Урок математики по теме Сложение и вычитание десятичных дробей (5класс)


Урок математики в 5 классе
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления, математической речи; расширение знаний учеников об окружающем их мире.
Ход урока
Логическое упражнение.
Подберите нужные слова:
Слагаемое - сумма
Уменьшаемое - …
Вычитание - …
Вычитаемое - …
Произведение - …
Разность - …
Сообщение темы урока.
3. Математический диктант.
- Число 6,5 увеличьте на 0,1,
- К числу 6,555 прибавьте 0,1,
- Число 6,5 уменьшите на 0,1,
- От числа 6,55 отнимите 0,1,
- На сколько число 0,99 меньше 1?
- Решите уравнение:
А) х + 4,5 = 9,6
Б) х – 2,12 = 5,4.
4. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
1) Класс слушает фонограмму «Вальса цветов» П. И. Чайковского.
2) Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о цветах и травах.
Карточка № 1.
Номер задания Й П К Р И Е
1 2.446 3,2245 5,155 4,21 5,65 3,21
2 104,24 100,2 98,92 107,04 96,41 33,5
3 0,2 0.11 0,15 1,89 1,98 7,9
4 34,75 5,06 30,7 4,05 10,8 30,75
5 7,18 30,7 14,49 15,2 29,43 32,22
6 5,38 6,21 15,96 14,27 13,4 4,08
Задания к карточке №1.
2,145 + 3,01=
105,11 – 8,7 =
Решите уравнение: 1 – х = 0,89.
Решите уравнение: х + 15,35 = 19,4.
В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного их них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?
Карточка №2.
Номер задания Ь Н О Л П Ы
1 4,946 5,801 9,446 8,36 9,77 9,41
2 5,06 3,24 3,44 4,04 5,16 5,42
3 10,74 0,67 11,456 12,86 10,86 9,24
4 100,4 179,56 85,6 100,36 89,4 94,44
5 9,81 3,89 4,11 5,12 10,1 8,09
6 30,85 24,9 34,55 30,15 32,515 29,4
Задания к карточке №2.
4,41 + 5,36 =
5,24 – 1,8 =
Решите уравнение: х – 11,3 = 1,56.
Решите уравнение: 137 – х = 42,56.
Проволоку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?
Карточка №3.
Номер задания
К Т И Я С Ч
1 38,21 31,489 49,5 85,56 59,12 40,821
2 50,12 9,217 46,69 67,5 127,34 133,04
3 2,2 1,43 0,8 2,15 1,57 0,97
4 8,25 7,5 9,27 10,5 8,2 9,15
5 209,9 210,7 219,8 221,5 220 205
6 1,4 3,38 0,52 5 1,2 3,02
Задание к карточке № 3.
35,85 + 4,971 =
125,19 – 78,5 =
Решите уравнение: х – 0,07 = 1,5.
Решите уравнение: 9 – у =
Ученики 4-го класса собрали 215,7 кг металлолома, а 5-го класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5-ый класс?
Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
Карточка № 4.
Номер задания Р К Ы И Н Т Я Ш
1 10,7 11,44 9,05 14,75 13,47 18,5 15,85 15
2 28 8,984 89,94 27,9 25,2 28,891 30,74 29
3 65,6 65,2 70,6 56,5 45,9 62,8 64,5 50
4 104,44 87,45 94,44 54,21 100 179,56 42,9 30,81
5 8 5,6 14,8 5,1 6,3 7,8 7 4,4
6 3,76 3,0076 37,6 376 3,076 0,3076 0,0057 0,04
7 180,7 195,4 108 185,8 189,5 170,8 187,2 180
8 3,29 2,37 5 4,95 4,2 3,17 3,27 4,05
Задания к карточке №4.
4,9 + 10,95 =
37,5 – 8,609 =
Решите уравнение: х – 27,5 = 38,1
Решите уравнение: 137 – х = 42,56
В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных
В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
4,2 – (0,98 + 1,75) =
Карточка №5.
Номер задания Л О П Р С Е Т
1 7,098 7 6,918 7,9 8,112 31,299 61,098
2 14 8,909 15,21 14,282 9,72 8,7 9
3 69 71,6 70,5 12,8 19,85 12,6 14,15
4 6 23 13,59 14 13,01 12,59 24
5 90 47,3 95 2,5 78,7 80 87,1
6 28,891 3,348 7 25,543 25,1 27,28 9
7 141,3 140 89,3 123,5 122 129,5 190,2
8 0,024 0,24 2,4 2,04 0,204 0,0024 2,45
Задания к карточке №5.
34,008 – 27,09 =
8,312 + 5,97 =
Решите уравнение: х – 29.5 = 42,1
Решите уравнение: 5,29 + х = 18,3
В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
(37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078)
Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
Запишите обыкновенную дробь 241000 в виде десятичной.
В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих растений: чистяк, кипрей, полынь, прострел, ятрышник.
А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства.
Чистяк – большой подснежник. Весной им питаются муравьи, его также любят пчёлы. В народе это растение называют жабник или козья трава. Растение становится ядовитым, когда зреют плоды.


Кипрей – в народе его называют иван-чай, можно использовать для приготовления чая.

Полынь – существует много разновидностей этой травы. Цитварная полынь встречается редко, поэтому занесена в Красную книгу. В 1722 году во время похода Петра ׀ на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать.



Ятрышник – красивое многолетнее травянистое растение. Одиночная цветочная стрелка заканчивается кистью некрупных душистых, красновато-фиолетовых или зеленовато-белых цветков.
Произрастает по влажным лугам, опушкам лесов, меду кустарников по всей стране.

Ятрышник и прострел – эти растения занесены в Красную книгу.
ДАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ НАШУ ПРИРОДУ! СТАРАЙТЕСЬ УЗНАВАТЬ О НЕЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ!
5. Решение примеров.
Восстановите в записи примеров запятые:
48 + 22 = 7 12 + 92 = 212 53 – 17 = 513
1 + 308 = 408 945 – 545 = 4
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание.