Сравнительный анализ методики преподавания математики в начальных классах XXI века и нашего времени
Н.А.Клеветова
ЛПИ-филиал СФУ
Сравнительный анализ методики преподавания математики в начальных классах XXI века и нашего времени
Известный факт, что процесс обучения в нашей жизни длится гораздо дольше, нежели обучение в школе и в высшем учебном заведении. Мы учимся всю жизнь. Так было раньше, и так обстоят дела сейчас. Математика- наука, с которой мы сталкиваемся каждый день, порой даже не замечая этого.
«Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективности использования современных математических методов». Методы преподавания математики совершенствуются на протяжении всей истории не только России, но и всего мира. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы показать всю важность данного предмета, оценить всю ее значимость в нашей жизни. Весь мир построен на математике. Мир, в неком смысле, и есть сама математика. Преподавание данного предмета, ввод в самые азы математики- важная и неотъемлемая часть каждого человека. Именно поэтому, я считаю, важным показать модернизацию методов преподавания данного предмета. Цель моей работы заключатся в сравнении этих методов, как же преподавали математику в XIX веке и как ее преподают ее в современной системе образования.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Ознакомится с методикой преподавания математики в XIX веке;
Узнать о современных методах преподавания;
Сравнить вышеупомянутые методы
Методика преподавания математики в XIX веке
В XIX веке основными методистами были: П. С. Гурьев, В. А. Евтушевский, А.И. Гольденберг, В.А. Латышева В.А. и С.И.Шохор-Троцкий. Каждый из них внес огромный вклад в развитие методики преподавания математики в школах. Теперь познакомимся с работами каждого из них:
Петр Семенович Гурьев.
В своих работах Гурьев связал теоретический материал с материалом для практической работы. Он расставил примеры и задачи в порядки «от легчайшего к труднейшему», отчего решение данных задач было доступно каждому ученики, в зависимости от его уровня знаний, способностей и подготовки. Еще одни достижением Гурьева стало обоснование необходимости концентрического расположения материала, выделяя при этом три концентра: первый десяток, первая сотня и многозначные числа.
П.С.Гурьев в своем "Руководстве" положил начало теоретическому обоснованию и практической разработке метода, который позднее получил название "метода изучения действий". Он впервые в России разработал теоретические и практические основы методики арифметики.
Василий Андрианович Евтушевский.
Предложил преподавать арифметику концентрически. Ему принадлежит почин составления программы уроков по пропедевтическому курсу геометрии, составление образцов задач, посредством которых связывались занятия по арифметике, алгебре и геометрии. В основу своих работ Евтушевский положил не только многолетний личный опыт, но и результаты изучения методики преподавания за границей. В "Методике арифметики" устанавливается связь между устными и письменными вычислениями, разрабатывается более глубоко вопрос о наглядности.
Александр Иванович Гольденберг.
Является одним из основоположников метода изучения действий. Его "Методика начальной арифметики" оказала большое влияние на перестройку преподавания арифметики в школе. Составил также четыре задачника по арифметике для средних учебных заведений.
Василий Алексеевич Латышев
В.А.Латышев поднял методику арифметики на более высокую ступень, он является одним из создателей теории методики преподавания арифметики. В своих педагогических взглядах В.А.Латышев:
1) был принципиальным сторонником метода изучения действий;
2) уделяя особое внимание теории, утверждал, что теория должна постепенно вырабатываться учениками как ряд выводов из практических упражнений в вычислениях и в решении задач;
3) говорил, что методы обучения нужно выбрать так, чтобы у детей были не многочисленные, а основательные знания;
4) высказал важную мысль о том, что для развития самостоятельности учащихся надо от них требовать труда, усилий;
5) рассмотрев вопрос о применении наглядных пособий, пришел к выводу: применив их сначала для ознакомления новым материалом, нужно перейти к сознательным вычислениям без пособий;
6) разработал методику обучения решению задач, показал образцы разбора задач.
Семен Ильич Шохор-Троцкий
В своих многочисленных методических работах выступал с требованием реформы содержания и методов обучения математике. Разрабатывал методику обучения арифметике.
