.com/rest/
«Образы городов в произведениях художников»
https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&rlz=1C1GTPM_enRU634RU634&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&safe=strict&q=%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85+%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
https://www.google.ru/search?q=%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85+%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&safe=strict&biw=1920&bih=901&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwiA2IjPuObQAhUChSwKHc7eCNoQsAQIGg
https://www.google.ru/search?q=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&newwindow=1&safe=strict&rlz=1C1GTPM_enRU634RU634&espv=2&biw=1920&bih=901&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjcu7PxuebQAhXGWiwKHXr8CogQ_AUIBigB#newwindow=1&safe=strict&tbm=isch&q=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
13PAGE 15
13PAGE 14215
15