Педагогический проект “Использование интерактивных технологий как средства результативного обучения учащихся решению задач по физике” Автор — Шустова Людмила Филипповна


Педагогический проект
“Использование интерактивных технологий как средства результативного обучения учащихся решению задач по физике”
Автор - Шустова Людмила Филипповна
Проблемный анализ ситуации
В настоящее время в школе обозначились новые педагогические тенденции: усиление гуманизации, личностной ориентации образования, индивидуализация образовательных траекторий учащихся, творческая и развивающая направленности обучения, компьютеризация учебного процесса. Ученик должен овладеть теперь не только базовыми знаниями, но и в большей мере, чем прежде, умениями и способами деятельности. Усиливается роль науки в создании современных педагогических интерактивных технологий.
На данном этапе обязательным компонентом образовательного процесса становится диагностика обучения: с помощью неё определяют достижение поставленных целей, результаты образовательной деятельности обучающихся, необходимости анализа и корректировки знаний и умений. Основной смысл проекта состоит в оценке потенциала, выявлении возможностей роста знаний и умений ученика через решение физических задач.
Почему я выбрала именно эту тему проекта? Дело в том, что в последние годы обучающиеся стали плохо решать задачи по физике. Для меня эта проблема является самой главной. С помощью моего проекта я хочу решить эту проблему.
Почему обучающиеся стали хуже решать задачи? На основе моих наблюдений и диагностики процесса решения задач я выделила несколько причин: 1.Уменьшение количество часов физики в неделю в 9-11 классах (БУП – 2004 оставил во всех классах по 2 часа) – программа сократилась именно за счет решения задач, лабораторных работ, физического практикума. 2.Слабое владение учащимися математическим аппаратом. 3.Снижение мотивации учащихся к учению. Они недостаточно занимаются дома и даже на уроках. Мешает лень.
Отсутствие в учебниках для старших классов образцов решения типовых задач, не говоря уже о сложных, что создает определённые трудности для обучающихся.
Казалось бы, я – учитель физики со стажем преподавания более 40 лет, в последнее время вдруг ощутила, что обучающихся сегодня совсем непросто научить решать задачи в новых условиях современного образования, которое приобрело новое качество. Новое содержание заданий ЕГЭ пугает выпускников, но результаты ЕГЭ почти всем нужны для дальнейшего продолжения образования в учебных заведениях.
Вот здесь-то и кроется основная проблема, на основе которой создан данный педагогический проект.
Проблема: Значительные затруднения школьников в решении задач по физике, проблема учителя заключается в трудности научить их за минимальное время по учебному плану хорошо разбираться в способах решения задач.
Цель: Использование интерактивных технологий как средства результативного обучения учащихся решению задач по физике.
Задачи: 1. Использование технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности как средства результативного обучения учащихся решению задач по физике.
2. Овладение алгоритмическими способами решения задач.
2.Масштаб проекта
Данный проект рассчитан на два учебных года 2013-2014 и 2014-2015 гг., будет реализовываться в 8-9, 10-11 классах Ножовской средней общеобразовательной школы.
Этапы проекта
Этапы Результаты
1.Подготовительный
(сентябрь-декабрь 2013 г.)
1.Разработка критериев, показателей, диагностических методик, программ, моделей деятельности проекта.
2.Проведение входной диагностики учащихся 8-11 классов.
2.Основной
(январь 2014 – апрель 2015г.) 1.Выполнение плана-графика проекта.
2.Создание адекватной развивающей среды.
3.Апробация и уточнение технологий опытной работы.
3.Итоговый
(май-июнь 2015 г) 1.Определение эффективности опытной работы.
2.Разработка внедрения полученных результатов в практику работы.
3.Оформление материалов опытной работы в методический сборник школы.
3.План мероприятий по реализации проекта
Этап Задачи Виды деятельности Сроки Ответственные Результат
1.Подготови
тельный
1. Создание необходимых условий вхождения во все виды деятельности проекта для всех участников проекта. 1.Подбор методической литературы для учителя.
2.Подбор учебных комплектов, ЦОРов для учащихся. Сентябрь-
октябрь 2013
Шустова Л.Ф. Наличие необходимых условий вхождения во все виды деятельности проекта для всех участников проекта
2.Выявление затруднений и потребностей учащихся в изучении физики 1.Проведение входной диагностики учащихся 8-11 классов.
Анкетирование. Опрос.
2. Анализ ответов
учащихся.
3.Определение темы
проекта. Ноябрь 2013 Шустова Л.Ф. Результаты диагностики и анкетирования учащихся 8-11 классов.
Тема проекта.
3. Разработка педагогического проекта Описание педагогического проекта по теме Декабрь 2013 Шустова Л.Ф. Наличие педагогического проекта по теме
4. Разработка и оформление критериев, показателей, диагностических методик, программ, моделей деятельности для проекта. 1.Изучение методической литературы, подбор и составление образцов.
2. Консультация у учителей физики района, научного руководителя ОПП Ноябрь 2013 Шустова Л.Ф. Наличие критериев, показателей, диагностических методик, программ, моделей деятельности проекта.
