Конспект урока по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «И.Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!»


Конспект урока по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Тема: «И.Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!»
Автор: Гайфуллина Эльвера Шакертзяновна
учитель - дефектологГБС(К)ОУ ««Тлянче Тамакская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида» Тукаевского
муниципального района Республики Татарстан»
Цель.
1. Ознакомление с характерными признаками осени.
2. Учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода осени.
3. Коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся.
4. Формирование эстетического вкуса и воспитание любви к природе родного края.
Оборудование: - репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», А.И.Куинджи «Осень», И.Э.Грабаря «Рябинка»
- кружочки из цветного картона (белый, зеленый, красный, желтый),
- песня «Листопад» ( музыка Т.Потапенко, сл.Т.Волниной)
- краски, кисти, альбом для рисования;
- муляжи грибов. 
Ход урока 
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Рапорт дежурного.
- Я хочу узнать, хорошо ли вы знаете времена года. Мы с вами поиграем. У меня в руках кружочки. Как видите, они разного цвета. Каждый цвет обозначает время года:
белый цвет – зима;
зеленый – весна;
красный – лето;
желтый – осень.
Я прочитаю предложения, а вы подумайте, к какому времени года относится данное предложение и поднимайте соответствующие кружочки.
Итак, слушайте внимательно:
Летят с неба пушистые снежинки.
Красивы желтые листья, красива зеленая озимь на полях.
Каждый день появляется что-то новое, появляется зеленая трава, распускаются листья…
На улице стояла жара. Дети пошли купаться.
Речка покрылась толстым блестящим льдом.
Выкопали картошку. С грядок собрали морковь, свеклу, капусту.
Родился ландыш в майский день.
Вот и время подоспело – земляника покраснела…
- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием.
2. Введение в тему. 
Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать загадку.
Серые тучи по небу плывут
Клик журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен,
Бродит уныло за окнами… (осень).
Правильно. Мы поговорим с вами сегодня об осени.
Итак, за окнами осень. Осень в самом разгаре.
Послушаем песню «Листопад» ( музыка Т.Потапенко, сл.Т.Волниной)
- Понравилась, ребята, песня? (ответы учеников)
- О чём эта песня? (ответы учеников)
- Вам на дом было задано выучить стихотворение об осени. Послушаем, какие стихи вы выучили.
-Молодцы, ребята. Мы прослушали чудесные стихотворения. А давайте попробуем сами составить рассказ о красавице Осень. (ответы учеников)
- Итак, какой рассказ у нас получился?
Наступила осень. Начинает желтеть листва. У клёнов и осин листья начинают краснеть. Птицы собираются в стаи для отлёта на юг. Дни стали короче, ночи длиннее. В огородах убрали урожай. Опустели поля.
- Спасибо, ребята.
- Обычно осень – время увядания природы. Но многих художников, писателей и поэтов привлекала именно осень. Привлекала богатством красок. Рассмотрим картины великих художников.
Картина И.Левитана «Золотая осень». Слайд.1
Перед нами берёзовая рощица. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: жёлтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется вся картина написана разными тонами желтого цвета. Присмотревшись мы видим, что и трава на переднем плане ещё зелёная, только начала желтеть. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти.
Картина И.Э.Грабаря «Рябинка». Слайд.2
Перед нами на переднем плане рябинка, вся в гроздьях ягод. Её красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь неё мы видим лазурное небо, зелёное поле озимых всходов, лесок и кусты, а за ними в фиолетовой дымке дали. Ближе к нам на переднем плане, по бокам картины – берёзки развесили свои золотые косы, их вершин нам не видно. В картине всё очень тихо, спокойно. Но основное внимание художник уделили нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались её осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Художник: Куинджи Архип Иванович. Картина «Осень». Слайд.3
Картина притягивает к себе своим тихим очарованием. Лесной пейзаж с деревьями и едва заметной тропинкой кажется немного сумрачным, что передаёт ощущение неумолимого...
Ребята, какие цвета чаще встречаются в картинах?
- Желтый, коричневый, оранжевый, зелёный, красный.
- Сейчас, представим, что вы художники. Чтобы вы нарисовали на тему осень? Какие бы цвета вы использовали?
Ответы учеников.
- Теперь берём альбомы, краски и кисточки и рисуем Осень.
Самостоятельная работа учеников.
- Молодцы, ребята. Сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажемКрылья сложили назад.
III. Чтобы больше узнать о природе родного края, надо уметь наблюдать за ней, любить свою Родину и бережно относиться к природе. Увидеть красоту природы нам помогают не только художники, но и поэты и писатели.
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Игоря Мазнина «Посмотри, как день прекрасен!»
Показ фотографии писателя. Слайд.3

Ознакомление с биографией писателя.
Игорь Александрович Мазнин (1938-2007) - русский поэт и переводчик.
Родился 6 июня 1938 г. в Москве. Окончил Московский городской пединститут в 1962 г. Переводил стихи с языки народов России и ближнего Зарубежья.Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу.
Игорь Александрович выпустил не один десяток стихотворных сборников для детей: «Откуда приходят сны?», «Расскажите, облака», «Тёплая тропинка», «Будем дружить!» и другие.
- Послушайте стихотворение (читает учитель).
- Понравилось стихотворение?
- Перед тем как вы прочитаете стихотворение, объясним значения слов. Слайд.4
Небосклон - открытое со всех сторон небо в виде свода, купола.
Пылает - становится красным, горячим.
Багряный - ярко-красный.
Рубины - драгоценный камень красного цвета,
Рдеют - краснеть, отливать красным цветом.
Алые - ярко-красный.
Пурпурный - ярко-красный с фиолетовым оттенком.
При чтении этих слов обратите внимание на какой слог падает ударение.
Чтение стихотворения по цепочке.
Ответы учеников на вопросы:
Как вы понимаете выражение «клён пылает без огня»?
С чем сравнивает автор кленовый лист, ягоды рябины?
Какие птицы описаны в тексте?
Какие грибы описаны в стихотворении?
Ребята, я собрала в лукошко грибы и принесла вам показать. А чтобы узнать какие грибы я собрала, отгадайте мои загадки:
Этот гриб большой и крепкий,
Настоящий богатырь. (белый гриб)
Под берёзой старичок
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкойА сапожки с глинкой. (подберёзовик)
И лесная модница
За нарядом гонится
То с бордовым, то с лиловым
Или алым покрывалом
Утром появится-
Хочет всем понравиться. (сыроежка)
Рыжие ушки
С лисьей макушки.
В траве лежат
Для малых ребят. (лисички).
Мальчик с пальчик, шапка красненькая. (подосиновик).
Шапка красная
Пуговки белые.
Работа напрасная
Осталось всё целое,
Никто не берёт. Кто он? (мухомор).
- Сколько много грибов у меня в лукошке и все грибы – съедобные. Правильно я говорю?
- Нет. Мухомор – несъедобный гриб.
- Правильно, но не трогайте и не топчите – это вам мухомор не нужен, а кому-то очень даже пригодится. Никогда незнакомые грибы нельзя трогать руками. От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь.
IV.Итог. - А теперь я хочу проверить, как вы внимательно читали стихотворение И.Мазнина «Посмотри, как день прекрасен». Посмотрите на картинки с изображением времен года и покажите о каком времени года мы с вами говорили. Слайд. 5
- Покажите на рисунке какая из этих птиц упомянута в стихотворении? Слайд 6.
-Какое дерево ждало в гости снегирей? Слайд 7
- Молодцы, ребята, вы славно потрудились сегодня на уроке. Спасибо всем за урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание стр. 29, выразительно прочитать.