ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Постановка проблемы. В современных условиях активного развития информационного пространства Российское образование вступило в стадию качественной модернизации. Передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает необходимые знания, проникается духом современного информационного общества, должна стать общеобразовательная школа.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является насущной и объективной потребностью, позволяющей существенным образом повысить эффективность передачи знаний и повысить качество обучения. Это позволит человеку более успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Цель статьи – представить некоторые элементы, влияющие на формирование компетенций школьника в ходе изучения физики.
Мы рассматриваем обучение как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В этой связи задача учителя — обеспечить на уроке такую деятельность, которая способствует реализации современных интерактивных технологий. В ходе решения этой задачи ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности. Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель обязан самостоятельно продумать новые формы работы с каждым учеником в классе. Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении. Для реализации интерактивного обучения на уроках физики можно применить следующие интерактивные технологии:
технология коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности;
игровое обучение;
эвристические технологии;
технология развития критического мышления;
∙ технология проектного обучения;
∙ технологии мультимедиа.
Основными формами, методами, средствами реализации технологий интерактивного обучения выступают:
1). Интерактивный урок;
2). Обучение методом игры;
3) . Обучение методом дискуссий;
4). Групповое обучение;
5). Метод проектов;
6) . Применение интерактивной доски.
Итак, мы сделаем попытку продемонстрировать элементы интерактивности в виде мультимедиа средств из мультипликационного фильма. Вначале урока учитель ставит проблему: показывает фрагмент мультипликационного фильма «инверсия магнитного поля»
-31813515049500
Фрагменты из мультфильма
Просмотрев фрагменты мультфильма, проанализировав содержание, ученикам формулируется задача
1. Самостоятельно узнать, что такое инверсия магнитного поля земли.
2. Как магнитные бури влияют на организм человека.
Эта информация помогает учащемуся самостоятельно начать изучать магнитное поле. Кроме того, ученикам предлагаем определить межпредметные связи: география и биология. На этой основе каждый ученик готовит сообщение о влиянии магнитных бурь на живые организмы и организм человека. В ходе самостоятельной работы ученики выполняют практическую часть, в ходе которой на основе прогноза погоды пытаются установить календарь магнитных бурь. Так, ниже приведены результаты одной группы по установлению ориентировочного календаря. Этой группе поручено провести анализ в течение 4 месяцев.
Таблица 1.
Ориентировочный календарь магнитных бурь
ГОД МЕСЯЦ ЧИСЛО
2013 НОЯБРЬ 23
2013 ДЕКАБРЬ 17
2014 ЯНВАРЬ 16
2014 ФЕВРАЛЬ 26
В эти дни одноклассники, состоящие в экспериментальной группе измерели свое давление (3+1+3).
Таблица 2.
Возрастные соотношения массы и роста тела у подростков.
ВОЗРАСТ МАССА, кг РОСТ, см
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
13 39-53 43-54 149-165 151-167
14 45-57 46-56 155-170 154-167
В таблице 3 представлены некоторые характеристики учеников, принявших участие в эксперименте.
Таблица 3.
Характеристика ребят
ИМЯ ВОЗРАСТ РОСТ, см МАССА, кг ЗАБОЛЕВАНИЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
ТИМУР 13 148 36 - Удов.
АРТЕМ 13 160 55 ВСД В эти дни - боль в голове
РЕГИНА 14 163 46 Сколиоз Удов.
МАКСИМ 13 163 49 Врожденные порок сердца Не удов.
ЭМИЛЬ 14 165 52 - Удов.
ДЕНИС 14 170 63 - Удов.
ВЫВОДЫ
1. Совместно с учащимися мы сделалли вывод, что все одноклассники ведут активный образ жизни. Не имеют вредных привычек. Во время магнитных бурь состояние удовдетворительное у тех ребят, у которых нет заболевания, связанные с заболеванием сосудов.
2. Чувствительность к магнитным бурям определяется адаптационными возможностями индивидуума. Если организм хорошо приспособлен к изменяющимся условиям окружающей среды, это означает, что период магнитных возмущений может пройти совершенно безболезненно.
3. Кислородное голодание (гипоксия) клеток головного мозга – причинный фактор развития острого нарушения мозгового кровообращения при магнитных бурях.
4. На уроках физики рекомендуем реализовать инновационные образовательные технологии, а на практике использовать новые компьютерные программы.
5. Сравнение традиционного и интерактивного подходов к обучению позволило создать модель коммуникации (при традиционном обучении – односторонняя модель, при интерактивном обучении - многосторонняя).
Список использованной литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова, учебное пособие - М.: 1994.
2. Педагогика / Учебное пособие, под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: РПА, 1996.
3. Педагогика / Учебное пособие, под ред. И. П. Подласого. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
// Г. К. Селевко
5. Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании.http://www.humanities.edu.ru/db/msg/803066. Гомулина Н. Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», // Н. Н. Гомулина чл.-корр. АИО, г. Москва.
7. citniki@yandex. 8. berezovka_sch@mail.ru