2.Основной
(январь 2014 – апрель 2015г.) 1.Создание адекватной развивающей среды 1.Создание на основе имеющихся электронных носителей информации систему собственных учебных презентаций по основным разделам (темам) курса, включая нетрадиционные способы решения задач, профессиональный компонент.
2.Использование имеющихся ЦОРов. Январь 2014 - - апрель 2014
Шустова Л.Ф. Наличие
новой развивающей среды
2.Использование технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности как средства результативного обученияучащихся решению задач по физике. 1. Уроки с использованием групповой работы при решении задач.
2.Групповая работа учащихся с разноуровневыми заданиями. Весь период Шустова Л.Ф. Результаты апробации,
уточнение технологий опытной работы.
3.Овладение алгоритмическими способами решения задач.

1.Знакомство со способами и методикой решения задач
2. Практикум по решению задач.
3.Использование для решения задач по физике различные источники информации.
4.Кооперация с учителем математики по проблеме. Январь – декабрь 2014
Весь период Шустова Л.Ф.
Лузина М.Л. Умение решать задачи
4.Овладение навыками самоконтроля, умением предвидеть результаты своей деятельности. 1. Самопроверка практических заданий на уроке и дома.
2. Рефлексия деятельности. Весь период Шустова Л.Ф.
Развитие самоконтроля, внимания, памяти, мышления учащихся
5.Повышение мотивации учащихся к физике и решению задач 1. Проведение курсов по выбору в 9 классе, элективных курсов в 10-11 классах по решению задач.
2. Проведение внеклассной работы по предмету: олимпиады, неделя физики, конкурсы презентаций, исследовательские работы, турниры, межрегиональные конкурсы и другие Весь период Повышение мотивации, развитие познавательного интереса учащихся к науке физике.
6. Анализ результатов реализации проекта 1.Анализ успеваемости за четверть, полугодие, год;
2. Анализ текущей успеваемости учащихся;
3.Анализ контрольных работ;
4. Анализ срезовых и административных работ;
5. Анализ аттестационного тестирования;
6. Анализ результатов ЕГЭ.
7.Анализ выполнения Плана Проекта Весь период Шустова Л.Ф. Повышение качества обученности учащихся до 40%, результативности сдачи ЕГЭ по физике до 90 %.
Выполнение Плана пед. проекта
7.Проведение мониторинга 1.Проведение промежуточной диагностики учащихся. Анкетирование по анкетам №1 и №2.
2.Корректировка действий и плана Проекта Январь 2014 Шустова Л.Ф. Наличие новых данных
Определение ошибок и сбоев.
8.Изучение инновационного опыта коллег по внедрению технологии КИМ 1. Посещение и анализ открытых уроков учителей школы.
2. Посещение лекций, практикумов, проводимых научным руководителем ОПП Мамаевой Е.Е.
3. Индивидуальные консультации у научного руководителя ОПП Мамаевой Е.Е. по проблемам и возникшим вопросам.4. Проведение открытых уроков для коллег в школе – 2 урока.
5.Выступление перед учителями в школе, на РМО.
6. Участие в промежуточной экспертизе ОПП Январь 2013 - - апрель 2015
Май 2014
Шустова Л.Ф. Рост профессиональной компетентности учителя.
3.Итоговый
(май-июнь 2015 г) 9.Определение эффективности опытной работы
1.Заключительная диагностика учащихся. Анкетирование по анкетам №1 и №2.
Анализ учебных результатов учащихся.
2.Анализ и подведение итогов работы по проекту.
3. Создание новых средств обучения с использованием интерактивных технологий.
4. Публикация материалов опытной работы в методическом сборнике ОПП.
5. Разработка внедрения полученных результатов в практику работы. Отбор материалов и методик.
6. Участие в заключительной экспертизе ОПП. Апрель 2015
Май 2015 Шустова Л.Ф. 1. Обобщенный срез результатов.
Наличие позитивного результата работы учителя и учащихся.
2.Выполнение плана мероприятий и всего проекта в целом не менее 90%.
3.Наличие новых методических и дидактических средств обучения.
4.Методический сборник в школе.
5.Публикации в печати.
6. Оценка деятельности
4.Имеющийся “задел” для решения проблемы
Изучена теоретическая часть технологии интерактивного обучения в 2011-12 учебном году в рамках ОПП Ножовской средней школы по теме «Школа интерактивного обучения» (Мамаева Е.Е.) и на курсах повышения квалификации учителей физики в ПКИПКРО (г. Пермь) по теме «Интерактивные средства обучения» (Кокшаров В.Л., Вараксин Г.С.).
Созданы средства обучения с компонентом способов решения физических задач (на бумажных носителях) на основе публикаций лучших учителей Российской Федерации в предметном научно-методическом журнале «Физика в школе» за 2013-2015 годы Анцупова И.А., Орлова В.А., Шагеевой Ф.Р., Браверманна Э.М. и других.
Приобретены сборники тестов «Подготовка к ЭГЭ по физике», тесты ЕГЭ по физике из Интернета за несколько лет.
Приобретены новые ЦОРы, открытые электронные учебные модули по физике и электронные пособия по подготовке к ЕГЭ по физике.
