Рабочая программа по внеурочной деятельности Отряд ЮИДД

Рабочая программ ООО
«отряд ЮИДД»
2 года обучения (5-6 класс)
Пояснительная записка
Образовательная программа социально-педагогической направленности
На основе программы «Юные инспектора движения»  И.Ю. Бондарева, методист по
пропаганде дорожного движения среди  школьников
      В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма  (ДДТТ) остаётся одной из самых актуальных. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участие детей угрожающая. Ежегодно на дорогах Кузбасса травмируются сотни детей, получая увечья и травмы, десятки погибают.
          Неслучайно одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является обучение  граждан Правилам и требованиям безопасности движения. (Федеральный закон   «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г)
   Профилактика ДДТТ  предполагает активизацию деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Через приоритетные направления, а именно, профилактику правонарушений на дорогах и общественных местах, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, детской безнадзорности и беспризорности, а также социальную и профессиональную ориентацию школьников. Решить это возможно через использование здоровье сберегающих инновационных форм обучения детей в системе  образования.
      Необходимо отметить, что анализ существующего программного обеспечения в вопросах обучения школьников  Правилам дорожного движения позволил выявить отсутствие системы в овладение детьми приёмов безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды. Изучение правил   дорожного движения осуществляется без учёта психофизиологических  особенностей  учащихся, научно обоснованных требований к уровню усвоения и объёму изучаемого материала; отсутствует правовая основа и преемственность  в обучении, и как следствие, система диагностики и оценивания знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах.
        Одним из путей преодоления подобных недостатков является введение в систему образовательных учреждений  специальной  программы по обучению детей безопасности дорожного движения. (БДД)
Цель программы:
Создание условий для эффективной работы системы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
обучить детей Правилам дорожного движения;
привить осознанные навыки безопасного поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной среды;
сформировать у учащихся, устойчивые позитивные поведенческие реакций, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
привить навыки, приёмы пропаганды безопасности дорожного движения среди сверстников;
 повысить правовую культуру участников дорожного движения;
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетными направлениями в реализации программы  являются:
1 - связь с жизнью:
- местный компонент (законодательная база в обеспечении БДД, особенности дорожной инфраструктуры, , медицинские учреждения, экскурсионные маршруты и др);
- региональный компонент (история юидовского движения, музей ГАИ, , географическое положение, участие в районных, городских слётах-конкурсах по БДД и др);
-Федеральный компонент (законодательная база РФ, Российские конкурсы по пропаганде БДД, истории развития ГАИ-ГИБДД, дорог, информационные технологии в области дорожной безопасности и др);
       Данная образовательная программа «Отряд ЮИДД» построена в соответствии с требованиями к программному обеспечению по дополнительному образованию детей, имеет практическое значение.

