Педагогические чтения. Развитие ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах.Тезисы.
Педагогические чтения
(2016-2017 учебный год)
Методическая тема «Развитие ключевых компетенций обучающихся
на уроках математики в начальных классах»
Выступающий Гавринева Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов
Цель: найти и выделить приёмы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностного подхода в начальной школе.
Задачи:
— изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
— найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне — уровне урока математики;
— выделить приёмы реализации компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе;
— реализовать выделенные приёмы.
Способы реализации:
--- реализация ценностно-смысловой компетенции ---предметная олимпиада которая включает в себя нестандартные задания, логические задачи
---- реализация общекультурной компетенции--- урок математики, использование задач со скрытой информационной частью
--- реализация учебно-познавательной компетенции ---урок с различными практическими приемами организации работы обучающихся , проверочные тесты или исследовательская деятельность во внеурочное время
--- реализация информационной компетенции --- урок и внеурочное время с использованием обучающимися различных информационных ресурсов
--- реализация коммуникативной компетенции --- урок с различными коллективными (коммуникативными) приемами работы ( дискуссия, групповая работа, парная работа и др.) на разных этапах урока
-- реализация социально-трудовой компетенции--- урок, это обратная связь с хорошими результатами после серии уроков с использованием различных вариантов (например, устного счета)
-- реализация компетенции личностного самосовершенствования – урок, решение задач с «лишними данными»
Предполагаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника начальных классов (начальный этап)
ценностно-смысловая компетенция;
общекультурная компетенция;
учебно-познавательная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
компетенция социального взаимодействия;
компетенция личностного саморазвития;
коммуникативная компетенция.
Тезисы
- В настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения — т.е. от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
- Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности».
- Методика формирования ключевых компетенций включает в себя 5 этапов: 1-й этап – вводно-мотивационный 2-й этап – открытие математических знаний. 3-й этап – формализация знаний. 4-й этап – приложения математических знаний 5-й этап – обобщение и систематизация. Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
- Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
- Лучше всего для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
- На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информационной частью.
- Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной школе, она имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию научных проектов по математике. Однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.
-- Информационная компетенция подразумевает использование ребенком различных информационных ресурсов. Необязательно использовать Интернет. Ведь можно начинать с газетных вырезок. Таким образом, главной компетентностной задачей урока будет не изучение найденного материала, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными источниками.
- Главное – соблюдать последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Необходимо осуществлять подход к ученику, учитывая его возможности, как физические, так и интеллектуальные.
- Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных)приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приемы активно используются на разных этапах урока математики в начальной школе.
- Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. В классе проводится несколько уроков с использованием различных вариантов работы на этапе устного счета. Затем детям предлагается контрольная работа с несколькими видами заданий на устный счет, в результате получаем обратную связь с хорошими результатами. Таким образом, развивается у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнет проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, такое умение относится к социально-трудовой сфере, т. е. с применением знаний на практике.
- Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Реализацию данной компетенции можно рассмотреть на таком этапе урока как задания для самостоятельного решения, представленные тремя уровнями: на оценку “удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”. Выбор уровня должен обязательно осуществляться самим учеником.
- . Основной линией реформирования начальной школы сегодня является тенденция к Педагогические чтения
(2011-2012 учебный год)
Методическая тема «Развитие ключевых компетенций обучающихся
на уроках математики в начальных классах»
Выступающий Гавринёва Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов
Цель: найти и выделить приёмы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностного подхода в начальной школе.
Задачи:
— изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
— найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне — уровне урока математики;
— выделить приёмы реализации компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе;
— реализовать выделенные приёмы.
Способы реализации:
--- реализация ценностно-смысловой компетенции ---предметная олимпиада которая включает в себя нестандартные задания, логические задачи
---- реализация общекультурной компетенции--- урок математики, использование задач со скрытой информационной частью
--- реализация учебно-познавательной компетенции ---урок с различными практическими приемами организации работы обучающихся , проверочные тесты или исследовательская деятельность во внеурочное время
--- реализация информационной компетенции --- урок и внеурочное время с использованием обучающимися различных информационных ресурсов
--- реализация коммуникативной компетенции --- урок с различными коллективными (коммуникативными) приемами работы ( дискуссия, групповая работа, парная работа и др.) на разных этапах урока
-- реализация социально-трудовой компетенции--- урок, это обратная связь с хорошими результатами после серии уроков с использованием различных вариантов (например, устного счета)
-- реализация компетенции личностного самосовершенствования – урок, решение задач с «лишними данными»
Предполагаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника начальных классов (начальный этап)
ценностно-смысловая компетенция;
общекультурная компетенция;
учебно-познавательная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
компетенция социального взаимодействия;
компетенция личностного саморазвития;
коммуникативная компетенция.
Тезисы
- В настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения — т.е. от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
- Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности».
- Методика формирования ключевых компетенций включает в себя 5 этапов: 1-й этап – вводно-мотивационный 2-й этап – открытие математических знаний. 3-й этап – формализация знаний. 4-й этап – приложения математических знаний 5-й этап – обобщение и систематизация. Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
- Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
- Лучше всего для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
- На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информационной частью.
- Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной школе, она имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию научных проектов по математике. Однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.
-- Информационная компетенция подразумевает использование ребенком различных информационных ресурсов. Необязательно использовать Интернет. Ведь можно начинать с газетных вырезок. Таким образом, главной компетентностной задачей урока будет не изучение найденного материала, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными источниками.
- Главное – соблюдать последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Необходимо осуществлять подход к ученику, учитывая его возможности, как физические, так и интеллектуальные.
- Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных)приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приемы активно используются на разных этапах урока математики в начальной школе.
- Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. В классе проводится несколько уроков с использованием различных вариантов работы на этапе устного счета. Затем детям предлагается контрольная работа с несколькими видами заданий на устный счет, в результате получаем обратную связь с хорошими результатами. Таким образом, развивается у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнет проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, такое умение относится к социально-трудовой сфере, т. е. с применением знаний на практике.
- Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Реализацию данной компетенции можно рассмотреть на таком этапе урока как задания для самостоятельного решения, представленные тремя уровнями: на оценку “удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”. Выбор уровня должен обязательно осуществляться самим учеником.
- . Основной линией реформирования начальной школы сегодня является тенденция к изменению приоритетных целей образования младших школьников, где на первый план ставится задача развития их личности, формирования прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.
- Такие ключевые компетенции, как компетенция личностного самосовершенствования, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, общекультурная могут реализовываться силами математики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет–журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября.
2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос» 2006.
3. Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.
4. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. — 2006. — №36. —
5. Харламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. — 2002. — №20.
6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования изменению приоритетных целей образования младших школьников, где на первый план ставится задача развития их личности, формирования прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.
- Такие ключевые компетенции, как компетенция личностного самосовершенствования, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, общекультурная могут реализовываться силами математики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет–журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября.
2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос» 2006.
3. Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.
4. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. — 2006. — №36. —
5. Харламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. — 2002. — №20.
6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М., 2005.