«Об этом с тревогой говорят родители….Наркомания. Что о ней нужно знать?»
ГУ «Станционная средняя школа отдела образования Карабалыкского района»
Классное родительское собраниеТЕМА: «Об этом с тревогой говорят родители….Наркомания. Что о ней нужно знать?»
«Свобода есть осознанная необходимость»
Жизненная мудрость.
Дерун Наталья Нугзаровнаучитель географии и биологии (классный руководитель 10 кл.)
ГУ №Станционная средняя школа»
2016г.
Тема: «Об этом с тревогой говорят родители….Наркомания. Что о ней нужно знать?»
Форма работы родительского собрания: «круглый стол»
Участники: родители учащихся 10 классов.
Пояснительная записка
Один из мифов советской педагогики и позиции родителей заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но не достаточная. Проблема употребления вредных веществ детьми продолжает оставаться достаточно острой.
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии здоровьесберегающих интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Цель:
Просвещение и осведомление родителей по проблеме употребления и распространения наркотических веществ среди подростков.
Задачи:
- предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании;
- показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье.
Продолжительность – 60 минут
Оборудование: компьютер, анкеты, памятки, высказывания.
Методики и технологии, используемые на данном мероприятии:
работа в группах
ведение дискуссии
публичные выступления
Лекция медработника
К ожидаемым результатам можно отнести:
· у родителей сформируется представление о глубине данной проблемы;
· взрослые узнают больше друг о друге, о своих детях, что будет способствовать сплочению коллектива;
· поймут значимость умения общаться и делиться своими переживаниями.
Ход собрания.
Уважаемые родители!
Что вы испытали, когда вы узнали о теме нашего собрания? Какие у вас возникли ощущения и чувства? (Опрос родителей). Можно ли эту тему оставить без внимания? Почему?
Тема нашего собрания «Правда о наркомании».
Вот он тащился, чуть не умирая.
Через минуту ж —
где достал, бог весть! —
о радостях искусственного рая
мир может,
на лице его прочесть!
А сколько их сейчас бредет по свету,
чья участь то сладка, а то тяжка!
И видимо уже спасенья нетуот этого простого
порошка...
Е. Винокуров
Я расскажу вам одну легенду, которая позволит расставить все точки над i.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
- «Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.
Третий путник им ответил:
- «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть, заниматься своим делом – профилактикой.
- Так о чём же пойдёт наш сегодняшний разговор?
- Займите удобные для каждого из вас места за нашим «круглым столом».
Звучит тихая музыка. Родители рассаживаются на места .Классный руководитель:
- Тема “Правда о наркомании ” – это глобальная проблема современного человечества. Поэтому я предлагаю сегодня обсудить эту тему.
Форма нашей сегодняшней работы – «круглый стол», то есть все участники разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить, доказывать и т.п.
Наступил XXI век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки – курение, алкоголизм – мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые: наркомания, токсикомания. Причем это приняло такие масштабы, что приходится констатировать факт почти полного отсутствия инстинкта самосохранения у человека.
Все прекрасно осведомлены о последствиях и алкоголизма, и курения, и наркомании, и тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собой других, не оставляя шансов будущим поколениям.
Об этих проблемах нужно говорить с позиций педагогики, медицины, психологии одновременно. Моя функция, как классного руководителя — информирование и просвещение.
- Для начала проведем небольшую разминку.
Разминка на общение.
Упражнение «Любимая игрушка».
У каждого из вас в детстве была любимая игрушка. Помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Кукла? Где она сейчас?
Расскажите о любимой игрушке вашего ребёнка. (Работа в парах)
Упражнение «Мой ребёнок самый лучший».
Предлагается похвалить своего ребёнка.
Установка на работу в группах.
- Вы должны объединиться в тройки, как сидите и подобрать признаки к теме
Основные признаки и симптомы употребления наркотических веществ:
следу от уколов (особенно на руках)
наличие у ребёнка ложек и /или узких полых трубочек, шприцов и/или игл от них
наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов
расширенные или суженные зрачки
нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя
покраснение склер
лживость, изворотливость
проведение времени в компаниях асоциального типа
вымогательство и/или кража денег у окружающих
нарушение сна
телефонные разговоры(особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами
частые беспричинные смены настроения
внешняя неопрятность
снижение круга интересов
частый беспричинный кашель
снижение аппетита
запоры
изменение пищевых пристрастий (предпочтение сладких кондитерских изделий, постоянный отказ от жирной и мясной пищи)
похудание
гнойничковые поражения кожи, флегмоны, абсцессы по ходу вен
появление денежных долгов с не очень убедительным объяснением их происхождения
регулярные в одно и то же время отлучки из дома на не очень продолжительное время
стремление избегать одежды с короткими рукавами даже в жаркие дни
чрезмерно длительное пребывание в туалете или за пределами заднего двора.
Классный руководитель:
Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, несознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети.
- Я предлагаю вам обсудить вопрос:
“Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?”
Время на работу 5 минут.
Идет работа в группах, жаркие споры и, неожиданные порой, мнения. Через отведенное время начинаем обсуждение.Защиту проводит один человек, но высказываются в дополнение по кругу все участники. Задаются вопросы на понимание, на несогласие и т.п. Как правило, есть совпадающие мнения.
Классный руководитель (поясняет причины употребления наркотиков с точки зрения педагогики)
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
4. Элементарное любопытство – дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, «маменькиным сынком», «белой вороной».
Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Чем же опасна гиперапека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля со стороны старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, все равно найдет какой-либо выход, и, скорее всего, он будет неожиданным и неблагоприятным. То же самое можно сказать и о нехватке опеки над детьми, не достаточном внимании в их воспитании, жизни, проведении свободного времени.
Выступление мед работника.
Классный руководитель
- Для полноты картины я предлагаю вам посмотреть подборку фотослайда «Сел на иглу» (просмотр фотослайда) и описать словами типичный портрет наркомана:
Родители обсуждают, описывают и защищают портрет наркомана (вот приблизительно то, что у них получится: бледность, необычно расширенные или суженые зрачки, маскообразное лицо, дрожащие руки. 2-3 года употребления наркотиков ведут к общему истощению организма. Человек худеет, его кожа приобретает желтоватый оттенок, появляется ломкость ногтей и волос, полная и необратимая импотенция. Преждевременное старение с признаками слабоумия, деградация и распад личности. Тело наркомана превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль)Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что прибегая к наркотикам, ребенок получает возможность «покупать счастье, как товар». Это кажется желанным и соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. И для вашей воспитательной копилки, я предлагаю «дневник родителя», который содержит в себе советы, что делать при выявлении девиантного поведения детей
Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
Рефлексия.
- А сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о пользе нашего разговора.
Каждый участник по кругу высказывает свое мнение.
Учитель зачитывает проект решения собрания, родители вносят дополнения и голосуют.
Решение собрания «Правда о наркомании».
1. Каждому родителю осознать необходимость ориентира на формирование у детей навыков здорового образа жизни на личном примере.
2. Продолжить ознакомление родителей и детей со статистическими данными о влиянии наркотических средств на подростков в области и районе.
3. Ориентировать родителей на проведение бесед в кругу семьи о вреде наркомании и использовать рекомендаций в памятках для своевременного выявления девиантного поведения.
4. Классному руководителю продолжить работу по профилактике наркомании, токсикомании и вредных привычек, для этого разработать систему внеклассных мероприятий по этой теме.
- На этом наше заседание «круглого стола» подошло к концу. Я благодарю всех участников. Спасибо за общение, работу и сотрудничество!