Методическая разработка. Игра Краеведческая биржа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска
ЦДТТ №1










Методическая разработка
Игра «Краеведческая биржа»

Педагог дополнительного образования
Капитонова Людмила Александровна
























Г. Ульяновск 2016
2011


Пояснительная записка
13 LINK "file:///C:\\Documents%20and%20Settings\\%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BE\\%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB\\%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B.ht
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Человек играет только тогда,
Когда он в полном значении слова человек,
И он бывает вполне человеком лишь тогда,
Когда он и играет.
Ф. Шиллер.
В системе дополнительного образования игровые формы проведения занятий актуальны, так как игра активизирует учащихся.
Актуальность и новизна данной методической разработки совершенно очевидны. Любовь к Родине невозможно воспитать без знаний ее истории, культуры, природы. Вопросы в игре «Краеведческая биржа» составлены в определенной последовательности (семья, школа, микрорайон, город, природа Ульяновской области). Ход игры нацелен на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый помощник в воспитании подрастающего поколения. Игры на занятиях просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру «Краеведческая биржа» можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.
Игра «Краеведческая биржа» разработана для учащихся объединения «Юный краевед», а так же ее можно использовать в объединениях другой направленности.
Основной целью игры является выявление уровня знаний учащихся о своей семье, школе, достопримечательностях нашей малой родины и природе Ульяновской области.
Нас всех интересует вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если педагог хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации эффективного обучения. Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступках.
Игра служит средством самоутверждения. Педагог с помощью игры, организовывает внимание детей, повышает активность, облегчает запоминание учебного материала.
В процессе игры «Краеведческая биржа» учащиеся за свои знания получают «деньги». Это видно и из названия игры. Учащимся предложены вопросы с разным уровнем сложности. В первом туре разыгрываются вопросы желтой наклейкой со стоимостью в 10 рублей, во 2-ом туре – синей наклейкой со стоимостью в 20 рублей, в 3 –ем туре – фиолетовой наклейкой со стоимостью в 30 рублей, в 4 туре – зеленой наклейкой со стоимостью в 50 рублей, в 5 – ом туре – с красной наклейкой со стоимостью в 100 рублей. После каждого тура подводится итоги, победителем становится участник, набравший наибольшее количество «денег».
Очень важно, когда заранее до начала игры устанавливаешь правила.
Первое правило – по очереди каждый участник выбирает вопрос из предложенных вариантов, отвечает и за правильный ответ получает «деньги».
Второе правило – если ученик затрудняется ответить, отвечает тот, кто первый поднял руку и таким образом может дополнительно заработать.
Третье правило – кто выкрикивает с места, получает штраф.

При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к занятиям, к учебному предмету; б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу; в) умение слушать друг друга; г) добровольное желание расширять свои возможности; д) раскрытие собственных творческих способностей; е) самовыражение, самоутверждение.
Игру можно считать выполняющей свои функции на занятиях в том случае, если она обеспечивает:
не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;
осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.
Я считаю, что игры на занятиях в системе дополнительного образования просто необходимы. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на занятиях можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.



Игра «Краеведческая биржа»

1 тур

(вопросы со стоимостью 10 рублей)

Какой проспект назван в честь нашего города? (проспект Ульяновский)
Где висит мемориальная доска в честь Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Карбышева? (на здании библиотеки №2 по ул. Карбышева д.30)
Главная водная артерия области. (река Волга)
Волга течет на юг, а Свияга на(север)
Проспект назван в честь строителей авиационного завода (проспект Авиастроителей)
Посещал ли Симбирск Петр 1? (да)
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? Почему? (кукушка откладывает свои яйца в чужие гнезда)
Никто не пугает, а вся дрожит (осина)
Что такое Красная Книга? (список охраняемых животных и растений)
Дважды Герой Советского Союза, наш земляк, летчик – бомбардировщик, погиб под Бреслау. (Полбин)
Этот герой до войны работал главным врачом Языковской больницы. В плену организовал партизанское движение, лечил раненых. (врач Михайлов)
Где находится главная детская больница в Заволжском районе? (по проспекту Сурова)
13. Любимое лакомство снегирей, свиристелей, поливитамин для людей. (рябина)
14. Сок, какого растения останавливает кровотечение, обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим свойством? (подорожник)
15.Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах птиц? (остается запах человека, самка может выкинуть из гнезда яйца)


Подведение итогов 1 тура.

