Интегрированный урок письма (русский язык и история) на тему: И письма как летопись боя, как хронику чувств перечтем…
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Интегрированный урок письма (русский язык и история) на тему:
«И письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем»
(Тема урока)
Зобнина Ольга Владимировна (учитель русского языка),
Лысова Татьяна Викторовна (учитель истории)
Место работы:
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №19»
города Бийска Алтайского края
Класс: 7
Цель урока:
Развитие детей в познавательном и эмоциональном плане через личностное
восприятие событий ВОВ
Задачи:
Развитие коммуникативных умений, памяти, мышления, воображения и связной речи
Воспитание чуткого, уважительного отношения к родным и близким. Воспитание патриотизма, гордости за своих земляков.
Создание условий для привлечения детей к жанру личного письма, возрождения культуры письменного общения.
Тип урока: урок развития речи
Формы работы учащихся: групповая
Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран.
Оборудование:
Раздаточные таблицы №1 и№2;
Памятка по работе над личным письмом;
Текст писем участников ВОВ;
Книга: «И письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем»: сборник фронтовых писем./ Сост.: ст. науч. Сотрудник БКМ Т. П. Мельникова.- Бийск: 2005.- 80с.
Подготовка к уроку: урок проводится в форме групповой работы, каждая группа получила предварительное задание: составить краткую хронику военных действий в определенный временной период.
Структура и ход урока
Мотивационно-целевой этап:
Написание цзацзуань: (продолжить предложение)
Мы общаемся
Когда
(Когда разговариваем по телефону,
Когда встречаемся,
Когда приходим в школу,
Когда хорошее настроение,
Когда пишем письмо,
Когда посылаем SMS- сообщение и т. д.)
учитель русского языка:
- В какой форме может происходить общение?
(письменное - устное)
Само слово «письменные» указывает на один из видов общения - письмо.
Письма бывают:
- деловые (содержат официальную информацию)
- личные (об особенностях этих писем мы узнаем сегодня на уроке)
Запись темы урока:
«И письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем»
учитель истории:
- Этими же строками стихотворения И.Уткина названа книга, вышедшая в городе Бийске к 60-тилетию победы в ВОВ, в которой собраны письма с фронта. Несмотря на то, что это личные письма, они являются достоянием истории и хранятся в фондах краеведческого музея, поэтому мы можем воспользоваться редкой возможностью познакомиться с ними.
учитель русского языка:
- Можно ли понять, предположить цели нашего урока?
( - мы перечтем письма военных лет,
- рассмотрим их «как летопись боя», т.е. с исторической точки зрения, как исторический документ,
- а также «как хронику чувств», т.е. как личное письмо родным и близким с целью самим научиться писать письма).
Звучит песня: «Давно-давно была война»
учитель истории:
- Более 70-ти лет отделяют от нас лихолетья Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается свидетелей и участников всенародного подвига. Перелистаем страницы истории.
Выступление подготовленных учащихся по группам:
Каждая группа представляет основные моменты истории ВОВ 1. 1941 год- 1942 год
2. 1943 год
3. 1944 год – 1945 год
учитель истории:
- Это официальные сведения, конкретные факты исторического значения. Солдаты на передовой, как правило, не вели записей, одни лишь письма стали посланиями с огненных рубежей. Из них мы и узнаем, как видели свое время те, кто непосредственно участвовал в этих боевых действиях.
Сейчас прозвучат письма, написанные на разных этапах войны.
Группы читают по одному письму (год написания соответствует предварительному заданию группы)
Оперативно-познавательный этап:
Работа над содержанием писем.
1) учитель истории:
- Обратимся к письмам военных лет и сравним их с официальной информацией, которую только что услышали.
(Письма розданы каждой группе в соответствии с годом написания, в работе используется Таблица №1, дети в группах заполняют графы таблицы, самостоятельно формулируют выводы, в ходе обсуждения корректируют их )
- Определим события, в которых участвует автор письма. (Задание № 1)
Вывод №1:
- События, в которых участвует автор письма, отражают реальное положение на фронте в данный временной период.
-Можем ли мы по фактам, изложенным в письмах, определить, как автор относится к происходящему? (Задание №2)
Вывод №2:
- Авторы писем разных лет относятся к происходящему неодинаково:
В письмах 1941- 1942 годов бойцы пишут о страхе, растерянности, непонимании того, что с ними происходит.
В письмах 1943 года бойцы выражают окрепшую уверенность в победе, о враге упоминают с чувством превосходства.
В письмах 1944- 1945 годов чувствуется радость близкой победы, пренебрежение к врагу.
Учитель русского языка:
- Какими языковыми средствами авторам писем удается передать столь разнообразные чувства? (примеры эмоционально-окрашенной лексики)
2) учитель истории:
- Перед началом работы с таблицей мы ставили цель сравнить письма военных лет с официальной информацией. Сделаем вывод
( События, изложенные в письмах, - это не просто сухие исторические факты, в них присутствует и субъективная оценка происходящего, автор оценивает себя, оценивает события.)
3) учитель русского языка:
- Как вы увидели, письма не просто летопись боя, в них отражается отношение человека к тем событиям, участником которых он является, его мысли, чувства.
Но не будем забывать, что письмо - это один из видов общения, значит, оно имеет не только автора, но и адресата
- Кому и зачем пишет письмо человек в такое суровое время? (работа с Таблицей № 2).
- Определите адресата и отношение к нему автора (Задание №1)
Вывод №1:
- Все письма адресованы близким людям: жене, матери, подруге.
