Внеурочная деятельность по информатике В мире интересного 5 класс
Пояснительная запискаВ современном обществе возрастает потребность в специалистах, обладающих исследовательскими умениями в решении практических задач. В концепции модернизации Российского образования поставлен акцент на том, что в настоящее время будут востребованы специалисты, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, самостоятельно осуществлять ответственный выбор, прогнозировать возможные последствия, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за судьбу страны. Сквозной темой курса является местное сообщество — место, где живет ребенок, люди, которые его окружают, мир, который формирует его личность. Программа обращает внимание ребенка на то, что находится вокруг него, учит видеть проблемы и помогает в их решении. В этом заключается новизна и актуальность программы. Данная программа соответствует основам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
В разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ курса предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях.
Важнейшими целями программы являются выравнивание стартовых возможностей для детей, ограниченных в доступе к информационным технологиям, и развитие у них навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века. Участие в проекте дает детям технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде.
Цель: развитие творческих способностей и формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности средствами ИКТ.
Задачи:
Развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Формировать у учащихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта.
Способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки школьника.
Помочь приобрести учащимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности.
Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков.
Учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Программа направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Итоговым продуктом курса является – готовый проект или исследовательская работа (по выбору учащегося).
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Программное обеспечение курса:
Операционная система Microsoft Windows 2003 (или выше).
Microsoft Paint.
Microsoft Word.
Microsoft PowerPoint.
Интернет браузер.
Количество часов в год: 35 часа. В неделю: 1 час.
Формы и методы обученияМетоды Формы
Словесный (беседы, творческие выступления)Литературный (использование специальной литературы, материалов периодической печати, отчеты об итогах работы)
Картографический (анализ карт, различных по содержанию)
Статистический (использование цифрового материала, графиков, диаграмм, обработка собранных данных)
Визуальное наблюдение (сбор информации путем наблюдений за объектами)
Исследовательский (проведение научных исследований, опытов)
Практический (при выполнении практических заданий)
лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным исследовательским темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью
социологический опрос
Планируемые образовательные результаты на конец освоения курса
Результаты Формируемые знания и умения Средства формирования
Личностные Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Формирование этнической культуры, экологического сознания, гражданской позиции. Принятие и соблюдение норм школьного поведения, эмоциональная отзывчивость Организация на занятиипарно-групповой работы
Регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы. Умение проводить предметные наблюдения и эксперименты. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Выбор эффективного способа решения задач. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Осуществлять сравнение и строить логические рассуждения. Владение навыками ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативные • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других;
• формулировать собственное мнение и позицию;• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Содержание программы по предмету (курсу)№ п/пНазвание раздела (главы) Количество часов Содержание учебного раздела
(основные изучаемые вопросы)
5 класс (35 ч)
1 Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности. 1 Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
2 Графический редактор Paint 10 Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение масштаба просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
3 Текстовый редактор Word10 Создание и редактирование простого текста. Атрибуты текста и шрифта. Атрибуты абзаца. Табуляции. Колонки текста. Эффекты. Маркированный список. Настройка буквицы. Приемы работы с простым текстом. Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Обтекание текстом. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объект WordArt. Рисование схем и диаграмм с помощью таблиц Word. Рисование схем и диаграмм с помощью механизма создания "надписей".
4 Power Point10 Программные средства для создания презентаций. Структура окна программы Power Point. Этапы и правила создания презентации. Команды для разметки и оформления слайдов. Режимы отображения слайдов. Вставка на слайд мультимедиа файлов (графика, звук, видеофильм и т. д.) Основные интерактивные средства в презентации.
5. Итоговый мини-проект 4 Создание презентации по выбранной теме с использованием всего изученного.
Календарно-тематическое планирование (5 класс)№ урока № урока в разделе Раздел и темы урока Основные виды деятельности ученика на уроке, характеристика основных видов деятельности на уровне УУД Кол-во часов Дата
(личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) Метапредметные результаты Графический редактор Paint 11ч. 1 1 Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности •способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
•выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
•формирование ответственного организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
моделировать объекты и процессы реального мира;
владеть компьютерным письмом на русском языке;
набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;
использовать полуавтоматический орфографический контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации. 1 2 2 Знакомство с программой Paint. Структура окна программы. Инструменты для рисования. 1 3 3 Первые шаги. Рисование линий. 1 4 4 Практическая работа №1 "Геометрические фигуры."
