Статья Духовно-нравственное воспитание учащихся 5-9 классов через проектную деятельность и проведение музыкальных мероприятий.

Духовно-нравственное воспитание учащихся 5-9 классов через проектную деятельность и проведение музыкальных мероприятий.
Алексеева О.В. заместитель директора по ВР,
Учитель музыки,
ГБОУ СОШ №421 Петродворцового района
Введение: Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).

Цель работы: Реализация потребностей современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения через проектную деятельность и проведение музыкальных мероприятий.

В современном мире у значительной части молодежи такие понятия как «долг», «честь», «патриотизм» - размыты. На это огромное влияние оказывают социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране. На уроках музыки зачастую сталкивалась с такими суждениями детей: «А разве сейчас не каждый сам за себя?», «Героев уже нет, мне папа так сказал», «Зачем ходить на митинги и готовить памятные выступления, если Ветеранов уже нет в живых». Я могу с уверенностью сказать, что причина таких высказываний в семье. Сейчас большинство родителей нацелено на достижение материальной составляющей. В это время дети предоставлены сами себе и обращаются за ответами на вопросы к интернету. Технологии, безусловно, хорошо, но сколько мы, взрослые, знаем примеров недостоверной, лживой, порой даже провокационной информации. В реализации ФГОС нового поколения проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов формирования УУД. Создавать проекты с детьми на уроках музыки интересно и увлекательно. Но так как я второй год занимаю должность заместителя директора по ВР, я задумалась о возможности использования технологии проектной деятельности в рамках воспитательной работы с детьми помимо уроков. 2015 год ознаменован празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. За этот год в нашей школе было проведено множество мероприятий: концерты, радиопередачи, выставки, встречи с Ветеранами, уроки Мужества. Но больше всего объединил всех учащихся проект создания двух томов Альманаха «70 дел Великой Победы». Нами было решено продолжить выпуск, так как работ было очень много. Составляя план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год, мы включили в него проведение раз в месяц встреч с известными и творческими людьми Санкт-Петербурга и Петродворцового района. Одним из заданий для учащихся в рамках урока «Искусство» в 9 классе было создание проекта таких встреч. Работа объединила детей, и они с удовольствием принялись за дело. В результате появились уникальные проекты, в которых дети не только прорабатывали дизайн помещения, музыкальное оформление, приблизительный сценарий, но и даже выразили свои пожелания, с кем хотели бы встретиться. Так как в нашей школе уже много лет существует Школьный Совет, то обсуждение самых ярких проектов было на одном из собраний, где присутствовали представители 5-11 классов. Идея настолько им понравилась, что тут же «родилось» и название: «КИВ» (Клуб Интересных Встреч). В это же время, так же в рамках урока «Искусство» восьмые классы создавали проект Президентского бала. Обычно он проходил в октябре, но так как снова я увидела множество захватывающих проектов, то для их реализации потребуется больше времени. Снова на очередном собрании Школьного Совета мы приняли решение провести Президентский бал в ноябре. У нас в школе более 40 лет существует Зал Боевой Славы десятой Краснознаменной стрелковой дивизии. В нем хранятся памятные документы о героических поступках людей, защищавших Стрельну и живших в ней. 10 апреля 2013 года состоялось торжественное открытие новой мемориальной доски Тимошинину Константину Викторовичу, выпускнику нашей школы, гвардии рядовому 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка Псковской воздушно-десантной дивизии ВДВ. В прошлом учебном году мы положили начало новой традиции: встречи с офицерами ВДВ, посещение Псковской дивизии. Проектированием таких встреч стали дети, входящие в состав Школьного Совета во главе с Президентом школы. Одним из вариантов таких встреч стало проектирование музыкальных мероприятий. Главными задачами проектной деятельности являются:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
-формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
-формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
В результате проектной деятельности, разработки и проведении музыкальных мероприятий заметно улучшилось общение детей между собой. Учащиеся научились коллективному планированию, заметно повысился интерес к школьным мероприятиям, стала значимой роль родителей в жизни школьника, так как на мероприятия все чаще их стали приглашать сами дети. Бывшие выпускники стали заглядывать в школу еще чаще, тем самым привнося новые идеи в проекты. Это дало бесспорно положительные результаты, которые являются главными результатами моего первого опыта работы в должности заместителя директора по воспитательной работе.