Методический материал Использование кругов Эйлера в развитии фонематических процессов дошкольников
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Для успешного обучения в школе у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут ему правильно усвоить навыки чтения и письма. А так как современный метод обучения грамоте аналитико – синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформированы фонематические процессы, нарушение которых приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.
Как показывает практика, дети с нарушениями речи затрудняются самостоятельно выделить заданный звук из слова, несколько гласных звуков одновременно, определить позицию заданного звука в слове. У таких детей отмечаются нарушения произношения и восприятия фонем, незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико – артикуляционными признаками, нет четких навыков анализа и синтеза, что приводит к трудностям при обучении чтению и письму. Работа по развитию у детей аналитико – синтетической деятельности предусматривает подробное знакомство детей со звуковой стороной языка. Четкий навык фонематического анализа – это умение определять последовательность, порядковое место и количество звуков в слове, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Изучение звуков происходит в процессе аналитико – синтетической деятельности, когда ребенок овладевает навыками звукового анализа и синтеза, на основе которого дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ и синтез может привести к дислексии: затруднения и ошибки связанные с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
При решении данной проблемы очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять абстрактные понятия, такие, как звук, слог, слово, предложение, научиться практическим действиям с ними.
Это особенно важно для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так как процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое предусматривает использование различных схем и моделей на логопедических занятиях. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложение на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем и моделей меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы.
Наряду с образовательными и развивающими задачами, большое значение метод наглядного моделирования играет в осуществлении и воспитательных задач. Действуя с моделями и схемами, у детей формируются такие качества, как выдержка, настойчивость; сглаживаются отрицательные черты характера (застенчивость, обидчивость, капризность, заносчивость); создаются условия для развития речи, памяти, внимания, мышления. Выполняя игровые задания с моделями и схемами, дети оживляются, у них проявляется интерес к решению поставленной задачи. Время, отведенное на занятие проходит незаметно, дети не устают, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции становится благоприятной.
Наряду с традиционными моделями и схемами, мы используем на занятиях разноцветные обручи (круги Эйлера) и, как вариант, цветные шнуры, из которых дети самостоятельно выкладывают фигуры круглой формы.
Разноцветные обручи используются при ознакомлении детей с такими понятиями, как «гласные» - «согласные», «твердые» - «мягкие», «звонкие» - «глухие» звуки. Знакомство со звуками начинается с определения качественной характеристики – описания артикуляционных и акустических свойств изучаемого звука. Для детей это абстрактные, невидимые понятия. И здесь большое значение имеет зрительная опора в виде графических схем, символов, моделей, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, сравнить звуки, наглядно видя их.
Для характеристики звуков, мы используем кружочки (общепринятых) цветов: красный – это гласные звуки, синий – согласные звуки.
- гласные звуки
- согласные звуки
Игра «Рассели звуки по домикам».
Цель:закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки, умения их дифференцировать.
Описание игры: дети получают задание: в домик (обруч) желтого цвета заселить все гласные звуки, а в домик черного цвета – все согласные звуки. Символы гласных и согласных звуков, расположенные над кругами являются ориентирами– подсказками для детей. Выполнив задание, дети проговаривают: «В домике желтого цвета «живут» все гласные звуки. В домике черного цвета «живут» все согласные звуки».
Далее вводится задание с использованием одного круга и частицы отрицания «НЕ».
Игра «Угадай звуки и засели их в домик»
Цель: закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки, умения их дифференцировать. Учить использовать в речи слова с частицей «не».
Описание игры: Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Дети, ориентируясь на подсказку, расположенную над цветным кругом – кружочек синего цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не согласные), рассуждают:
- В этом домике живут звуки не согласные, значит они – гласные.
Определив «жильцов» домика, заселяют их - раскладывают кружочки красного цвета в домик. За кругом остаются все согласные звуки. Выполнив задание, дети проговаривают: «В этом домике живут все гласные звуки. Без домика остались все согласные звуки».
Игра «Угадай звуки и засели их в домик» - 2
Цель: та же.
Описание игры: Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Дети, ориентируясь на подсказку, расположенную над кругом – кружочек красного цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не гласные), рассуждают:
- В этом домике живут звуки не гласные, значит они – согласные.
Определив «жильцов» домика, заселяют их - раскладывают кружочки синего цвета в домик. За кругом остаются все гласные звуки. Выполнив задание, дети проговаривают: «В этом домике живут все согласные звуки. Без домика остались все гласные звуки».
При различении звуков по твердости – мягкости используем синие кружочки – это твердые звуки, зеленые – это мягкие звуки.
- твердые согласные звуки.
- мягкие согласные звуки.
Игра «Рассели звуки по домикам».
Цель: закрепление понятий«твердые»и «мягкие» согласные звуки, умения дифференцировать их. Закрепление умение употреблять в речи слова с частицей «не».