1 5 5 Практическая работа №2 "Построение сложного рисунка из геометрических фигур" 1 6 6 Практическая работа №3 "Операции с фрагментами в графическом редакторе" отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
•развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
•наличие представлений об информации и программных средствах как важнейших стратегических ресурсах развития личности;
•понимание роли информационных процессов в современном мире;
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. 1 7 7 Практическая работа №4 "Создание компьютерного рисунка". 1 8 8 Практическая работа №5 "Повторяющиеся элементы рисунка. Создание узоров, бордюров, рамок" 1 9 9 Практическая работа №6 "Текст. Работа с текстом в графическом редакторе" 1 10 10 Практическая работа№7 «Создай свой шедевр» 1 11 11 Демонстрация своих работ.
1 Текстовый редактор Word 9ч. 12 1 Знакомство с программой Word. Структура окна программы. 1 13 2 Набор и форматирование текста. 1 14 3 Сохранение файла. Редактирование текста. 1 15 4 Создание таблиц. Списки. 1 16 5 Действия с фрагментами текста. 1 17 6 Графические объекты в Word. Создание схем. 1 18 7 Картинки и художественный текст. (пр.р) 1 19 8 Практическая работа «Мои любимые произведения». (пр.р) 1 20 9 Итоговое занятие. 1 Power Point 15 ч. 21 1 Основы работы в Power Point. Структура окна программы. 1 22 2 Этапы и правила создания презентации 1 23 3 Разметка слайдов. 1 24 4 Оформление слайдов. 1 25
26 5
6 Интерактивные средства в презентации. 1 27
28 7
8 Вставка на слайд мультимедиа файлов. 1 29
30
31
32
9
10
11
12 Создание презентации по выбранной теме с использованием всего изученного. (пр.р.) 4 33
34
13
14
Демонстрация своих работ. 2 35 15 Обобщающий урок 1 В результате усвоения курса учащиеся должны уметь:
использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации;
публично выступать с презентацией своей работы;
объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;
создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;
создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint;
Учащиеся должны знать:
основы компьютерных технологий;
навыки критического мышления.
Ожидаемые результаты работыАктивное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
Приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной работы, работы в коллективе.
Формирование у учащихся творческого и критического мышления.
Овладение учащимися искусством дискуссии, ораторства.
Развитие у школьников навыков, необходимых во взрослой жизни, чтобы быть успешными в условиях экономики знаний 21 века.
В процессе занятий учащиеся познакомятся с:
- понятием векторной и растровой графики, их отличительными особенностями;
- что такое текстовый редактор;
- чем отличаются анимация и мультипликация;
- как представляется звук в компьютере;
- этапы и правила создания презентации и слайд-шоу.
Смогут выполнить
- в среде растрового графического редактора Paint (создавать изображения и редактировать их);
- набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;
- создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;
- разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;
- создавать интерактивные компьютерные презентации, проекты.
Таблица критериев оценки заданий и проектов состоит из пяти категорий, охватывающих все аспекты деятельности ученика, требующие оценки: оригинальность, обязательные элементы, технические навыки, выразительность, сотрудничество.
Категории таблицы критериев оценкиОригинальность
Оригинальность не противоречит замыслу работы.
Оригинальность оценивается по тому, насколько дизайн работы основан на собственных идеях ученика.
Самые оригинальные работы – результат собственного творчества ученика.
Работы, включающие Clipart, шаблоны или другие заимствованные изображения также могут быть оценены как оригинальные. В частности, если ученик изменил заимствованное изображение, использовал его неожиданным образом, работа может быть оценена как оригинальная.
Работа, полностью скопированная с другого источника, не может считаться оригинальной.
Обязательные элементы
Эта категория устанавливает, все ли обязательные элементы технологии ученик включил в свою работу.
Список обязательных для урока элементов есть в разделе «Проверка».
В этой категории оценивается, воспользовался ли ученик дополнительными возможностями.
Главным в этой категории являются обязательные элементы. Работа, включающая обязательные элементы «Проверки» без дополнительных возможностей, оценивается выше, чем работа с дополнительными возможностями, но не всеми обязательными элементами.
Технические навыки
В этой категории учитывается, насколько ученик умеет использовать полученные технические навыки для выполнения задания или проекта.
Здесь также учитывается, насколько хорошо он владеет этими навыками и не нуждается ли в дополнительной помощи для овладения ими.