2 тур

(вопросы синей наклейкой со стоимостью 20 рублей)

Перечислите основные стороны горизонта. (север, юг, восток, запад)
Сколько районов входит в состав Ульяновской области? (21)
Основная зерновая культура. (Пшеница)
Что означают слова «флора» и «фауна»? (Флора – растительный мир, фауна – животный мир)
Основной частью одежды этого народа являются зипун, камзол, башлык, у мужчин головной убор – тюбетейки (Татары)
Посещала ли Симбирск Екатерина вторая? (да)
Как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас)
Летом цветет, зимой греет, настанет весна – потечет слеза (Береза)
Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (времена года)
Принципы оказания первой доврачебной помощи при отравлениях. (промывание желудка)
Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью? (верба)
Едят ли животные красивые опавшие листья? ( Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому их животные не едят)
Как называется липкий и пахучий сок, выступающий на коре свежесрубленной ели? (смола)
Родился в Омске. Учился в городе Ульяновске 5-ой школе и 44 школе. Погиб при освобождении Эстонии. В его честь названа улица на Верхней Террасе. (Владимир Деев)
Командующий армией, организатор дороги жизни под Ленинградом, наш земляк. Его именем названа улица на Верхней Террасе. (Гусев)

Подведение итогов 2 тура.

3 тур

(вопросы с фиолетовой наклейкой, цена которых 30 рублей)

Где находится памятник с аистами, символизирующий новорожденных детей? ( На территории роддома по проспекту врача Сурова)
В парке «Прибрежный» мы наблюдали, как растут у основания деревьев мхи и лишайники. На какой стороне горизонта их больше всего? (на севере)
Знаменитый глазной врач, первый в России произвел пересадку роговицы глаза. Его именем названа одна из улиц нового города (проспект врача Сурова)
Бульвар назван в честь дружбы г.Ульяновска с воеводством из Польши.
(бульвар Новосондецкий)
В каком году открыли памятник воинам – заволжцам, погибшим в Афганистане и в Чечне и где он находится? (9 мая 2008 года состоялось открытие памятника «Землякам – Заволжцам, погибшим при исполнении воинского долга. Он установлен на пересечении улиц Ленинского Комсомола и генерала Карбышева)
В питании этого народа сохранилось немало традиционных черт. Наиболее употребительны из кушаний: борщ, вареники, соленое сало с чесноком. (Украинцы)
Дерево, которое в Языковском парке посадил Пушкин. (Ель)
Какой проспект назван в честь конструктора самолетов? (проспект Туполева)
Какая улица названа в честь Победы над фашистами в Великой Отечественной войне? (улица 40 лет Победы)
В какую сторону «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень? (на юг)
На сколько районов поделена территория г. Ульяновска? Назовите названия районов. (Ленинский, Засвияжский, Железнодорожный, Заволжский).
Ф.И.О. человека, занесенного в книгу рекордов Гиннеса, чей трудовой стаж составляет 80 лет. Ему 103 года. (Михаил Иванович Лимасов)
Этой бабке 100 лет, горба у нее нет, высоко торчит, далеко глядит. Придет смерть за старушкой, станет баба избушкой. (сосна)
Какое растение во время Великой Отечественной войны использовалось в качестве ваты? (мох сфагнум)
Поэт, гусар, во время Наполеоновской войны организовал партизанское движение. (Денис Давыдов)

Подведение итогов 3 тура.

4 тур.

(Карточки с вопросами с зеленой наклейкой со стоимостью 50 рублей)

