Статья Духовно-нравственное воспитание в кружке

О.А.Реброва,
методист МАУДОД ЦВР «Планета взросления»,
г. Хабаровск


Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях ансамбля «Купаленка»
Возрождение национального самосознания приобретает в настоящее время особую актуальность.
Родная культура, как образ матери, должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная культура, фольклор – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.
Перед дополнительным образованием и педагогом стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Большое внимание этой проблеме уделяется в МАУДОД ЦВР «Планета взросления» г. Хабаровска. Занятия в народном ансамбле «Купаленка», под руководством педагога Самусь Светланы Андреевны, ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности детей, включая широкий спектр видов и сфер практической деятельности фольклорного творчества и создание условий для нравственного самоопределения учащихся.
«Создание ситуации успеха для каждого ребенка», - вот девиз, под которым работает Светлана Андреевна. На своих занятиях педагог помогает детям обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника.
Организация педагогического процесса на занятиях в народном ансамбле строится с опорой на следующие принципы:
Принцип воспитывающего обучения, который предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему;
Принцип доступности обучения, определяющий построение учебного процесса таким образом, чтобы у детей появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения;
Принцип сознательности и активности, который основывается на формировании у воспитанников мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, устойчивом интересе к изучаемому материалу;
Принцип «интеграции». Данный принцип обучения позволяет педагогу использовать на занятии по фольклору несколько видов жанров одновременно:
- вокальное мастерство;
- ансамблевое многоголосье;
- элементы русского народного танца;
- элементы актерского мастерства;
- обучение игре на народных инструментах;
- посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;
- знакомство с народными промыслами;
- изучение народного календаря и обрядов.
Принцип индивидуального подхода, когда ребенок добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения, т.е. наиболее эффективных именно для него;
Принцип наглядности, который предполагает использование на занятиях технических средств, демонстрация кино – и видеофильмов и других средств наглядности.
Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях ансамбля «Купаленка» реализуется через:
активное сотрудничество, сотворчество детей и педагога;
активное диалоговое общение;
мотивацию учащихся на исследовательскую, творческую деятельность;
формирование социального успеха (участие в конкурсах, фестивалях и т.д.).
С момента прихода ребенка в ансамбль начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Это сопровождение заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное и групповое обучение.
Почти за двадцать лет своего существования коллективом «Купаленка» был накоплен опыт создания образовательной и социокультурной среды, в которой ребенок становится причастен к гармонии духа, таящейся в звуках музыки, творческом общении, в единении с педагогом-наставником и сотоварищами. Концерты, исполнительская деятельность, театрализованные народные праздники, участие в ежегодных фестивалях, все это способствует единению коллектива.
Традиция преемственности – основная в ансамбле. Она продолжается в наставничестве старших над новичками. Репетиционный процесс, разучивание партитур, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем.
Одной из традиционных форм является проведение открытых занятий для родителей. Такие занятия позволяют с одной стороны обеспечить открытость и доступность образовательного процесса, с другой стороны продемонстрировать новые грани и способности детей, о которых не всегда знают родители.
Особой традицией являются постановки театрализованных народных праздников и обрядов. Сценарии, разработка проектов и создание презентаций, постановка, декорации, костюмы – все это совместный труд детей и родителей, для которых само действо это яркий и захватывающий праздник.
К традициям относится тесная творческая и эмоциональная связь с выпускниками. Это и приглашение солистов, и совместные поездки, экскурсии, и встречи с выпускниками, и помощь в организации концертов, постановок.
Таким образом, вся деятельность ансамбля «Купаленка» направлена на развитие духовно-нравственного воспитания учащихся. Своими выступлениями, обрядами, ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни, возрождает культуру, традиции своего народа.