Родительское собрание на темуДетская агрессия Причины и последствия детской агрессии
Детская агрессия Причины и последствия детской агрессииМОУ СОШ № 10 г. БорисоглебскУчитель начальных классов:Мануковская И.В.
style.rotation
Человек обладает способностью любить, и еслион не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…Эрих Фром
Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей.
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей.
Инструментальная агрессия проявляется для достижения определённой цели. Она очень часто проявляется у младших детей (я хочу забрать игрушку).У старших, т. е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - вид агрессии, направленный окольными путями на другое лицо (злобные насмешки, сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани, топанье ногами, битьё кулаками по столу и т.п.)
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы)
Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, принимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше всего склонны мальчики. Агрессивность входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.
Агрессивное состояниесопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти, обиды, подозрительности, чувства вины.Это отражение неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящие вокруг события.
Агрессивное действиевыражается в непосредственно агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях
РаздражениеСклонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться от вспыльчивости, резкости, грубости.
ОбидаПроявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные и мнимые страдания
Чувство виныОтношения и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно, бессовестно.
Индивидуальные варианты детской агрессивностиИмпульсивно- демонстративный (используют агрессию, как средство привлечения внимания) Целенапрвленно- Враждебный (используют агрессию как норму поведения со сверстниками)Нормативно-инструментальный(нанесение вреда другому выступает как самоцель)
style.rotation
1 Дети, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети стремятся к контактам со сверстниками; добившись внимания, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолетны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, импульсивный и непосредственный характер; враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.
2 У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения им нужного предмета или ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети занимают роль, предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». У таких детей чаще всего проявляется физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Дети этой подгруппы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно их нарушают. При этом они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал!», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.
3 Агрессивные действия этих детей не имеют какой-либо видимой цели –ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствуют. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
Модель становления агрессии Скверная атмосфера в семье поведенческие проблемы отвержение сверстниками, низкая самооценка, плохая успеваемость выбор компании детей с такими же отклонениями
Знания о моделях агрессивного поведения дети получают из трех основных источников. семьясверстникиСМИ
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Себастьян Брехт
Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в семье. Унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно сказать другое, негативно отзываются об учителях, классе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то , это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребенка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.
Если ребенок видит в нас злыдней, он непременно делается злым и агрессивным. Не надо забывать, что одно лишь ласковое слово сможет снять злобность ребенка.
Люди по оценке себя в мире обычно разделяются на тех, кто в своих неудачах обвиняет себя, и тех, которые винят во всем других. И только в отношении недостатков своих детей все (или почти все) дружно объединяются в одну группу – в группу обвинителей школы, улицы, вообще окружения ребенка, исключая, конечно же, себя и семью. «Вот мой сегодня принес из школы нецензурные слова» – «А моя стала дерзить – набралась от подружек». Был хорошим и в одночасье стал плохим? Так не бывает. Что-то привносится со стороны, а что-то – свое собственное.
Агрессия приобретённое поведениеСоциальные процессыобществоБиологические процессыПриобретенное поведениеНаследственное поведениегенетика
Честно говоря, нас не слишком волнует агрессивность собственных детей, пока она не направлена против нас, своей семьи. Мы квалифицируем ее как «умение постоять за себя» и даже поощряем: «А ты дал сдачи?» Нас тревожит, когда агрессия направлена против наших детей. Но для кого-то наши агрессивные дети – причина тревог.
. Нельзя воспитать в ребенке ни одного качества, не воспитав его предварительно в себе. У агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у детей, надо разобраться со своим собственным. «Кретин! Как он обгоняет?!» – бормочет папа за рулем, и это слово вместе с агрессивной реакцией уже в арсенале сидящего рядом сына. «Отстань, не видишь, я разговариваю с тетей?» – урок несправедливости не пройдет для ребенка даром, он посеял в нем гнев и семена агрессии.
Агрессивное поведение может порождаться и школой, и семьей. В школе, например, это слишком трудная учебная программа, несложившиеся отношения с учителем или учениками. Велика ответственность учителя за несложившиеся отношения с ребенком. К сожалению, с этим приходится встречаться, но нельзя мириться.
Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым.
Взаимодействие со сверстникамиДети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и социально неприемлемые) в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками часто дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры — в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред — фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр.