1.Он спас наш Симбирск от нападений Колчака. В Великую Отечественную войну попал в плен. Погиб в концлагере Маутхаузен. (генерал Карбышев)
2. Назовите имя просветителя чувашского народа, положившего в 1868 году начало созданию в Симбирске чувашской школы. (И.Я.Яковлев)
3. Что называют планом местности. (карта)
4. От какого итальянского словосочетания произошло название «помидор»? (золотое яблоко)
5. Какое растение, по легенде, расцветает в ночь на Ивана Купала? (папоротник)
6. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть много дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (волк)
7. Золотое правило грибников. (Не знаю, не собираю, не употребляю)
8. Назови грибы, которые появляются самыми первыми. (сморчки и строчки)
9. Известный историк, наш земляк. (Карамзин)
10. Самое крупное озеро Ульяновской области. (Белолебяжье озеро в Майнском районе)
11. Чем отличаются заповедники от заказников? (Заповедники и заказники – охраняемые природные территории. В заповедниках охраняются все виды животных и растений, человеческая деятельность запрещена, а в заказниках охраняется только определенные виды животных и растений)
12. Как называются выходы минеральных вод к северу от Ульяновска? (Ундоровские минеральные источники)
13. Вышел старик – годовик, махнул рукой и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо с одной стороны черное, с другой – белое. (12 месяцев, 4 времени года: зима, весна, лето, осень, в неделю 7 дней, день и ночь)
14. Традиционным занятием этого народа является земледелие. Сеют рожь, просо, хмель. Традиционным блюдом считается суп «Яшка» из муки с картофелем, а также каши, пироги. (чуваши)
15 Назовите города Ульяновской области (Ульяновск, Новоульяновск, Димитровград, Барыш, Инза, Сенгилей)
Подведение итогов 4 тура.

5 тур

Вопросы с красной наклейкой – 100 рублей.

1. Перечислите названия заказников Ульяновской области. (Старокулаткинский, Сенгилеевский, Сосновский, Сурский, Сурские Вершины, Новочеремшанский, Базарносызганский, «Шиловская лесостепь»)
2.Перечислите названия слобод на левом берегу Волги. (Часовня, Канава, Королевка)
3. В Ульяновской области на крайнем северо-западе в Сурском районе есть участок европейской тайги. Как она называется? (урочище – Кувайская тайга)
4. В центре Нового города стоит памятник, представляющий 9-метровую колонну с женской фигурой, держащей в руке лавровый венок. Кто скульптор – художник этого памятника? (Олег Клюев)
5. В деревне Прислониха, что в 80км. от Ульяновска, жил известный живописец, народный художник СССР, работы которого проникнуты поэтическим восприятием природы. Как его зовут? (Пластов)
6. Какой царь издал указ об основании Симбирска? (Романов Алексей Михайлович)
7. В переводе это означает – высокая крутая гора с закруглением, возвышенное место близ крутых, округлых склонов гор и берегов. (Венец)
8. Год основания г. Симбирска. (1648)
9. Защитник Брестской крепости, наш земляк, родился в селе Красная Река Старомайнского района. (Алексей Наганов)
10 Герой Советского Союза. Прославленный полководец. Наш земляк. Прошел 3 войны: 1-ая мировая, гражданская, Великая Отечественная война. (генерал Иван Тюленев)
11Кто основал город – крепость Симбирск? (Богдан Хитрово)
12 Строительный материал из мельчайших известковых раковин называется ..(мел)
13. Как звали знаменитого русского писателя Гончарова? (Иван Александрович)
Шифрограмма. Расшифруйте текст телеграммы, которая пришла весной. Илзл злал слиллльнылхл длолжлдлелйл улслилллиллалссьл олплалслнлолслтль олплолзллнлелвлылхл ялвллелнлилйл. Плрлимлилллилтел млелрлыл. (из за сильных дождей усилилась опасность оползневых явлений. Примите меры.)
Памятник скорбящей матери, установленный стараниями уч-ся гимназии №79, посвящен женщине, которая. (жила в селе Акшуат Барышского района и звали ее Марфа Мельникова. В ее семье выросли 8 сыновей. И вот началась война, проводила на фронт 8 сыновей, живым вернулся только 1. И таких матерей было много.)

Подведение итогов 5 тура.

Подведение итогов игры.


Выводы:

Игра «Краеведческая биржа» проводится в конце учебного года как итоговое занятие.
Мои учащиеся играют с азартом и большим увлечением. Только изучив и узнав о своем крае, можно полюбить свою малую родину. В наше время каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы хорошо знали свои истоки, историю и культуру своего края. Как раз игра «Краеведческая биржа» помогает воспитанию патриотизма подрастающего поколения.







Литература:
Симбирск и его прошлое. В Ф. Шевченко. 1993г.
Основы безопасности и жизнедеятельности. М. П. Фролов 2006г.
Историческое краеведение. М. Х. Валкин, Т. Ю. Кочепасова 2000г.
Географическое краеведение С. О. Буранов, А. И. Золотов. 2002г.
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области В. Р. Благовещенский. 1997г.
Путешествие по Ульяновской области 2013г.









13PAGE 15


13PAGE 14115




../../Капито/Рабочий стол/роль РёРіСЂС‹.htmУменьшить шрифт