Выразительность
Эта категория устанавливает, насколько ярко созданная учеником работа раскрывает тему местного сообщества и другие темы программы.
Главное в этой категории, это дизайн работы (цвет, соразмерность элементов, шрифты), насколько выразительные средства способствуют пониманию аудиторией замысла ученика.
Сотрудничество
Сотрудничество – это оценка рабочих отношений в группе или в паре.
Насколько слаженно команда работала над планированием, заданием, проверкой и обсуждением своей работы.
Высокий уровень сотрудничества характеризуется умением вместе ставить цели, эффективно работать над индивидуальными составляющими задания или проекта, постоянно помогая друг другу.
Когда один из учеников делает свою работу сам или диктует другому что делать, их совместная деятельность не может оцениваться как эффективное сотрудничество.
Примерные критерии оценки результатов итоговой проектной (исследовательской работы)Критерии Баллы
(от 0 до 3)
Соответствие структуры
работы конкурсным требованиям а) содержания б) введения в) обзора литературы г) описания исследования д) описания результатов исследования е) выводов ж) списка использованной литературы з) рецензии Содержание раздела
«Введение» а) постановка проблемы исследования, б) обоснование актуальности выбранной темы исследования (ее научного и практического значения) в) формулировка цели исследования г) формулировка задач исследования д) конкретизация объекта исследования е) конкретизация предмета исследования ж) формулировка собственной гипотезы з) практическая значимость е) особенность и новизна Содержание раздела «Организация исследования» а) указано место (район) проведения исследования; кто и когда (дата) его проводил б) перечислены объекты исследования (наблюдения) в) перечислены методы проведения исследования г) подробно описана полностью оригинальная методика Содержание раздела «Результаты исследования» а) подробно изложены полученные результаты б) проведен сравнительный анализ при первичном и вторичном исследовании в) результаты проиллюстрированы (таблицами, рисунками, графиками, фотографиями и т.п.) Содержание основного раздела
(теоретическая часть) а) проблема рассмотрена с разных позиций, рассмотрены разные точки зрения б) информация посредством работы с научными источниками, информационными ресурсами и цифровыми образовательными ресурсами; в) информация систематизирована и проанализирована Содержание основного раздела
(практическая часть) а) описаны все составляющие проекта
б) описано каждое изделие в) приложены технологические карты Содержание раздела «Экономическое обоснование» - для проекта а) перечень материалов с указанием стоимости, норм расхода, цена одного материала б) выбор материал обоснован Содержание раздела «Выводы» а) наличие краткой (по пунктам) формулировки результатов (выводы ставятся из количества задач) б) результаты сопоставлены с собственной гипотезой г) намечена перспектива для дальнейших исследований Содержание раздела «Литература» а) перечислены все использованные работы. б) использованы научные источники в) информационные ресурсы г) цифровые образовательные ресурсы Соответствие оформления работы
Конкурсным требованиям а) правильное оформление титульного листа б) соблюдение технических требований (размеры кегля, полей, интервалов, нумерация страниц, разделов и подразделов, размещение заголовков) в) оптимальный объем работы г) правильное оформление ссылок д) правильное оформление цитат е) правильное оформление рисунков (графиков, диаграмм, схем и т.п.) ж) правильное оформление таблиц з) правильное оформление формул, символов и) правильное оформление списка литературы ИТОГО
Учебно-методические средства обученияМатериально- технические условия • Наличие ТСО: компьютера, мультимедийное оборудование, принтер, сканер, фотоаппарат.
• Оформительские принадлежности: фломастеры, гуашь, краски, клей, карандаши, ватманы.
• Наглядные пособия: таблицы, раздаточный материал, природный материал.
• Объекты для экспозиции.
Научно-методические условия • Методическая и научная литература по проектной и исследовательской деятельности.
• Программа курса.
• Поурочные планы.
• Взаимодействие со школьной библиотекой.
• Использование ресурсов Интернет.
Список литературы А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
Батан Л. Ф.. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. : Изд-во НИПКиПРО, 2002.
Белкин А.С.. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
Информатика в школе №4 2008 г. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint. Л.Л. Босова.
Информатика и образование. №9 2010 г. Использование возможностей графического редактора в курсе «Информатика и ИКТ» в начальной школе. Г.А. Кобелева, Н.Ю. Блохина.
Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А. Пышная.
Информатика. 5-7 классы: Материалы к урокам. С.В. Сидорова.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
Тихомирова Л. Ф.. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1997 г.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.