ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО СПОРТИВНОМУ ЕДИНОБОРСТВУ ВИДУ СПОРТА: БОКС

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Находкинского городского округа
«Детско - юношеская спортивная школа Водник» г. Находка



ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА

на тренерско- педагогическом совете
приказом МБУ ДО

(протокол №_____ от ___________)
ДЮСШ «Водник» г.Находка


от ___________ №_____






Директор ________ Биш М.В.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ПО СПОРТИВНОМУ ЕДИНОБОРСТВУ
ВИДУ СПОРТА:

БОКС





Разработчики Программы:

Лашкова А.А.- зам. директора по УСР
Устюжанин Г.В.- тренер - преподаватель

Срок реализации Программы – 8 лет





г. Находка
2015г.


Разработчики Программы:
Лашкова А.А.- зам. директора по УСР МБУ ДО ДЮСШ «Водник» г. Находка
Титов О.И.- тренер- преподаватель по прыжкам на батуте МБУ ДО ДЮСШ «Водник» г. Находка

Рецензенты:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________








Программа предназначена для организации учебно-тренировочного процесса по боксу и двойном мини-трампе в муниципальном учреждении дополнительного образования «Детско - юношеская спортивная школа Водник» г. Находка

























СОДЕРЖАНИЕ

1
Пояснительная записка
5

1.1.
Характеристика вида спорта
7

1.2.
Специфические принципы сложно-координационной спортивной деятельности
10

1.3.
Система многолетней подготовки
13

1.4.
Условия комплектования учебных групп
15

2.
Учебный план
16

2.1.
Примерный учебный план по боксу и двойном мини-трампе
16

2.1.1.
Теоретическая подготовка
19

2.1.2.
Физическая подготовка
25

2.1.3.
Хореографическая подготовка
30

2.1.4.
Техническая подготовка
33

2.1.5.
Медико-биологический контроль и восстановительные мероприятия
42

2.1.6.
Методические рекомендации по воспитанию личности учащихся
45

2.1.7.
Методические рекомендации по психологической подготовке учащихся
47

2.1.8.
Инструкторская и судейская практика
48

2.2.
Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам подготовки по виду спорта бокс
49

2.3.
Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта бокс
50

3.
Методическая часть
51

3.1.
Организация учебно-воспитательной работы
51

3.2.
Планирование работы и учебная документация
52

3.3.
Методические указания по организации и построению тренировочного процесса
54

3.4.
Требования к технике безопасности в процессе реализации Программы
57

3.4.1.
Общие требования безопасности
57

3.4.2.
Требования безопасности перед началом занятий
58

3.4.3.
Требования безопасности во время занятий
58

3.4.4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
58

3.4.5.
Требования безопасности по окончании занятий
59

3.5.
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
59

4.
Система контроля и зачетные требования для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся
60

4.1.
Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации
60

4.2.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
61

4.3.
Контрольно-переводные нормативы для перехода в группы на этапе начальной подготовки
61

4.3.1.
Контрольные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке
61

4.3.2.
Техническая подготовка
62

4.3.3.
Спортивный разряд на конец учебного года
63

4.4.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
63

4.5.
Контрольно-переводные нормативы для перехода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
63

4.5.1.
Контрольные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке
63

4.5.2.
Техническая подготовка
64

4.5.3.
Спортивный разряд на конец учебного года
65

4.6.
Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода на программу спортивной подготовки
65

4.7.
Нормативы и требования для зачисления на Программу спортивной подготовки
65

4.7.1.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
66

4.7.2.
Требования к технической подготовленности
68

4.7.3.
Спортивный разряд
68

5.
Перечень информационного обеспечения Программы
70






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа по боксу (далее – Программа) соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта по группе видов спорта «спортивные единоборства» и к срокам обучения по этим программам, учитывает требования федерального государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта бокс, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Программа составлена на основе нормативных документов Министерства спорта Российской Федерации, с учетом передового опыта работы тренеров с юными спортсменами, результатами научных исследований и современных тенденций развития бокса. А именно:
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Бокс», утверждён приказом Министерства спорта РФ от от 20 марта 2013 г. N 123
Федеральный закон РФ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Приказ Министерства спорта РФ от 12.09.2013 № 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Всероссийский реестр видов спорта.
Программа развития бокса в Российской Федерации.
Единая всероссийская спортивная классификация.
СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Правила соревнований по виду спорта бокс от «04 »апреля 2014 г. № 206
Основными задачами реализации Программы являются:
формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте;
формирование высокого уровня технической и специальной физической подготовленности учащихся на каждом этапе подготовки;
подготовка спортсменов высокой квалификации.

