Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики


Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики
Гудова Г.Н. e-mail: GNGud@yandex.ruМКОУ Калачеевская СОШ №1
За последние годы стало повседневной нормой использование на уроках современных информационных технологий. На своих уроках учителя используют презентации и демонстрируют видеоролики, проводят тестирование, выполняют с учащимися виртуальные лабораторные работы, организуют поиск информации в сети Интернет. Все это помогает решить проблему наглядности, оптимизирует урок, позволяет учащимся адаптироваться в информационном мире. Но зачастую, такие виды работы требуют непосредственного присутствия и активного участия учителя в образовательном процессе. Однако одной из задач нового Федерального стандарта является формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых, я считаю, является умение самостоятельно учиться. Кроме того, нередки случаи, когда по различным причинам ребенок не посещает школу. Например,  в случае отмены занятий в зимнее время при низких температурах, объявления карантина при вспышке инфекционных заболеваний, в случае длительной болезни ребенка или других уважительных причин отсутствия в школе. Здесь необходима организация дистанционного обучения. Так же дистанционные формы работы помогут в работе с одаренными детьми, при организации консультаций для подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Раздумья над этими вопросами навели меня на мысль о необходимости создания такого дидактического инструмента, который при работе с новой структурной единицей знаний сочетал бы в себе:
источник информации (теории),
наглядно-голосовое объяснение решения ключевых задач,
тренажер с возможностью самопроверки, возврата к теории и/ или разбору ошибок,
контрольный тест, за который выставляется оценка.
Таким образом, пришла мысль о создании интерактивного тренажера.
Сразу хочу сделать несколько оговорок: во-первых, тренажер делается на базе программы для создания презентаций Power Point и особых сложных навыков не требует, во-вторых, однажды качественно сделанный тренажер может быть основой для создания множества подобных по другим темам, в-третьих, идея универсальна, ее можно использовать для многих учебных предметов.
Итак, на уроке или дома ребенок получает презентацию-тренажер по изучаемой теме. Что она содержит и как с этим работать:
Слайд
или группа
слайдов Характеристика слайда и формы работы с ним Технические особенности
1 Представлена теория по изучаемой теме и/или указание общедоступного ресурса, где можно изучить эту теорию (например, школьный учебник, ссылки на Интернет-ресурсы, где с точки зрения учителя наиболее полно и грамотно разобран материал).
Обучающимся необходимо разобрать теорию. 2 Вопросы по теории, уточняющие уровень усвоения материала.
Обучающимся необходимо дать ответы на представленные вопросы и оценить свой уровень усвоения материала по всплывающим правильным ответам.
Если ошибок много, следует теорию проработать еще раз. Имеются триггеры, открывающие правильный ответ.
3 Видеоурок с разбором типовой задачи.
Обучающиеся могут работать с видеосюжетом до тех пор, пока не будет усвоен алгоритм решения задачи. Наиболее продвинутые ученики могут попытаться решить задачу самостоятельно, а только потом посмотреть ролик.
Встроен в презентацию, сделан в программе Киностудия Windows Live, в ролике использованы скриншоты текста Word вставленного и обработанного в Paint, озвучка сделана учителем в программе Киностудия Windows Live.
4 Подборка задач разобранного типа
Обучающимся необходимо решить задачи и проверить себя по имеющимся ответам. Если имеются ошибки – вернуться к теории, видео уроку, получить консультацию у учителя. Ответы на задачи скрыты на этом слайде, но открываются с помощью триггеров.
На странице имеются гиперссылки на теорию и видео урок.
Слайды типа 3-4 могут повторяться 2-3 раза
5 Тест с последующей оценкой
Обучающимся необходимо выполнить тест после завершения работы с тренажером. Гиперссылка на тест. Тест входит в комплект материалов и сделан с помощью программы MyTestXPro, ее можно взять на сайте
http://mytest.klyaksa.net/
Не обязательно в каждой презентации использовать все пункты. Набор структурных элементов будет зависеть от конкретных целей и задач урока.
Использование подобного инструмента способствует повышению эффективности учебной деятельности учащихся, а сам инструмент отвечает основным принципам дистанционных образовательных технологий:
принципу интерактивности, организующему продуктивный диалог учащегося с цифровыми образовательными ресурсами,
принципу адаптивности, позволяющему легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков,
принципу гибкости, дающему возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время,
принципу оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Еще один важный плюс таких форм работы – развитие навыков рефлексии и оценки реального уровня своих достижений обучающимися.
Конечно, разработка таких тренажеров требует от учителя достаточных усилий, времени. И велик соблазн найти на просторах Интернета что-то готовое. Но зачастую получается так, что найденный материал не совсем отвечает задумке, уровню подготовки учащихся данного класса, стилю объяснения учителя, и проще сделать собственный продукт, чем адаптировать к своим целям что-то готовое.
Если представленный в этой статье материал вызвал интерес, то на моей странице сайта nsportal.ru можно найти разработки тренажеров по темам «Атом и атомное ядро», «Закон сохранения импульса». Адрес страницы: http://nsportal.ru/gudova-galina-nikolaevna