Семинар по русскому языку на тему Игровые моменты на уроках русского языка в школе 8 вида.
ГУ «Песчанская специальная общеобразовательная школа – интернат № 2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Семинар: «Игровые моменты на уроках русского языка в школе 8 вида».
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом.
Звучание музыки, спектральный блеск красок,
игру света, шум и тень садов, неясность сна,
тихое громыхание грозы, детский шепот морского гравия.
Нет таких звуков, красок, образов и
мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось
бы в нашем языке точного выражения (К. Паустовский).
Всегда можно отыскать что – то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке.
Я работаю над темой «Игровые моменты на уроках русского языка», т.к. дети без желания, интереса идут на этот урок. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей не вызывает интереса. Он пассивен, слабо запоминает, так как учеба не захватывает его.
Поэтому решить эту проблему я считаю можно через занимательный материал. Проработала много методической литературы, накопила материал по использованию игровых приемов на уроках русского языка.
Я хочу поделиться своим опытом как, какими средствами и методами зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний.
Активизировать работу учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка мне помогают различные грамматические игры.
Игра увлекает детей, помогает им освободиться от чувства неполноценности. В игре они о нем забывают, слабые учащиеся начинают верить в свои силы, становятся более активными.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя коррегируют свойственное учащимся с нарушением интеллекта пассивное восприятие учебного материала. Они отыскивают примеры на то или иное грамматическое правило, с интересом упражняются в написании трудных слов и т.д. В результате учащиеся приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки. Игра имеет большое воспитательное значение для школьника с нарушением интеллекта т.к. приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, учит выдержке, настойчивости. Вырабатывает умение быстро ориентироваться, развивает смекалку.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится.
Игровые моменты могут быть проведены на различных этапах урока. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим ученика в активную умственную деятельность. Так, например: на уроках можно провести игру «Телеграфисты». По начальным буквам, читаемых учителем слов, учащиеся определяют тему урока. Например: урок чтения в 6 классе.
Тепло.
Ель.
Моль.
Аквариум.
Урюк.
Рука.
Обувь.
Кукла.
Автобус.
Облако.
Телефон.
Енот.
Человек.
Еда.
Свет.
Тень.
Волк.
Окно.
(ТЕМА УРОКА: ОТЕЧЕСТВО).На уроках русского языка в зависимости от темы можно называть слова существительные, прилагательные, глаголы. Предлагаю задание.
Каждому ученику раздаю карточки с алфавитом в произвольном порядке, дети как можно быстрее и без ошибок выполняют задание. При этих заданиях дети могут работать индивидуально, коллективно, тем самым у детей формируются навыки коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества.
Наибольший интерес у учащихся вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале – для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим знанием слова, развития слуховой, зрительной памяти, выработки орфографической зоркости. Загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления, способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению. Вот что писал по этому поводу К.Д. Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
Чтобы загадки были под рукой я завела картотеку. Загадку записываю на обычном листе, который делю на две неравные части. В первую часть вношу загадку, во вторую отгадку.
Все орфограммы в загадках и отгадках подчеркнуты красной полосой, и легко можно выбрать загадки на определенные правила. Например, загадываю загадки с безударной гласной, ребята называют отгадку, определяют безударный гласный, рядом записывают проверочное слово.
Например: Без рук, без ног, а подпоясаны (снопы – сноп).
Подобным образом подбираю загадки на другие изученные правила.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словарика, а также для формирования умения употреблять слова в речи учащихся в точном соответствии с их значением. Знакомлю с омонимами, синонимами, антонимами – загадками.
Например: Есть всегда он у людей
Есть всегда у кораблей (нос).
Или: Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня прохлада.
Вашему вниманию предлагаю один из приемов отгадывания загадки (сюжет)
Я читаю первую строчку загадки:
На четырех ногах стою…(и предлагаю детям подумать, кто, что может стоять на четырех ногах).
Дети называют: лошадь, медведь, собака… стол, стул, и т.п.
Я продолжаю чтение загадки или читаю две первые строчки:
Ходить же вовсе не могу.
И спрашиваю, какой вывод можно сделать. (Это не живые существа).
Дети вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, кровать, диван, шкаф.
Затем заканчиваю чтение загадки:
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
И дети сразу называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих предметов являются правильной отгадкой, т.е. это пример загадки с несколькими отгадками. Работа с загадками ведется при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, являются своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка.
Отгадывание загадок оттачивают и дисциплинируют ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.
Большое знание в активизации познавательной деятельности школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
Игра: «Аукцион».
Игра: «Наборщик».
Игра: «Составь слова».
Учащиеся с занимательной грамматикой работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, зашифровка предложения) «Расшифруйте пословицу».
Одним из известных видов грамматической игры являются кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Дети любят отгадывать кроссворды и ребусы. Поэтому последнее можно использовать при организации индивидуальной работы, т.к. эти упражнения развивают логическое мышление, вызывают интерес к грамматическим явлениям русского языка.
Например: индивидуальные кроссворды, ребусы, загадки или, например рисунок «Чудо – юдо».
Задания к рисунку, каких животных вспомнил художник, когда рисовал этого диковинного зверя? По каким грамматическим признакам, и в какие группы можно объединить эти слова? (Это могут быть одушевленные существительные ) баран, жираф, кенгуру, заяц, верблюд, корова, павлин – с безударной гласной, не проверяемой ударением; много слов на правописание парных звонких и глухих согласных: лев, улитка, носорог, жираф, верблюд и т.д.
На уроках русского языка используются орфографические и толковые словари. Словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами также использую кроссворды. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, при подготовке домашнего задания и т. п. Но особенно эффективна она при закреплении материала. Работа с кроссвордом в 8 классе со словарными словами. Показ альбома «Игротека». Такие задания помогают учителю избавиться от формалистики, скуки и горьких минут отчаяния.
Игровые разминки могут стать мостиками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, что сначала им кажется менее привлекательным).
Такие задания развивают ум и творческую самостоятельность ученика, воспитывают личность ребенка.
Использование занимательного материала и творческих заданий позволяют разнообразить уроки, делают их более интересными, что способствуют общему развитию школьника.