Программа является основным документом при организации и проведении занятий по боксу в МБУ ДО ДЮСШ «Водник» г. Находка (далее – Учреждение) и содержит следующие предметные области: теория и методика физической культуры и спорта, физическая подготовка, избранный вид спорта, другие виды спорта и подвижные игры. В Программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию тренировочной работы на различных этапах подготовки, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
Программа охватывает комплекс основных параметров подготовки спортсменов в процессе многолетней тренировки - от новичков до мастеров спорта России. Предусматривается последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства учащихся, преемственность в решении задач обучения базовым упражнениям и укрепления здоровья юных спортсменов, гармоничного воспитания личности, интереса к занятиям спортом и профилактики основных социальных недугов, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов и подготовки к активной трудовой деятельности.
В программе раскрываются основные аспекты содержания учебно-тренировочной и воспитательной работы, приводятся примерные планы распределения учебного материала по группам и этапам подготовки, базовый учебный материал, контрольные нормативы для зачисления в группы на этапе начальной подготовки и в группы на тренировочном этапе, контрольные нормативы и требования для проведения промежуточной и итоговой аттестации, контрольные нормативы и требования для перевода учащихся на программу спортивной подготовки.
Учебный материал для практических и теоретических занятий, а также нормативные требования для проведения промежуточной аттестации составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.
Для групп этапа начальной подготовки программный материал специальной физической подготовки (СФП) представлен в форме отдельных блоков, сгруппированных по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств.
В группах тренировочного этапа программный материал практических занятий носит характер последовательного описательного перечня основных средств подготовки с учетом повышения КЭТ (коэффициента трудности) произвольного упражнения.
Учебный материал теоретического раздела распределен по учебным группам, начиная с 1-го года обучения.
В программу включены новые разделы: тактическая подготовка и психологическая подготовка, восстановительные мероприятия и медико-биологический контроль.
Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка. На основании нормативной части программы в учреждении разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных учащихся с учетом имеющихся условий.

1.1. Характеристика вида спорта бокс, отличительные особенности
Бокс - один из древнейших видов спорта. В настоящее время самый популярный в мире вид единоборства. Развивается в двух направлениях: как любительский и как профессиональный бокс. Различия между ними заключаются в правилах проведения соревнований, формуле боев, экипировке спортсменов и т.д. Бокс включен в олимпийскую программу. В конце 20 - начале 21 вв. широкое распространение получил также женский бокс.
Боксерские поединки проходят на ринге - специальной площадке-помосте. Общие размеры площадки 8х8 м. Та ее часть, где непосредственно проводится бой, ограничена по периметру тремя-четырьмя канатами (они крепятся на специальных стойках) и представляет собой квадрат, длина стороны которого варьируется от 4,9 до 6,1 м. Деревянный помост крепится на жестких металлических опорах. Минимальная его высота - 91 см, максимальная - 122 см. Помост застилается плотным прессованным войлоком или другим похожим материалом толщиной от 1,3 до 1,9 см, поверх которого натягивают специальный брезент. Самый нижний канат крепится на высоте 40-40,6 см, а самый верхний - 130-132,1 см.
Специфика боксерских поединков требует от спортсменов хорошей физической подготовки: прежде всего, силы и колоссальной выносливости. Огромное значение имеет постановка дыхания, а также специфические навыки: реакция, умение «взорваться», способность держать удар.
Регулярные занятия боксом развивают силу, выносливость, реакцию, координацию движений. Занятия боксом в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие навыков здорового образа жизни, необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков.
Настоящего боксера отличает не только хорошая физическая подготовка и техника. В первую очередь, это - думающий спортсмен, способный «читать» и предвидеть действия противника. Не случайно поединок мастеров ринга иногда сравнивают с шахматной партией.


