Статья Сочетание элементов современных технологий в структуре непосредственно образовательной деятельности для дошкольников с задержкой психического развития.


Сочетание элементов современных технологий в структуре непосредственно образовательной деятельности
для дошкольников с задержкой психического развития.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №360
Реджепова Н.В.
Воспитание и обучение ребенка с ЗПР  осуществляются мной с учетом возрастных психофизиологических особенностей в условиях организованного педагогического воздействия, которое на современном этапе предполагает использование различных педагогических технологий.
При коррекционно – развивающем обучении в ДОУ я использую следующие технологии нового поколения:
Игровая технология. Игровые технологии выступают как средство стимулирования активности детей, с помощью создания игровых форм, приемов, ситуаций.
Технология проблемного обучения. Организация НОД, которая предполагает создание под руководством учителя-дефектолога проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности дошкольника, направляет детей на решение проблемной ситуации, организует поиск решения.
Индивидуальный и дифференцированный подход. Учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования дошкольников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Педагогика сотрудничества. Совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, совместный анализ процесса и результатов деятельности.
Технология развивающего обучения. Предполагает развитие умственных способностей ребенка через формирование различных форм наглядного моделирования, введение заданий на развитие общеинтеллектульных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.
Здоровьесберегающая технология. Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику.
Гуманно-личностная технология. Ставит в центр воспитания развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает педагога к личности ребенка, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Информационно-коммуникативная технология. Это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
А теперь, я привожу пример использования выше изложенных технологий при проведении непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.
НОД по теме «Дикие животные»
Этап НОД Содержание Образовательные технологии Методы и приемы
Организационный момент - Здравствуйте! Сегодня у нас в гостях мишка и лисичка. (пальчиковый театр).
Мишка: Ребята, пойдемте вместе с нами в поход в лес. Пойдете? Дети: Да. Игровая технология.
Педагогика сотрудничества. - создание игровой ситуации.
- совместная деятельность.
Мимическая гимнастика Лисичка: Прежде чем оправится в поход, мы должны узнать сможете вы подражать жителям леса. (изображения животных с улыбкой, удивление, злость). Проблемное обучение.
- создание проблемной ситуации.
Введение в тему Итак, отправляемся в поход! (Беремся за руки и идем вокруг столов). Возвращаемся на коврик. На ковре «костер» и рядом картины леса. (Садимся возле костра.)
Игра «Угадай по описанию».
- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)
- Серый, злой, голодный. (Волк)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)
- Маленький, колючий. (Ежик)
(Одновременно с ответом звучит голос дикого животного)
(после ответа выставляются картинки с дикими животными) Игровая технология.
Информационно-коммуникативная технология.
- организация игр, отгадывание загадок.
- представление наглядного материала, использование ТСО
Работа по теме НОД - Ребята как их всех можно назвать одним словом? (животные)
- Почему? (покрыты шерстью, у них четыре лапы, морда, туловище, хвост)
- Где живут эти животные? (В лесу)
- Как называют? (Дикие животные)
- А как еще их можно назвать? (звери)
Игра «Слова действия»
- Что может делать волк? (рыскать, охотиться, нападать)
- Что может делать лиса? (воровать, охотиться, ловить, хитрить) и др. Педагогическое сотрудничество.
Игровая технология.
Развивающее обучение.
- беседа.
- организация игр и игровых упражнений.
- задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, конкретизации, обобщения.
Физкультминутка Игра «Кто как передвигается?»
Дети имитируют движения животных.
(под музыку – «Ежики») Игровая технология.
Информационно-коммуникативная технология.
Здоровьесберагающая технология. - организация подвижных игр.
- применение ТСО.
- гимнастика для тела.
Релаксация - Ребята, в походе мы очень устали, давайте отдохнем.
Садимся возле костра, беремся за руки, закрываем глаза. (звучит музыка, звуки леса).
Здоровьесберагающая технология.
Информационно-коммуникативная технология. - упражнения на реалаксацию.
- применение ТСО.
Индивидуальная работа Игра с мячом «Кто у кого?»
У лисы – лисенок.
У медведицы – медвежата и т.д. Индивидуально-дифференцированный подход. - индивидуальные задания.
Подведение итогов Мишка: ребята кого мы повстречали в лесу, как назовем их одним словом. Молодцы!
А вот вам и подарки.
Ох, ах. Вот плутовка лиса, убежала и спрятала подарки.
Игра «Найди по следам»
Лиса оставила следы. Надо точно пройти по следам, друг за дружком. И тогда найдете подарки. Педагогика сотрудничества.
Гуманно-личностная технология.
- коллективное подведение итогов.
- создание ситуации успеха.
В процессе коррекционно-развивающего обучения ребенка с задержкой психического развития необходимо развивать все его психические качества, особенно те из них, которые нужны для подготовки к школе. Поэтому в своей работе использую педагогические технологии как инновационный ресурс обеспечения качества образования.