Статья на тему: Воспитательный потенциал уроков истории в рамках реализации ФГОС.
Воспитательный потенциал уроков истории в рамках реализации ФГОС.
В современной школе воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В связи с этим концепция современного исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.
Развитие самостоятельности, личной ответственности, всестороннее развитие личности, которое в дальнейшем позволит ребенку учиться и реализовывать себя в дальнейшем – всё это является важнейшими составляющими современной системы образования.
Особая роль в воспитании в рамках школьного образования играют предметы гуманитарного цикла, и в первую очередь история.
Историческое образование в школе имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания.
История – учительница жизни говорили древние. Уроки истории содержат в себе огромный потенциал для реализации воспитательных задач, и талант учителя – историка заключается в умении отобрать нужный материал с учетом целей и задач урока. Уроки истории, сегодня, не должны сводиться к изложению «сухого» фактологического материала с датам и понятиям. Современный урок – это прежде всего деятельность, в центре которой находится ученик, задача же учителя при таком подходе - научить своих учеников мыслить, сопереживать, чувствовать ответственность за совершенные дела и поступки, на примерах жизни и деятельности исторических личностей искать свой жизненный путь, ведь наша история – настоящий инструмент, с помощью которого мы знакомимся не только с прошлым, но и познаем окружающую действительность.
Эти задачи нам позволяет реализовывать ФГОС и Историко-культурный стандарт. Особенностью новой системы преподавания – стал системно-деятельностный подход, отход от одноплановости в оценке тех или иных событий прошлого. Наконец-то учащимся дали возможность самостоятельно формировать собственную точку зрения на основе анализа исторических источников, впервые за многие годы историческое образование стало «многополярным» и альтернативным. Важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении.
В этой связи особое внимание при планировании учебной деятельности уделяется целенаправленному отбору содержания учебного материала, который будет носить в себе примеры подлинного патриотизма, нравственности, твёрдой гражданской позиции, гуманизма и духовности.
Новый стандарт образования служит тому, что бы учащиеся сами, без участия учителя, открыли для себя что-то новое, а затем смогли помочь друг другу применить новые знания.
Особую воспитательную нагрузку имеют уроки, предполагающие знакомство с историческими личностями, оценки деятельности которых достаточно противоречивы. В связи с этим в Основной образовательной программе основного общего образования по-новому сформулированы темы подобных занятий: Консервативные и либеральные тенденции во внутренней политике Николая I, Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I и т.д.
На уроках истории я пытаюсь учить детей давать оценку той или иной исторической личности с позиции того, что нет «черного» или «белого», а есть «полутона», так же и применительно к историческим личностям, да и к каждому из нас – нет абсолютно хороших или плохих людей, все мы разные – и это здорово. Важно показывать на исторических примерах ценность личности каждого отдельного человека – будь то император, король, руководитель крестьянского восстания, художник, ученый или сосед по парте.
При характеристике того или иного исторического деятеля важно акцентировать внимание учащихся на том, что мы не можем давать оценку с точки зрения сегодняшнего дня, наших представлений о нравственности, важно понять атмосферу времени, в которой жил наш герой.
Изучение этого вопроса немаловажно, даже в условиях нехватки учебного времени в связи с тем, что необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. Для этого иногда достаточно сжатых сведений, краткого высказывания самого исторического лица или простого сопоставления некоторых хронологических дат.
Историческая личность не должна оставаться для учащегося только именем. Исторический деятель должен быть показан учащимся как живая личность, с индивидуальным характером, со своеобразными чертами внутреннего и внешнего облика, охарактеризован немногими конкретными штрихами. В рамках всего изучения курса истории Отечества учитель должен избегать навязывания учащимся какой-либо точки зрения, должен дать им свободу мысли, но при этом, сформировать нужное направления этим мыслям, так называемую «канву» или основу, на которую будут накладываться собственные мысли, установки, нравственные ориентиры.
Всестороннее изучение истории позволяет способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости исторических событий и явлений, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.
Список литературы
Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
Стапанищев А. Т. Настольная книга преподавателя истории. М.: Владос, 2013 - 376 с.
Черкашина Т. История. Активизация познавательной деятельности учащихся. Новые стандарты: учимся работать. Волгоград: Учитель, 2012. – 100 с.
Стапанищев А. Т. Настольная книга преподавателя истории. М.: Владос, 2013. С. 53.
Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012. С. 21.
15