В настоящее время бокс достиг высокой степени своего развития, что предъявляет жесткие требования к наличию определенных способностей у спортсменов, особенно на этапах высшего спортивного мастерства. Достижение такого уровня мастерства возможно при наличии,
во-первых, определенных способностей у учащихся к данному виду спортивной деятельности,
во-вторых, современной системы подготовки спортсменов,
в-третьих, соответствующих условий тренировки и наличия современной материально-технической базы.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Данные навыки развивает бокс.
Бокс относится к ситуационным видам спорта. Для бокса характерны переменная мощность работы; изменчивость ситуации, сочетаемая с дефицитом 6 времени. Ситуационные упражнения характеризуются ациклической или смешанной структурой движений, преобладанием динамической скоростно-силовой работы, высокой эмоциональностью. Весь матч в боксе разбит на небольшие отрезки – трехминутные раунды. Для того, чтобы победить в этих условиях, нужно думать и действовать быстрее своего соперника. Кратковременные атаки, выполненные с максимальной скоростью и силой, составляют основу боксерского поединка. Физические двигательные качества характеризуют физическое развитие боксера и его способность к боевой деятельности. Показатели развития двигательных качеств определяют темпы освоения и эффективность применения техники бокса.
К основным двигательным качествам относят силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость и равновесие. Большое значение имеет и способность к произвольному мышечному расслаблению. Для боксера характерна динамическая сила, развиваемая при выполнении двигательных действий: ударов, защит, передвижений. По характеру усилий динамическая сила подразделяется на взрывную силу, быструю силу, медленную силу. В отношении ЦНС предъявляются высокие требования к «творческой» функции мозга из-за отсутствия стандартных программ двигательной деятельности. Особое значение имеют процессы восприятия и переработки информации в крайне ограниченные интервалы времени, что требует повышенного уровня пропускной способности мозга. В зависимости от изменений условий выполнения каких-либо ситуаций в поединке требуется высокая возбудимость и лабильность нервных центров, силы и подвижности нервных процессов. Велика роль сенсорных систем: зрительной и слуховой. Имеет значение как центральное зрение, так и периферическое, спортсмену необходимы хорошая острота и глубина зрения, идеальный мышечный баланс глаз, поле зрения. Требуется высокая вестибулярная устойчивость. Движения в боксе в зависимости от морфологических, физиологических и психологических особенностей боксера имеют свои пространственные, временные, скоростные и динамические характеристики. Поэтому их вариативность не имеет предела.
Вместе с общими физическими качествами бокс развивает множество психических качеств, таких, как упорство, хладнокровие, смелость и решительность. При отборе детей для занятий боксом первостепенное внимание уделяется диагностике скоростно-силовых качеств и гибкости, умению управлять силовыми, пространственными и временными параметрами движений, ориентироваться в сложной обстановке, а также психологическим качествам – смелости, решительности, настойчивости. При отборе подростков для занятий спортом необходимо еще оценить скорость приема и переработки информации, интенсивность и распределение внимания, глубинное зрение.
Необходимо предусмотреть также тщательную оценку сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма подростков. Тренировки по боксу включают в себя не только и не столько изучение приёмов и применение их на практике, но и большой блок психологической подготовки: развитие выдержки, терпения и корректности по отношению к другим людям. Занятия боксом имеют значительный потенциал для развития координационных способностей, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта, овладения техникой, формирования культуры движений, комплексного развития физических качеств.
В последнее время возрос интерес детей и подростков к различным видам единоборств. Бокс является популярным видом спорта среди мальчиков и юношей, их активность и подвижность требует выхода, и занятия в спортивной школе предоставляет возможность выхода нерастраченной энергии в безопасной форме.
Бокс для российского населения является более традиционным, философские основы которого близки народам населяющим территорию России.

1.2. Специфические принципы сложно-координационной спортивной деятельности
Специфика организации тренировочного процесса Подготовку спортсмена в боксе необходимо рассматривать как целостную систему. В ней следует выделить несколько основных компонентов: - систему спортивных соревнований; - систему тренировочных мероприятий; -систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоятельное значение. Система спортивных соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований, включенных в единую систему подготовки боксера. Участие в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психологической подготовленности.
Оптимальное сочетание соревновательной подготовки с другими компонентами системы подготовки может обеспечить достижение спортивных результатов. Центральным компонентом подготовки боксера является система спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять:
физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку.
Комплексным результатом спортивной тренировки является достижение боксером состояния тренированности, которое выражается в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психологическими свойствами. Решение задач подготовки спортсмена требует направленного использования факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. В качестве таких факторов можно выделить: питание и фармакологические средства, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические факторы.
Программа разработана на основе следующих принципов:
- принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
- принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства с тем, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
- принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Структура системы многолетней подготовки

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам и периодам подготовки:
- этап начальной подготовки – до 3 лет; - тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;
- тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет.
Срок обучения по Программе – 8 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по Программе – 10 лет.
Этап начальной подготовки (НП).
На этап начальной подготовки зачисляются дети, желающие заниматься боксом, не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта, по результатам индивидуального отбора, который заключается в выявлении у поступающих физических (двигательных) способностей, необходимых для освоения Программы.
Основные задачи этапа:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта бокс;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья обучающихся;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта бокс.
Тренировочный этап (ТЭ).
Этот этап состоит из двух периодов:
- базовой подготовки (2 года обучения);
- спортивной специализации (3 года обучения).
На тренировочный этап зачисляются здоровые и практически здоровые обучающиеся по результатам промежуточной аттестации, прошедшие не менее одного года обучения на этапе начальной подготовки. Основные задачи этапа:
- общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка;
- стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях;
- формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов.