Содержание программы
           Программа состоит из четырёх разделов:
1. Правовая культура.
2. Изучение правил дорожного движения.
3. Основы медицинских знаний.
4. Пропаганда безопасности дорожного движения
            Раздел «Правовая культура» включает в себя изучение:
- законодательной базы в области обеспечения безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на территории РФ, региона, города в Международном праве;
-  прав и обязанностей  участников дорожного движения;
- Кодекса об административно-правовых нарушениях, уголовной ответственности участников дорожного движения пешеходов, водителей;
- Положение о деятельности отрядов ЮИД
                Раздел «Изучение Правил движения» включает в себя:
- углубленное изучение Правил дорожного движения РФ на уровне теоритической и практической подготовки водителей категории «А», «В»;
- изучение истории развития Правил дорожного движения, дорог, транспортных средств, ГАИ-ГИБДД;
- приёмы безопасности езды на роликах, скейтбордах, велосипедах;
- устройство, принцип работы и эксплуатацию велосипеда, самоката, мопеда,
                Раздел «Основы медицинских знаний»  включает  в себя:
- углубленное изучение правил и методов оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, несчастных случаях на дороге, при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и других неотложных ситуациях;
- состав автомобильной аптечки; применение лекарственных растений;
- практическое занятия по отработке навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП;
- изучение методики оказания доврачебной помощи в неотложных ситуациях Общероссийской общественной организации «Российский Красный крест»
Раздел «Пропаганда безопасности дорожного движения» включает в себя:
- агитационно-массовую работу по пропаганде  БДД среди дошкольников, школьников, родителей, водителей и населения, через применение различных форм и методов наглядной агитации, проведение массовых мероприятий и др..;
- совместную деятельность по пропаганде с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД) – патрулирование, рейды.
       В ходе реализации программы предусмотрены различные
формы проведения теоритических и практических занятий: беседы, лекции, семинары, экскурсии, практические занятия на перекрёстке, урок-диспут, встреча с интересными людьми, слёты, конкурсы, фестивали, соревнования, турниры, выступление агитбригад, марафон и др.            
методы проведения  теоретических и практических занятий: рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; моделирование дорожной ситуации, изготовление наглядной агитации, макетов; рисование, занятия по прикладному и техническому творчеству; просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой;
игры: познавательные, ролевые (позиционная дискуссия, круглый стол, минутки безопасности, устный журнал), спортивные, познавательные и др; решение задач, тестовых заданий; совместное  патрулирование, выставки и мн. др.
Выбор форм и методов проведения учебных занятий обусловлен возрастными и психологическими особенностями обучающихся.  
        Важно развитие памяти, внимание, логического  мышления, смысловой творческой деятельности; целесообразно использование проблемного обучения
Описание места учебного предмета в учебном плане
Занятия   проводятся для учащихся 5-х классов и 6-го класса по 1 часа в неделю в каждом классе, всего 34 часа
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, ученики 5-6 классов Сроки реализации программы 2 года.
Форма и режим занятий:
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете),  внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии), практические занятия на улице.
Режим занятий – 1 час в неделю/ 34 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- преемственность в обучении;
- личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;
- принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного  цикла, историей, социологией, психологией, физической культурой, умственного, физического развития, транспортное воспитание в процессе сочетания различных дидактических, инновационных  игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
 - принцип политехнизма: знакомство обучающихся с новейшими информационными технологиями, профессиями, транспортными средствами;
 – взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;
 – система проблемно-развивающего обучения с применением творческой - поисковой деятельности воспитанников;
 – ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций;
 – гражданское, правовое, нравственно-патриотическое воспитание с активной жизненной позицией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения программы у учащихся 5-6 классов будут сформированы: личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе; - установка на здоровый образ жизни; - способность к самооценке регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - устанавливать причинно-следственные связи познавательные УУД: - осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках; - подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план; - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций предметные УУД:
Учащиеся должны знать: название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки; дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств; условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах); опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом; значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов; виды автомашин специального назначения и особенность их движения; положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения; виды перекрёстков; значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
Требования к курсу уровня подготовки учащихся
Ожидаемый результат.
Обучающие 1-го года обучения должны
Знать:
- символику отрядов ЮИД;
- историю развития дорог, Правил дорожного движения, ГАИ-ГИБДД;
- классификацию транспорта, элементы дороги её составные части;
- дорожную разметку и её характеристику;
- группы и значения дорожных знаков;
- принципы приоритетности в дорожном движении;
- виды перекрёстков;
- правила движения в жилой зоне;
- Правила дорожного движения РФ;
- правила движения специальных транспортных средств;
- сигналы маневрирования;
- закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях; - правила движения касаемых остановки, стоянки ТС, приёмов пользования внешними световыми приборами; -правила дорожного движения для роллеров;
уметь : 
- наблюдать и анализировать дорожную обстановку, прогнозировать дорожную ситуацию;
- распознать транспортное средство в зависимости от их назначения;
 - рисовать по памяти дорогу и её элементы, дорожные знаки;
-применять сигналы регулировщика дорожного движения;
- применять на практике приёмы оказания доврачебной  помощи при ДТП;
- проводить агитационно-массовую работу по пропаганде БДД;
владеть
- знаниями по истории дорог, правил дорожного движения;
- приёмами регулирования дорожного движения я с помощью жезла;
- приёмами разводки транспорта на макете;
- приёмами решения тестовых задач по различной тематике;
- применять знания правил дорожного движения;
- подбирать приёмы безопасного движения и скоростной режим при маневрировании в различных погодных условиях;
- рассчитать тормозной путь ТС;
- применять на практике приёмы безопасности дорожного движения, как пешеход, так и водитель транспортного средства – велосипеда;
- применять знания Правил дорожного движения на практике в различных дорожных ситуациях;
- моделировать дорожную ситуацию;
- подготовить практическое занятие по дорожной безопасности для своих сверстников;
владеть
- навыками безопасного движения на роликах, велосипеде в жилых зонах;
-  приёмами по проведению мероприятий по БДД,
Обучающиеся 2-го года обучения
знать
- законодательную базу в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, в Международном праве;
- условия допуска ТС, велосипедов к эксплуатации;
- историю и эволюцию транспорта;
- основы безопасного управления ТС;
- приёмы маневрирования на велосипеде.
- движение  через железнодорожные пути;
-  историю движения «Красный крест»;
- приёмы диагностики уровня теоретических и практических знаний у  своих сверстников;
- виды ДТП, средства безопасности и профилактики ДТП
- пр- правовые аспекты в области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном плане;
- правила движения специальных транспортных средств;
- приёмы буксировки ТС;
- направления деятельности ГИБДД;
- порядок сдачи экзаменов на право ТС;
-  приёмы безопасной перевозки пассажиров, груза на ТС
- особенности движения по дороге с реверсивным движением;
- приёмы профилактической работы по пропаганде БДД среди детей, родителей.
- состав автомобильной аптечки и назначение лекарственных средств, находящихся в ней;
- виды травм;
- виды повязок и приёмы их наложения;
- виды кровотечения и приёмы их остановки;
- приёмы оформления агитлистовок, плакатов, средств наглядной агитации;
- знаниями и приёмами по проведению мероприятий по БДД,
приёмы профилактической работы по пропаганде БДД среди детей, родителей.

