Игровые моменты на уроках биологии
Игровые моменты на уроках биологии
Один из существенных вопросов в воспитании мировоззрения - связь теории и практики.
Биологические знания используются в медицине , природопользовании, технике, гигиене, сельском хозяйстве, звероводстве и т.д. Мысль о полете появилась при наблюдении за птицами в воздухе. Форма подводной лодки заимствована у рыб. Конструкция железнодорожных мостов вдохновлена структурой костной ткани. Все практические работы необходимо связывать с сознанием, с развитием понятий. Игра-наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игры придают занятию эмоциональную окраску , наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и наиболее интересными для детей.
Общаясь, ребята учатся развивать свои мысли, отстаивают их, не боятся быть осмеянными. Вместе они сочиняют прекрасные сказки, которые потом сами ставят. Сказка на уроках создает творческую обстановку, развивает воображение, фантазию, привносит радость, юмор.
Во время ответа одного ученика у доски остальные тоже работают: первый ряд исправляет неточности, ошибки в рассказе, дополняет ответ, второй ряд следит за речью, за связностью рассказа, третий – оценивает ответ. Так дети учатся правильно и по достоинству оценивать себя и других. При объяснении нового материала включаю часть дополнительных и сверх программных сведений, привлекаю ребят к творческим работам.
Считаю необходимым дифференцированный подход в обучении. Дифференциация направлена на выявление и развитие интересов и способностей каждого школьника. Элементы такого подхода использую и в играх.
Приведу примеры игровых моментов, полезных и эффективных на разных этапах урока.
«Составь трехзначное число»
Игра дает возможность проверить знания, конкретизировать их, развивает мышление и внимание.
Нужно найти соответствие между словами и выразить его в виде трехзначного числа.
Игра дает возможность проверить знания, конкретизировать их, развивает мышление и внимание.
Тема «Млекопитающие»
Названия животных из одного отряда не должны стоять рядом ни по горизонтали, ни по вертикали, ни по диагонали.
«Терминологический марафон»
Помогает усвоению новых терминов.
Учащиеся рассаживаются в 2 круга (внешний и внутренний) друг против друга с тетрадями. Один учащийся стоит с секундомером. За 1 мин каждая пара должна успеть опросить друг друга и поставить оценку. Затем по сигналу учащиеся во внешнем круге пересаживаются на соседний стул, и вновь образовавшиеся пары обмениваются вопросами и ответами.
«Пятый лишний»
Помогает закреплению знаний по теме, дает возможность вспомнить систематику, развивает логическое мышление. Из пяти перечисленных организмов надо выбрать один лишний и объяснить свой выбор.
Тема «Семейства растений»
Капуста, редька, репа, хрен, морковь.
Ответ. Морковь – семейство Зонтичные, остальные Крестоцветные.
Тема «Пресмыкающиеся и их многообразие»
Тритон, ящерица, черепаха, медянка, уж.
Ответ. Тритон – земноводное.
«Текст с ошибками»
Помогает конкретизировать знания, закрепить изученное. Особенно эффективно использовать эту игру после каникул.
Учитель составляет текст со множеством фактических ошибок. Учащиеся читают текст и подсчитывают ошибки. Затем проверяют все вместе. Тот, кто оказался ближе всех к истине, получает оценку.
Эстафета «ВОТ» (вопрос–ответ)
Учит грамотно формулировать вопросы и давать конкретные ответы.
Обычно проводится в конце темы на уроке закрепления или обобщения.
Первый вопрос задает учитель. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получает право задать свой вопрос. Одному ученику можно задавать не более двух вопросов. Учитель наблюдает и фиксирует ответы учащихся.
«Конкурс Мюнхгаузенов»
Часто используется при работе с учебником. Ребята объединяются в группы. В течение 5–10 мин изучают материал, затем на карточках составляют 5 предложений, не пользуясь учебником, а на другой карточке эти же предложения записываются с биологическими ошибками. Потом группы меняются карточками, находят эти ошибки и исправляют их.Цветной конспект»
Позволяет закрепить знания по изучаемой теме.
Тема «Торфяной мох»
При знакомстве с текстом или после объяснения учителя учащиеся составляют схему-конспект, а затем раскрашивают ее в разные цвета.
Схема «Паучок»
Позволяет закрепить знания по изучаемой теме.
После объяснения нового материала учащиеся вписывают в схему ответы на вопросы.
Тема «Ветроопыляемые растения»
«Найди пару»
Помогает закрепить знания материала по данной теме, формирует умение работать в группе или в паре, воспитывает умение слушать других.
Тема «Отряды животных»Каждому животному нужно подобрать соответствующий отряд. Ответ записать на карточку и сдать ее учителю.
1. Ластоногие
2. Хищные
3. Насекомоядные
4. Парнокопытные
А. Еж
Б. Корова
В. Тюлень
Г. Шакал
«Успей запомнить»
Помогает закрепить знания по теме, быстро ориентироваться в изученном материале.
Тема «Птицы»
За определенное время напиши как можно больше названий известных тебе птиц. Побеждает тот, у кого этот список будет самым большим.
«Раздели птиц»
Помогает закрепить и углубить знания по данной теме, конкретизировать их.
Из прилагаемого перечня птиц выделить насекомоядных и отметить их буквой «Н» ; хищных – буквой «Х»; растительноядных – буквой «Р»; питающихся смешанной пищей – буквой «С».
«Поиграем в генетиков»
Учит умению общаться друг с другом, высказывать свои мысли, отстаивать свое мнение.
Каждой группе ребят выдается задание в конверте, которое они должны выполнить.
Конверт «Контрабандист»
В маленьком государстве Исландия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы.
Они считаются национальным достоянием. Перевозить их через границу строжайше запрещено.
Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными генами. Как он поступит?
«Урок кругового общения»
Учит общаться друг с другом, правильно формулировать вопросы, давать конкретный ответ, развивает умение слушать и слышать друг друга. Проводится на завершающем или обобщающем уроке.
Подготовить вопросы должны 5 человек. В это время остальные повторяют тему. Потом каждый с листочком обходит этих (сидящих по одному за столом) и получает по одному вопросу устно, на который тут же должен ответить и получить оценку в свой обходной листок. Общую оценку выставляет учитель.
Работа с дополнительной литературой
Помогает расширить и углубить знания по теме.
Изображение млекопитающего, птицы или какого-либо человеческого органа разрезается на небольшие фрагменты и вкладывается в конверт. Работа ведется в группах по 5–6 человек. Группа должна правильно собрать рисунок и определить тему своего сообщения. Материал для сообщения группа подбирает, используя хрестоматии, энциклопедии, научно-популярные журналы, Интернет.
В тоже время нельзя злоупотреблять игровыми моментами. Уместно вспомнить высказывание К.Д. Ушинского по этому вопросу:
«Учить играя можно только самых маленьких детей, далее наука должна принимать серьезный, ей совершенный тон.»
Таким образом , все занятия предполагают творческий подход педагога, без чего успешная работа с детьми просто не возможна.