Статья Дифференцированное обучение как средство повышения качества обучения.
Дифференцированное обучение как средство
повышения качества обучения.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Использование индивидуально-дифференцированного обучения актуально. Это связано с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.
Цель: раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков биологии.
Объект исследования: проблема дифференциации обучения в современной школе.
Предмет исследования: дифференцированное обучение кА средство повышения качества обучения на уроках биологии
Гипотеза: Использование дифференцированного обучения на уроках будет способствовать повышению эффективности обучения учащихся, если:
- систематически проводить уроки с дифференцированным обучением;
- разработать комплекс дифференцированных заданий;
- будет основано на точной диагностике.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность, цели и формы дифференцированного обучения.
2. Рассмотреть понятие качество обучения.
3. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1. Наблюдение за учениками
2. Работа с учебником и программой по биологии
3. Беседа
4. Анализ
База исследования: МБОУ СШ №25
Дифференциация обучения(франц. differentiation, от лат. differentia — разница) - форма организации ученической деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление дифференциации обучения не снижает общего (базового) уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
В 20 веке в практике школ опробованы различные виды дифференцированного обучения:
дифференциация по способностям;
дифференциация по интеллекту на основе интеллектуальных тестов;
дифференциация обучения по неспособностям.
Принято различать два основных типа дифференциации содержания обучения: профильную и уровневую.
Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками профиля обучения исходя из познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся и предусматривает объединение учащихся в относительно стабильные "группы, где идет обучение по особым программам, различающимся содержанием, требованиями к знаниям и умениям школьников.
Уровневая дифференциация предполагает овладение всеми учащимися уровнем обязательной подготовки, т.е. достижение ими основных планируемых результатов, а также в зависимости от индивидуальных особенностей достижения школьниками различных уровней образования путем применения методов, организационных форм, средств обучения (вариативности темпа изучения материала; дифференциации учебных заданий; выбора различных видов деятельности и т.п.)
Качество обучения - степень достижения обязательного уровня знаний, который наиболее полно описан во Временных Государственных Образовательных Стандартах.
Качество образования в школе определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает. Для определения того, насколько образование является качественным, важнейшим фактором являются результаты педагогического контроля.
Для того, чтобы сформировать единое представление об учащихся 8 А класса МБОУ СОШ № 25 г. Смоленска, об уровне их знаний, об эмоциональной атмосфере на уроке, использовались различные методики. Данный эксперимент включал несколько этапов.
1 этап. Наблюдение за учащимися на уроках биологии. Далее разделили класс на группы по следующим критериям: заинтересованность, успеваемость, работа на уроке, готовность к уроку.
Проведение проверочной работы по пройденному материалу, включающая задания разной сложности. Работа была предложена в индивидуальном темпе и предлагалось выполнить столько заданий, сколько в их силах. Данная работа является важным этапом, так как одним из способов выявления реального уровня знаний учащихся по предмету - это самостоятельная работа ученика в классе. Результаты работы следующие:
-оценку «5» получили 4 ученика (17,4%)
-оценку «4» получили 12 учеников (52, 2%)
-оценку «3» получили 5 учеников (21,7%)
- оценку «2» получили 2 ученика (8,7%)
Исходя из полученных данных, мы условно разделили учеников на три группы: сильные (четыре ученика), средние (двенадцать учеников) и слабые (семь учеников).
2 этап. В дальнейшем, используя модель урока, мы провели 6 уроков биологии с использованием дифференцированного обучения. Задания подбирались таким образовать, чтобы заинтересовать всех учащихся, вовлечь их в изучение данного предмета.
В течении нашего эксперимента мы использовали следующие методы и приемы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (наглядные - иллюстрационные, демонстрационные; практические - упражнения; часто нами использовалась самостоятельная работа, работа с текстами), методы стимулирования (игры, ситуации удивления, успеха, методы поощрения), методы контроля и самоконтроля (индивидуальный, фронтальный опрос, контрольные письменные работы).
3 этап. Проведение проверочной работы по пройденному материалу, где использовалось дифференцированное обучение.
Полученные результаты:
-оценку «5» получили 5 ученика (21,7%)
-оценку «4» получили 13 учеников (56,5%)
-оценку «3» получили 3 учеников (13,1%)
- оценку «2» получили 2 ученика (8,7%)
оценка результаты первой проверочной работы,% результаты второй проверочной работы,%
5 17,4 21,7
4 52, 2 56,5
3 21,7 13,1
2 8,7 8,7
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что использование дифференцированного обучения улучшило качество обучения. Увеличилось число сильных и средних учеников, слабых стало меньше.
Через полгода мы продолжили свой эксперимент. Провели еще раз такую работу с этим же классом. Этапы эксперимента были такие же. Результаты были следующие:
оценка результаты первой проверочной работы,% результаты второй проверочной работы,%
5 17,0 20,4
4 50,3 53,5
3 24,0 17,4
2 8,7 8,7
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что использование дифференцированного обучения улучшило качество обучения. Увеличилось число сильных и средних учеников, слабых стало меньше.
Таким образом, мы еще раз доказали, что дифференцированное обучение повышает успеваемость учеников, повышает их интерес к предмету и следовательно повышает качество обучения.
По окончанию эксперимента были сделаны следующие выводы:
1. поднялась средняя успеваемость по предмету
2. повысился интерес к изучению биологии. В начале эксперимента было проведено анкетирование, где одним из вопросов было выбрать 5 самых любимых предметов в школе и расставить их в порядке начиная от более до менее любимого. Только у шестерых биология вошла в список любимых предметов (у трех сильных учеников и двух средних). В конце педпрактики было проведено подобное анкетирования, в ходе которого выяснилось, что биология стал одним из любимых уже у десятерых, в том числе и у слабого ученика.
Несмотря на достигнутые результаты, нам пришлось столкнулся и с некоторыми трудностями, особенно с трудностями при выставлении оценок, когда одни учащиеся, выполняя более сложные задания, получали такие же оценки, как те ученики, которые работали с более простыми упражнениями. В подобных случаях мы пытались объяснить, что оценки могут ставиться не только за сложность задания, но и за прогресс, который сделал тот или иной ученик. Также очень часто мы привлекали самих учащихся к выставлению оценок, тем самым, исключая кажущийся учащимся субъективизм со стороны учителя. Кроме того, конечно, работа по индивидуализации и дифференциации требует огромных временных затрат. Всегда учитывать настроение, возможности, интересы, уровень знаний каждого учащегося очень сложно, но, как показала практика, возможно.