Разработаны элективные курсы в 10-11 классах и курсы по выбору в 9 классе «Научись решать задачи по физике», которые расширяют программы изучения физики.
В школе и в районе проводятся ежегодно предметные олимпиады, в которых принимают участие обучающиеся 9-11 классов.
Имеются учебно-методические комплекты разных авторов «Сборник задач по физике», «Тестовые задания по физике» на каждого учащегося.
В кабинете физики имеются компьютер, мультимедийный видеопроектор, экран, в школе – 3 интерактивных доски, Интернет, дома – компьютер, Интернет, принтер, сканер, копир. Освоена работа в программном приложении Power Point по созданию учебных презентаций, сайтостроение. Создан мой личный сайт в Интернете lfsc.ucoz.ruМой личный опыт учителя физики со стажем 43 года.
Социальное партнерство с коллегами, РМО, родителями, учащимися, с администрацией школы, преподавателями вузов, ПКИПКРО, научным руководителем.
5. Прогнозируемые негативные последствия реализации
проекта и механизмы их компенсирования
Усложнение работы учителя и учащихся в связи с реализацией проекта и новых интерактивных технологий.
Нарушение баланса интеллектуальной нагрузки учащихся.
Усложнение режимных моментов в организации управления педагогическим процессом.
Пути предупреждения негативных последствий
Выполнение всех требований технологии.
Проведение педагогической рефлексии всей деятельности.
Целенаправленная реализация всех этапов работы.
Согласованность расписания и режима работы школы.
Трансляция результатов и негативных моментов в практику работы других педагогов и их обсуждение с учащимися, учителями, родителями.
6.Критерии реализации
- Рост профессиональной компетентности учителя.
- Создание новых средств обучения с использованием интерактивных технологий.
- Повышение уровня теоретических знаний и практических умений учащихся при решении задач.
- Повышение мотивации, развитие познавательного интереса учащихся к физике.
- Выполнение плана мероприятий и всего проекта в целом не менее 90%.
- Повышение качества обученности учащихся до 40%, результативности сдачи ЕГЭ по физике до 90 %.
Инструментарий для анализа качества обученности- Анализ успеваемости за четверть, полугодие, год;
- анализ текущей успеваемости учащихся;
- анализ контрольных работ; анализ срезовых и административных работ;
- анализ аттестационного тестирования; анализ результатов ЕГЭ.
7. Перспектива работы над проектом
Постановка новой проблемы. Продолжение связей с научным руководителем.
Использование полученных результатов проекта, программ, методик, материалов в дальнейшей учебно-воспитательной работе Ножовской средней школы.
Трансляция опыта работы школы в другие образовательные организации района, края по теме «Интерактивное обучение школьников».
Участие в педагогических и научных семинарах разного уровня, размещение материалов на моем персональном сайте, на сайтах в сети Интернет.
8. Итоги реализации педагогического проекта
“Использование интерактивных технологий как средства результативного обучения учащихся решению задач по физике”
План реализации проекта выполнен на 95%. Пока не оформлен методический сборник с публикацией материалов опытной работы, планируется издать.
Проведена итоговая диагностика в мае 2015 года в форме анкетирования по тем же вопросам, по которым проходила входная в сентябре 2013 года.
Какие выводы можно сделать на основе итогового анкетирования?
1. Из анкеты №1. Увеличилось число учащихся, которые занимаются в силу своих способностей до 86,7 % (на 21%), не стало тех, кто нерадиво относился к решению задач.
Большинство учащихся (36,8%) считают, что они стали лучше решать задачи по физике. Учащиеся (42,65%) отмечают, что физика может пригодиться в жизни, в будущей профессии, однако одновременно признают 51 %, что занимаются всё еще по физике не в полную силу. Основной причиной, затрудняющей изучение физики, называют ранее запущенный материал (19%) и собственную лень (25%).
Но зато 38% сообщают, что им нравится получать хорошие отметки. И только у 13 % есть чувство ответственности за свой результат.
Но наиболее интересующими меня, были ответы на последний вопрос анкеты №1 («Какие факторы могут повысить твой интерес к изучению физики и добиться в этом успехов?»). Среди факторов, которые, по мнению моих учеников, могут оказать наибольшее влияние на мотивацию изучения физики, особенно выделяются следующие: обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов; обсуждение материала, который можно использовать в обыденной жизни, профессии (16,2 %); использование наглядности на занятиях, в том числе, и с помощью компьютера (38,24%), разные виды учебной работы на уроке (26,5%). 2. Из анкеты №2: хорошо решают задачи уже 38,24% - было 19,23%, по 3-ему вопросу «В чем мне требуется помощь для выработки хорошего понимания решения задач по физике?» 57,35% учащихся отмечают, что необходимо внимательное восприятие материала на уроке и повторение его дома. Я для себя проанализировала ответы детей на 2-ой вопрос «Почему мне трудно дается решение задач по физике?» и сделала соответствующие выводы, но самое большое количество учащихся плохо владеет математическим аппаратом - 32,35%.
3. Качество знаний за 2 года возросло от 38,2% до 41,3% благодаря использованию новых образовательных технологий.