В своих работах С.И.Шохор-Троцкий:
1) определил три цели обучения математике: образовательная, воспитательная и практическая;
2) говорил о необходимости воспитания "функционального мышления", которое состоит в том, что учащиеся должны понимать и знать функциональные зависимости между величинами в пределах своих познаний;
3) разработал новый метод- метод целесообразных задач;
4) теоретически обосновал необходимость применения наглядных пособий и дал описание разного их вида, часть из которых была его конструкции;
5) был сторонником так называемого "лабораторного метода";
6) внес существенный вклад в решение следующих вопросов: идейное содержание математики, психологические основы обучения, классификация арифметических задач и др.
Основная идея "метода целесообразных задач" состоит в том, что учащимся для каждого урока специально, "целесообразно" подобранные задачи, решая которых ученик усваивает математику. Основная задача применения этого метода не только дать знания учащимся, но и научить приобретать эти знания самих учащихся. Эта задача актуальна и сегодня.
Современные методы преподавания математики
В современной системе образования можно выделить следующие методы преподавания:
1. Информационно- рецептивный метод. Его сущность состоит в предъявлении информации, организации действий ученика с объектом изучения, восприятии знаний, осознании знания, запоминании.
2. Репродуктивный метод. Задачами данного метода являются: составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной практической деятельности; руководство и контроль за выполнением; актуализация знаний; воспроизведение знаний по образцам; произвольное и непроизвольное запоминание.
3. Метод проблемного изложения. В него входят: постанова проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения; восприятие знаний; осознание знаний и проблемы; внимание к последовательности и контроль за степенью убедительности решения проблемы; мысленное прогнозирование шагов решения; запоминание.
4. Эвристический метод. Сущность данного метода заключается в следующем: постановка проблем, составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических задач, планирование шагов решения, руководство деятельностью учащихся, восприятие задания, осмысление условий задачи, актуализация знаний, самостоятельное решение, самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов, воспроизведение хода решения.
5. Исследовательский метод. Составление и предъявление проблемных задач для поиска решения. Контроль за ходом решения. Восприятие проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов решения. Самоконтроль в процессе исследования. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.
Методы активного обучения – методы, побуждающие детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. При обсуждении термина методов активного обучения специалисты имеют разные мнения. А.А.Вербицкий, например, считает, что даже такой общепризнанный эффективный метод активного обучения, как программированное обучение, относится к пассивному. Он дает определение сущности понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Р.Ф.Жуков к активным методам обучения относит практические занятия, собеседования, семинары, дискуссии, самостоятельные работы. В классификации активных методов обучения, разработанных группой авторов под руководством В.И.Рыбальского, все методы активного делятся на:
1) неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей компьютерной программой, самостоятельная работа с книгой);
2)имитационные неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения-действия по инструкции, выполнение индивидуальных заданий);
3) имитационные игровые (имитация деятельности на тренажере, деловая игра, разыгрывание ролей).
Л.Б.Наумов дает такое определение: «К методам активного обучения относятся те, при которых обучаемый вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности».
Данное определение определяет цель активного обучения – добиться существенно лучших результатов, чем при общепринятом традиционном методе. Отсутствие жесткого ограничения – что конкретно относится к методам активного обучения, открывает перспективу разработки пока еще неизвестных или мало испытанных методов обучения, которые в дальнейшем могут считаться активными. Главное отличие методов активного обучения от традиционных – способ получения, переработки и реализации учебных сведений, причем активность обучения прямо зависит от дидактической формы учебного материала. Методы активного обучения обеспечивают и практическую деятельность. Появление и развитие методов активного обучения позволяет решать задачи обеспечения практического овладения учебной информацией, активизации познавательной деятельности и познавательной самостоятельности.
Использованная литература:
1) Индуктивный и дедуктивный путь формирования математических понятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kaknauchit.ru/content/view/49/41/2) Евтушевский Василий Адрианович. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://matematika.gym075.edusite.ru/evtushevskiy.html3) Александр Иванович Гольденберг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/2281/%D0%93%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%91%D0%95%D0%A0%D0%93_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%874) Методика преподавания математики в начальных классах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/metodika_prepodavaniya_matematiki_v_nachalnyh_klassah-25414.htm