Описание игры: Детям предлагается задание: Определить какиезвуки они заселят в домик желтого цвета, а какие, в домик черного цвета. Правильно определив звуки, соотнеся их с подсказками, расположенными над цветными кругами, дети расселяют «жильцов» по своим домикам. В конце произносят: «В желтом домике «живут» все твердые согласные звуки, а в черном – все мягкие согласные звуки».
Далее проводится игра с использованием одного круга и частицы отрицания «НЕ».
Игра «Угадай звуки и засели их в домики».
Цель: закрепление понятий «твердые» и «мягкие» согласные звуки, умения дифференцировать их. Закрепление умение употреблять в речи слова с частицей «не».
Описание игры:Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Ориентируясь на подсказку, расположенную над кругом – кружочек синего цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не твердые согласные звуки), дети рассуждают:
- В этом домике живут звуки не твердые, значит они – мягкие согласные.
Определив «жильцов» домика, заселяют их - раскладывают кружочки зеленого цвета в домик. За кругом остаются все твердые согласные звуки. Выполнив задание, дети произносят: «В этом домике живут все мягкие согласные звуки. Без домика остались все твердые согласные».
Игра «Угадай звуки и засели их в домики» - 2.
Цель:та же.
Описание игры:Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Ориентируясь на подсказку, расположенную над кругом – кружочек зеленого цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не мягкие согласные звуки), рассуждают:
- В этом домике живут звуки не мягкие, значит они – твердые согласные.
Определив «жильцов» домика, заселяют их – раскладывают кружочки синего цвета в домик. За кругом остаются все мягкие согласные звуки. Выполнив задание, дети проговаривают: «В домике живут все твердые согласные звуки. Без домика остались все мягкие согласные звуки».
При различении звуков по звонкости – глухости используем кружочки синего цвета с колокольчиком–это звонкие твердые согласные и зеленого цвета с колокольчиками–это мягкие звонкие согласные.
- звонкие твердые согласные звуки.
- звонкие мягкие согласные звуки.
- глухие твердые согласные.
- глухие мягкие согласные.
Игра «Рассели звуки по домикам».
Цель:закрепление понятий «звонкие» и «глухие» звуки и умения их дифференцировать. Употребление в речи слов с частицей «не».
Описание игры: Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Дети, ориентируясь на кружочки – подсказки, рассуждают:
- В желтом домике «живут» все не звонкиезвуки, значит они глухие согласные. В черном домике «живут» все не глухие согласные, значит они – звонкие согласные.
Правильно охарактеризовав звуки, соотнеся их с подсказками, расположенными над цветными кругами, дети заселяют «жильцов» в свои домики. В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все глухие согласные звуки, а в черном – все звонкие согласные звуки».
Игра «Рассели звуки по домикам» - 2.
Цель:закрепление понятий «звонкие» и «глухие» мягкие звуки.Употребление в речи слов с частицей «не».
Описание игры: Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Ориентируясь на подсказки, расположенные над цветными кругами, дети рассуждают:
- В желтом домике «живут» все не звонкие мягкие звуки, значит они – глухие мягкие. В черном домике «живут» все не глухие мягкие звуки, значит в нем «живут» все звонкие мягкие звуки. Правильно охарактеризовав звуки, расселяют «жильцов» по своим домикам.
В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все глухие мягкие звуки. В черном домике «живут» все звонкие мягкие согласные звуки».
Игра «Рассели звуки по домикам» - 3.
Цель:закрепление понятий «звонкие твердые» и «звонкие мягкие», «глухие твердые» и «глухие мягкие» согласные звуки.Употребление в речи слов с частицей «не».
Описание игры: Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Дети рассуждают:
- В желтом домике «живут» все не твердыене глухие звуки, значит они звонкие мягкие звуки. В черном домике «живут» все не мягкие не глухие звуки, значит в нем «живут» все звонкие твердые звуки. Правильно охарактеризовав звуки, расселяют «жильцов» по своим домикам.
В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все звонкие мягкие звуки. В черном домике «живут» все звонкие твердые звуки».
Игра «Рассели звуки по домикам» - 4.
Цель:закрепление понятий «звонкие твердые» и «глухие мягкие» согласные звуки.Употребление в речи слов с частицей «не».
Описание игры: Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Дети рассуждают:
- В желтом домике «живут» все не твердые не звонкие звуки, значит они глухие мягкие звуки. В черном домике «живут» все не мягкие не звонкие звуки, значит в нем «живут» все глухие твердые звуки. Правильно охарактеризовав звуки, расселяют «жильцов» по своим домикам.
В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все глухие мягкие звуки. В черном домике «живут» все глухие твердые звуки».
Использованная литература:
М. Фидлер «Математика уже в детском саду», М., «Просвещение», 1987;
А.А. Столяр и другие «Давайте, поиграем», М., «Просвещение», 1991.
15