После 2-го года обучения должны
уметь
- применять знания законов РФ
- работать в группе, вести разъяснительную работу по пропаганде БДД, осуществлять поиск, сбор и обработку информации на тему дорожной безопасности;
- применять алгоритм действия при ДТП;
- проводить агитационно-массовую работу по пропаганде БДД;
- самостоятельно подготавливать велосипед к эксплуатации;
- применять подручные средства в неотложных ситуациях и ДТП;в

владеть:
- осознанными знаниями по безопасности дорожного движения;
-приёмами разводки транспорта на макете, моделирования дорожной ситуации;
-приёмами безопасного управления велосипеда, роликами, самокатом,
- приёмами пропаганды безопасности дорожного движения.
- приёмами оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТЛ при различных неотложных ситуациях;
- своевременно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при травмах опорно-двигательного аппарата, при ожогах, обморожениях, утоплении, отравлениях, ранениях, черепно-мозговых травмах;
- навыками оказания доврачебной помощи при ДТП различного вида с ранениями, травмами, ожогами, обморожениями и др;
- приёмами оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП, с применением автомобильной аптечки;
- организовывать работу пресс-центра ЮИД;
- применять знания правовых аспектов по дорожной безопасности на практике и в жизни;
- осознанно применять на практике приёмы безопасного дорожного движения;
- подбирать приёмы безопасного движения скоростной режим при маневрировании в различных погодных условиях;
- моделировать дорожную ситуацию;
- рассчитывать тормозной путь;
-приёмами применения специальных сигналов, начало движения и маневрирования;
- приёмами проезда через препятствия на авто площадке, в автогородке, с применением специальных снарядов;
- знаниями и приёмами по проведению мероприятий по БДД
- приёмами строевой подготовки, пропагандистской работы  
Формы контроля знаний, умений обучающихся:
1.  Диагностика. Сущность заключается в учёте сформированных осознанных теоретических и практических знаний, умений по правилам безопасного дорожного движения через демонстрационное поведение, оценку социального поведения общего или функционального:  
- решение тематических задач, тестовых заданий;
- демонстрация практических знаний  на учебном перекрёстке и в реальной дорожной обстановке;
- решение экзаменационных билетов на электронном носителе, в компьютерных программах по дорожной безопасности;
- демонстрация умений, навыков владения велосипедом, роликами, самокатом на  специализированных площадках, в автогородке с применением снарядов;
- работа на макете разводка транспорта, подчинение сигналам регулировщика, совершение манёвра;
- индивидуальные беседы, опросы, собеседование;
2. Рейтинг участия в районных, городских, областных, соревнованиях фестивалях по БДД.
3. работа по пропаганде БДД: организация и проведение конкурсов, викторин, соревнований, классных часов в образовательных учреждениях

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечения и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
натуральные пособия
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетрадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д. К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
«Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.
Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
^ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).


Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Отряда ЮИДД»
в 5 классе на 2014-2015 учебный год
№ п/п
Тема занятия
Количество часов



1.
2.

3.



4.

5.

6-7.



8.


9.
10.
11.



12.
13.
14.

15.



16.


17.

18-19.
20.



21.
22.

23.


24.



25-26.




27.

28

29.
30.

31.



32-35

I четверть
Понятие об участниках дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

Практика. Действия участников дорожного движения по дорожным знакам.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.

Виды перекрестков и правила разъезда на них . Ответственность за нарушение правил.

Практика. Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях.

Освоение навыков безопасного движения велосипедистов и пешеходов.

Движение пешеходов и водителей на сложных перекрестках.
II четверть

Правила движения для велосипедистов.
Порядок движения группы велосипедистов.
Практика. Разбор конкретных дорожных ситуаций.

Подготовка и проведение игр, конкурсов юных знатоков ПДД

Настольные игры по ПДД.
КВН по ПДД.
Конкурс эрудитов по истории транспортных средств и знания ПДД.

Викторина по ПДД.

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

Азбука пешехода: переход дороги, предвидение скрытой опасности, движение пешехода за городом.
III четверть

Азбука пешехода: переход дороги, предвидение скрытой опасности, движение пешехода за городом.

Практика. Разбор реальных ситуаций.
Практика. Освоение приемов работы с электронными экзаменаторами.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

Состав и назначение автоаптечки.
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь.

Обработка ран. Способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

Практика. Отработка приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения.
IV четверть

Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда.

Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки.

Практика. Освоение приемов безопасного падения.
Практика. Освоение приемов профилактики и ремонтных работ велосипеда.

Практика. Тренинг по безопасному вождению велосипеда.

Подготовка и проведение игр, конкурсов юных знатоков ПДД

Подготовка и выступление агитбригады «Пешеходный переход»

Итого:


1
1

1



1

1

2



1


1
1
1



1
1
1

1



1


1

2
1



1
1

1


1



2




1

1

1
1

1



4

35ч


Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «отряда ЮИДД»
в 6 классе на 2014-2015 учебный год
№ п/п
Тема занятия
Количество часов



1.
2,3



4.

5.

6
7
8





9
10
11
12
13
14
15
16.





17.
18
19.
20.



21.
22.
23.
24.
25,26.
27.




28
29.
30.
31.
32
33



34

I четверть
Правовая культура
Положение о деятельности отрядов ЮИДД
Законодательная база в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Дорожная безопасность в различных погодных и атмосферных условиях

Движение пешеходов индивидуально, группами, колонной

Движение в жилых зонах и на дворовых территориях
Пользование внешними звуковыми и световыми сигналами
Практика. Действия участников дорожного движения по дорожным знакам.

II четверть

Транспорт

Начало движения и маневрирование
Обгон, Перестроение и встречный разъезд
Остановка и стоянка транспортных средств
Правила дорожного движения для роллеров, скейтбордистов
Приоритет маршрутных транспортных средств
Буксировка механических транспортных средств
Перевозка грузов
Учебная езда. Допуск ТС к эксплуатации. Государственный контроль за техническим состоянием автомобилей

III четверть
Пропаганда безопасности дорожного движения

Настольные игры по ПДД.
КВН по ПДД.
Конкурс эрудитов по знанию ПДД.
Викторина по ПДД.

Основы медицинских знаний

Движение Красного креста
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Транспортировка пострадавших.
Шок и его проявления. Комплекс противошоковых мероприятий.
Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.
Кровотечения. Методы их остановки. Правила бинтования. Виды повязок.
Практические занятия
IV четверть

Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда

Части велосипеда.
Правила безопасной езды на велосипеде
Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки.
Практика. Освоение приемов безопасного падения.
Практика. Освоение приемов профилактики и ремонтных работ велосипеда.
Практика. Тренинг по безопасному вождению велосипеда.

Подготовка и проведение игр, конкурсов юных знатоков ПДД

Подготовка и выступление агитбригады «Пешеходный переход»

Итого:


1
2





1

1

2





1
1
1
1
1
1
1
1





1
1
1
1



1
1
1
1
2
1




1
1
1
1
1
1



2

34ч











13PAGE \* MERGEFORMAT141715