Причины проявления детской агрессивности стремление привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, дергает за косичку, разбрасывает вещи, дразниться) ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство; (насмешка, унижение, обзывание ) защита и месть ( в ответ на «нападение» или насильственное изъятие вещей дети отвечают яркими вспышками агрессии); стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.
При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по проблеме в классе. Дети отвечали на вопросы, ответы были сведены в таблицы и проанализированы.1.Какие передачи ты выбираешь для просмотра?2.Что тебе в них нравится?{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Сериалы (детские)Сериалы (взрослые)Познава-тельные передачиСпортивные программыБоевикиФильмы ужасовМультфильмы 22%48%35%13%37%34%2%{E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}СериалыПознаватель-ныеСпортивныеБоевикиФильмы ужасовБыть похожими на героевУзнать новоеЗнакомиться с новостями Желание победитьНау-чить-ся драть-сяПроверить себяБыть испу-ган-ным19%48%11%12%25%20%14%
3.Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи?4. Какие телепередачи привлекают твоих родителей?«Дом 2»«Счастливы вместе»«Давай поженимся»«Универ», «Интерны»«Каникулы в Мексике»«Хоккей»5.Какие передачи вы смотрите всей семьёй?«Ужасы»«Реальные пацаны»«Пусть говорят»«Интерны»«Дорожные войны»{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}ДаНет 18%82%
ГиперактивностьПортрет гиперактивного ребёнка:Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;плохой аппетит;не может следить за своими вещами, часто их теряет;пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.
Позитивная модель воспитания гиперактивного ребёнкаПолезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия (дайте возможность расходовать избыточную энергию);обязательно поддерживайте чёткий распорядок дня (время приёма пищи, выполнения д/з и сна);говорите с ребёнком спокойно, доброжелательно и мягко, избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
Чтобы снизить агрессивность ребенка в этом возрасте, нужно организовать новый режим с учетом особенностей ребенка: необходимой и достаточной продолжительностью сна, прогулок, отдыха и нужного времени для занятий.
Как и чем помочь агрессивному ребенку?
Девиз родителейПринять!Понять!Помочь!
Как помочь агрессивному ребенку?Работа с гневом.Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.Формировании способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Шпаргалка для взрослыхНе сравнивайте ребёнка с окружающими.Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.Чаще используйте телесный контакт.Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом. Очень значимо для человека и наказание, если:-оно следует немедленно за поступком;-объяснено ребёнку;-оно суровое, но не жестокое;-оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Если тебя наказывают, то как?Если тебя поощряют, то как?{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Не разрешают смотреть ТВБеседуют Ругают Бьют 20%17%35%20%{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Похвалой Подарком Деньгами 40%24%25%
Еще больше ответственность семьи, если она не сумела быть крепостью для ребенка. Если ему не хватает любви, заботы, внимания, если его хорошие поступки воспринимаются как должное, а реакцию вызывают только агрессивные и асоциальные поступки, то именно они и закрепятся в поведении ребенка. Ребенок жаждал внимания и добился его, пусть даже это внимание негативное.
«Золотые» правила воспитания:1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.2.Постарайтесь быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.3.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.4.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.5.К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.6.Проводите больше времени вместе с детьми, принимайте совместное участие в просмотре передач.
Для преодоления агрессии родители мне помогают такими действиями или словами…«Дай сдачи»; говорят «успокойся»;«Не обращай внимания»; Обнимает бабушка;Говорят что-нибудь хорошее;Разговаривают на другие темы;Прижмёт крепко к себе, начинает гладить по голове и нашёптывает ласковые слова;Оставляют меня в покое;Покупают мне то, что я больше всего люблю;«Ляг отдохни, у тебя все еще впереди».
В основе агрессивного поведения лежат гнев и страх.Закрепленное агрессивное поведение становится стойкой чертой личности – агрессивностью характера.Причины гнева могут быть физиологическими (боль, голод, дискомфорт и т.п.), психологическими (ограничение свободы, неосуществленные ожидания, психологические травмы и т.п.) и социальными (влияние окружения, СМИ, воспитание в семье). Прежде чем что-то предпринимать, найдите причину гнева.Наказание не излечивает от агрессивности, а вызывает ее усиление.Борьба с агрессивностью ребенка – это в первую очередь борьба со своей собственной агрессивностью.Агрессивность невозможна, если воспитаны любовь, сострадание, уважение к людям.Лучшее воспитание – личный пример
Любите друг друга и будьте счастливы