Организация проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Организация проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Л. Г. Гукасова
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения лицея №6 г Ессентуки
С ведением ФГОС меняется и парадигма образования., вместо понятий «изучение», «усвоение знаний» мы переходим к таким понятиям как «познание», «исследование», «создание», «разработка». Именно учитель может влиять на развитие личности каждого своего воспитанника, создавая ему благоприятную среду.
Учить детей мыслить вслух с самого первого дня обучения – один из принципов работы учителя начальных классов. Отсюда начинается развитие не только речи, но и мысли, чувства ответственности перед товарищами и самим собой за свои слова и действия, самоанализа, самооценки и саморегуляции учебно-познавательной деятельности. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до осмысления понятий, устойчивых навыков – вот моя цель
Важно на начальном этапе обучения соблюдать взаимосвязь природных задатков, социума, в котором развивается и воспитывается ребёнок и создать оптимальных условий для развития его таланта.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Реализуя проектную деятельность в начальной школе, учителя используют активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, учителя начальных классов должны акцентировать внимание на следующих идеях:
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
Проектная деятельность - неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
При определении основных этапов проектной деятельности учителя начальных классов часто используют технологию А.В.Горячева:
выбор темы;
сбор ( систематизация, хранение) сведений по теме проекта;
выбор проектов:
реализация проектов;
презентация ( защита проекта)
Проекты в начальной школе могут быть :
учебные
исследовательские;
социальные
Включая ребенка в проектно-исследовательскую деятельность, желательно применять интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования.
Организация исследовательской деятельности учащихся осуществляется через учебно – воспитательный процесс:
1. Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:
технология развивающего обучения,
технология использования схемных и знаковых моделей,
гуманно-личностная технология образования,
технология опережающего обучения;
проектная деятельность;
ИКТ
2. Проведение разнообразных видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
урок — исследование,
урок — путешествие,
урок — защита исследовательских проектов.
3. Проведение учебного эксперимента.
4. Выполнение учащимися длительного домашнего задания исследовательского характера.
При выборе формы работы учитываются возрастные особенности детей, их интересы и склонности. Одним из самых сложных этапов учебно – исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, часто представляется самым трудным, и начинать его необходимо именно на первой ступени обучения.
Формируемые компоненты исследовательской культуры школьника
1–2_й классы:
включение в урок заданий, направленных на составление последовательности действий;
решение задач по комбинаторике, логических задач с понятиями «истина», «ложь»;
проведение работы по выявлению причинно-следственных связей;
обучение приемам наблюдения и описания;
знакомство с терминологией, некоторыми понятиями о методах исследования;
формирование опыта работы со словарями и другими источниками информации;
осуществление коллективных исследований по определенному плану.
3_й класс:
осуществление долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений:
ведение поиска информации, выделение главного;
постановка опытов, проведение наблюдений, защита сообщений, докладов.
4_й класс:
формирование читательской компетентности;
формирование желания и основы умения учиться: умение видеть границу между известным и неизвестным;
соотношение результатов с образцом, нахождение ошибок и устранение их, выработка критериев для оценки творческой работы;
формирование приемов и навыков учебного сотрудничества.
Используются разнообразные виды проектов:
Мини-проекты
Краткосрочные проекты
Долгосрочные проекты
При выполнении проектов ученики пользуются сайтом "Учимся проектировать и исследовать", на котором помещаются дидактические пособия разного типа.
Для учащихся можно предложить алгоритм работы над проектом.
1.Выбор темы (учитель предлагает или « наталкиваю» сам). Однако дети сами иногда выбирают тему. Но работать им трудней. Они в итоге обращаются за помощью к взрослым.
2.Организация поисковой деятельности.
Вместе с учениками распределяются обязанности.
Первая группа учеников, хорошо владеющая ИКТ, используя средства Интернет, делает подборку иллюстративного материала
Вторая группа работает с энциклопедиями и справочниками , выбирает необходимый материал к темам.
Третья группа готовит дизайн будущих проектов.
Таким образом, всем нашлось дело в зоне его развития и возможности.
3.Далее учитель предлагает ( но не настаивает) содержание проекта.
Например. Проект «Времена года» .
Каждый ученик выбирает время года: «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».
Учитель предлагает содержание проекта
Краски данного времени года
Дары…
Удивительное ….
Пословицы и поговорки…..
Приметы…
Обрати внимание (Веди наблюдения)
Каждый ребёнок может внести что-то своё. На первых порах работая над проектами, ученики помогают друг другу, учатся друг у друга.
4.Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Необходимо: – помочь ученикам произвести самооценку проекта; – оценить процесс проектирования; – подготовить проект к презентации. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников: • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); • рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться
Опыт работы над проектами с детьми показывает, что проекты должны быть небольшими по объёму (8-12 слайдов), т.к. отнимают у ребят много времени и нервного напряжения. Дети сами стараются выполнить свой проект, а навык работы с презентациями, документами сформирован слабо. Однако защита проектов проходит всегда успешно.
Если в 1 классе в основном работаем сообща над одним – двумя проектами, то со 2 класса каждый ученик самостоятельно проходит этапы создания своего проекта. Не обязательно это проекты только с использованием ИКТ. С большим интересом создают ученики проекты по декоративно – прикладному искусству, используя древесину, ткань, бумагу.
Метод проекта часто ориентирован на результат, значимый для школьника. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учеником. Учитель уже не является единственным источником информации. Его роль направляющая, оказывающая помощь. Ученик же представляет свою работу своим товарищам, одноклассникам.
Литература:
1.Арефьев И.П. Школьная технология (Школьные технологии, 2008 г., №1)
2. КозинаЕ.В. «Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» ( «Управление начальной школой», 2012 г №1)
3.Чураковой Р.Г. «Современный урок в начальной школе» Под общей ред., 2011 г.
Сайты:
http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2030http://tynda2.ucoz.ru/publ/tekhnologija_proektnogo_obuchenija_kak_mekhanizm_realizacii_fgos/1-1-0-3