Автор выражает свои чувства:
(тревогу, заботу, любовь, уважение, внимание, беспокойство, сопереживание, чуткость, деликатность)
через конкретные факты и с помощью языковых средств: оценочных суффиксов, эмоционально окрашенных слов, восклицательных предложений, развернутого обращения.
- Какой стиль использует автор для общения с близкими? (задание №2)
Вывод № 2:
- Автор использует разговорный стиль, так как личное письмо - это средство общения, предполагающее обмен не просто информацией, но и эмоциями, чувствами.
- Рассмотрите структуру письма и определите, из каких частей оно состоит (задание №3)
Вывод № 3:
- Личное письмо включает в себя:
Приветствие, обращение к адресату
Вступление (пожелания, извинения)
Изложение событий (о себе, об адресате)
Заключение (выражение чувств)
Подпись, дата (может быть в начале)
Учитель истории:
- Вы обратили внимание, что структура писем не всегда четко соблюдена, ведь эти письма бойцы писали в редкие минуты затишья, в полутемных землянках, на привале, порой оставляли письмо недописанным и продолжали, уже вернувшись из боя (привести пример из текста).
учитель русского языка:
- Перед тем, как работать с таблицей №2, мы задавали вопрос:
« Кому и зачем пишет автор в такое суровое время?»
Сделайте вывод.
(Автор пишет своим родным, близким людям для того, чтобы рассказать о себе, о том, что с ним происходит, как он себя чувствует. Дает понять, что помнит о них, переживает, выражает свою заботу и беспокойство о тех, кто ему дорог).
Подведение общего итога работы над текстом писем
- Совместите две таблицы и определите цель написания личного письма.
(1. Поделиться информацией
2. Выразить свое отношение к происходящему и к адресату.)
3. Рефлексивно-оценочный этап:
учитель истории:
- Письма приходили не только с фронта, но и на фронт. Вот как к ним относились бойцы:
«Соня! Когда я получу от тебя хотя бы одно письмо, пусть даже маленькое. Ведь я от тебя не получал писем уже 4 месяца с лишним Обидно становится, когда люди получают письма, а я не могу дождаться ни одного письма. Ты не представляешь, с каким интересом здесь читаются письма, с каким нетерпением ожидаются они. Получению письма радуются не только те, кто получил письма, но и все их товарищи »
(из письма Ширшова Павла Наумовича жене)
учитель русского языка:
- Часто ли мы сегодня выражаем чувства по отношению к родным и близким людям?
- Как? Когда?
- Пишите ли вы письма?
- Как часто? Кому?
- Есть ли в вашей семье письма, которые хранятся многие годы? Зачем?
Вот как об этом говорится в одном из стихотворений военных лет:
Пускай у писем далека дорога,
Но мне от мыслей хорошо моих,
Ведь эти письма я руками трогал,
И ты, читая, будешь трогать их.
Письма можно потрогать, перечитать, письма- хранители памяти.
Именно поэтому с нетерпением ждут писем, особенно ценят их наши бабушки и дедушки; солдаты, несущие службу в рядах вооруженных сил нашей Родины; все те, кто находятся далеко, но которым необходимо чувствовать поддержку и заботу близких.
Домашнее задание:
- Напишите личное письмо родным, друзьям.
О чем нужно помнить, приступая к работе над письмом?
Обратимся к памятке.
Памятка
по работе над личным письмом
Определи тему и цель письма в соответствии с выбором адресата.
Сообщая информацию, дай свою оценку происходящим событиям.
Выбери стиль письма в соответствии с адресатом (его возрастом, полом)
Ясно, просто и логично выражай свои мысли.
Проявляй постоянное внимание к собеседнику, используя различные языковые средства (риторические вопросы, одиночные и развернутые обращения, вежливые слова и др.)
Соблюдая структуру письма, помни, что последовательность частей может быть произвольная:
Приветствие (обращение к адресату)
Вступление (сообщение цели письма, извинения)
Изложение событий (о себе, об адресате)
Заключение (выражение чувств, пожелания, вопросы, просьбы)
Подпись, дата (может быть в начале)
Таблица №1
Задание
Порядок выполнения
Примеры
Вывод
1.Определите события, в которых участвует автор
1. Выпишите из текста упоминание о военных действиях.
2. Выпишите упоминание о военном быте
3. Сделайте вывод: сопоставьте с официальными историческими источниками
2.Определите отношение к происходящему
1. Выпишите слова и выражения, содержащие оценку событий, в которых участвует автор.
2. Выпишите слова, которые выражают отношение автора к врагу.
3. Сделайте вывод
3. Сопоставьте фактические данные из личных писем с официальной информацией о боевых действиях
1. Обратитесь к выводу №1 и №2 и определите, как излагает события автор письма.
2. Сделайте вывод
Таблица №2
Задание
Порядок выполнения
Примеры
Вывод
Определите адресата и отношение к нему автора
Выпишите из писем слова – обращения, называющие адресата.
Определите, какие чувства выражает автор, при помощи каких языковых средств.
Выписать из текста примеры, показывающие отношение автора к адресату.
Сделайте вывод.
Определите
стиль письма
Найдите в письмах и запишите в таблицу слова и речевые обороты, характерные для разговорного стиля.
Обобщите и сделайте вывод: с какой целью автор использует слова данного стиля?
Определите структуру письма
Определите, из каких частей состоит письмо.
Составьте трафарет для написания личных писем.
Цель
письма
Кому и зачем пишет автор письма?
Сделайте вывод:
определите цель написания личных писем
13PAGE 15
13PAGE 14215
15