В мире интересного.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа №7»
администрации муниципального образования Киреевский район
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«В мире интересного»
3 класс, базовый уровень
рекомендована детям 9-11лет возраста
Срок реализации: 1 год
Составитель программы: Рыбина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
(ФИО, должность, квалификационная категория)
г. Киреевск, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по внедрению в образовательный процесс внеурочной деятельности. Занятия данного курса помогут расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями , познакомит с проектной технологией.
Цели и задачи.
Цель – познать новое с помощью самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, развитие мышления детей, их воображения, творческую активность, наблюдательность и любознательность необходимой для продуктивной жизни в обществе;воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств;
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной истории, математики, географии;
формирование убежденности в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.
Общая характеристика курса
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного занятия и специфики темы формы занятий могут быть: уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки - праздники, уроки - сказки, устные журналы, практические работы - изготовление сувениров, обсуждение заданий по дополнительной литературе, сообщения учеников, экскурсии.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа «В мире интересного» предназначена для интеллектуального развития детей, ориентирована на развитие их мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности. Она дополняет и углубляет знания об исследовательской деятельности, вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.
Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом данный курс изучается в 3классах по 1 часу в неделю 34 часа в год.
Результаты изучения курса.
 Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
 Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
 Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса
Технология проекта (12ч.)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Проект. Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации Экскурсия в библиотеку. Знакомство с информационными справочниками. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование Памятки. Составление памяток по теме проекта Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Немного истории (2ч)
История мира. Мифы и реальность.
Жители Земли (9ч.)
Я – житель планеты Земля. Жители планеты. Животные – гиганты. Животные – лилипуты. Необычные растения.
Немного географии (6ч.)
Города –герои. Необычные названия
Я познаю мир.(5ч.)
Необыкновенные истории об обыкновенных вещах. Шедевры инженерной мысли.
Коллекционирование. Какие бывают коллекции. Изготовление сувенира
Учебно – тематический план
№ Наименование разделов Количество часов
всего теорит. практ.
1 Технология проекта 12 10 2
2 Немного истории 2 2 3 Жители Земли 9 4 5
4 Немного географии 6 2 4
4 Я познаю мир. 5 2 3
5 итого 34 20 14
Календарно - тематическое планирование.
№ занятия Тема Кол-во часов Дата Примечание
1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
1 2 Проект. Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы 1 3 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи 1 4 Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации 1 5 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с информационными справочниками. 6 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 1 7-8 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование 2 9 Памятки. Составление памяток по теме проекта.
1 10 Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере1 11-12 Практическая работа. Создание мини-постера.
2 13 История мира. Мифы и реальность.
1 14 Я – житель планеты Земля.
1 15 Жители планеты. Животные – гиганты.
1 16 Жители планеты. Животные – лилипуты.
1 17 Жители планеты. Необычные растения.
1 18-19 Необыкновенные истории об обыкновенных вещах.
2 20-21 Шедевры инженерной мысли.
2 22-23 Сувенир. Изготовление сувенира – животного.
2 24-25 Сувенир. Изготовление сувенира – растения.
2 26-27 Коллекционирование. Какие бывают коллекции.
2 28-29 Интересное в географии
2 30-33 Города –герои.
3 33 Необычные названия
1 34 Подведение итогов 1 Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).