1.4. Условия комплектования учебных групп
НОРМАТИВЫ
наполняемости групп и объем учебно – тренировочной нагрузки
на каждом этапе спортивной подготовки в академических часах [1]

Этап спортивной подготовки
Период
Максимальное количество обучающихся в одной группе
Минимальное количество обучающихся в одной группе
Максимальный объем тренировочных занятий в группе, часов в неделю

Спортивно - оздоровительный
Весь период
30
15
6

Начальной подготовки
До одного года
25
14
6


Свыше года
20
12
8

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Начальной специализации
14
10
12


Углубленной специализации
12
8
18

[1]УТВЕРЖДЕНЫ постановлением администрации Находкинского городского округа от «01» сентября 2014г.№ 1631

Примечание:
1. Администрация имеет право сокращать наполняемость групп начальной подготовки до 10-12 человек, учебно-тренировочные группы – до 4-6 человек, но не более чем в 30% общего количества групп, в зависимости от качества работы тренера.
2. Кроме основного тренера-преподавателя могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спорта (тренеры по хореографии, акробатике, ОФП, концертмейстер и др.) при условии одновременной работы с учащимися.
3. Недельный режим учебно–тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида, периода и задач подготовки. Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
4. При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница уровня их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав на тренировочном этапе – 16 человек (для занимающихся свыше 2 лет) и 20 человек (для занимающихся до 2 лет) с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
учебно-тренировочных занятий
Учебный план составлен в академических часах. В таблице указано соотношение объемов тренировочного процесса по разделам спортивной подготовки.

№ п/п
Разделы подготовки
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия (в академических часах)



2
3
3
3
3
3
3



Этапы подготовки



Начальной подготовки
Учебно-тренировочной
подготовки



1-й
2-й
1-й
2-й
3-й
4 – й
5-й



количество часов в неделю



6
9
12
12
18
18
18

1.
Теоретическая подготовка
12
12
24
24
24
24
24

2.
Общая физическая подготовка
176
230
244
244
266
266
266

3.
Специальная физическая подготовка
60
94
124
124
262
262
262

4.
Тактико-техническая подготовка
60
128
184
184
300
300
300

5.
Участие в соревнованиях по календарному плану


20
20
32
32
32

6.
Медицинское обследование




4
4
4

7.
Восстановительные мероприятия


14
14
20
20
20

8.
Инструкторская и судейская практика


10
10
18
18
18

9.
Контрольно- переводные нормативы
4
4
4
4
10
10
10

Всего часов за 46 недели:
276
368
552
828
828
828
828


2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
по виду спорта бокс

Этапы подготовки
Год обучения
Миним.
возраст
учащихся
Наполняемость в
группах
Максим.
количество учебных часов в неделю
Количество учебных часов в год
Минимальные требования к спортивной подготовке на конец учебного года

Начальной подготовки



1
10
12-20
6
312
Овладение основами техники спортивной тренировки
Нормативы по ОФП




2
10-11
12-18
8
468



3
11-12
12-16
8
468


Тренировочный этап



1
12
10-14




12
624
ОФП, СФП 3 юн. разряд


2
12-13
8-14
12
624
ОФП, СФП 3-2юн. разряд


3
13-14
8-12
14
936
ОФП, СФП, 2 юн. разряд


4
14-15
6-12
16
936
ОФП, СФП, 1юн. разряд


5
15-16
6-12
18
936
ОФП, СФП, 1-2, КМС


2.2. Нормативы объема тренировочной нагрузки

Этапные нормативы
Этап начальной подготовки
Тренировочный этап

 
1год
2год
3 год
Начальная специализация
Углубленная специализация





1год
2год
3год
4 год
5 год

Количество часов в неделю
6
9
9
12
12
18
18
18

Количество занятий в неделю
3
3
3-4
4
4-5
4-5
5-6
5-6

Общее количество часов в год
312
468
468
624
624
936
936
936


Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических часов, в тренировочных группах не более 3-х академических часов.
В каникулярное время, во время тренировочных сборов, количество тренировок в день возможно увеличивать, но не более чем указанное в таблице максимальное количество занятий в неделю.

2.3. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта бокс

Разделы
подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки


Этап начальной подготовки
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)


1 год
Свыше года
До двух лет
Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)
50-64
46-60
36-46
24-30

Специальная физическая подготовка (%)
18-23
18-23
20-26
24-30

Технико-тактическая подготовка (%)
18-23
22-28
24-30
32-42

Теоретическая и психологическая подготовка )%)
3-4
2-3
4-5
3-4

Восстановительные мероприятия (%)
-
-
1-2
1-2

Инструкторская и судейская практика (%)
-
-
1-2
1-2

Участие в соревнованиях (%)
-
-
3-4
4-5


2.4. Планируемые показатели соревновательной деятельности
по виду спорта бокс

Виды соревнований
Этапы и годы спортивной подготовки


Этап начальной подготовки
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Этап совершенствования спортивного мастерства


1 год
Свыше года
До двух лет
Свыше двух лет
3 года

Контрольные
-
-
4
5
6

Отборочные
-
-
1
2
2

Основные
-
-
1
1
2

Главные
-
-
-
1
1


III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Многолетнюю спортивную подготовку от новичка до мастера спорта целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов.
Спортивная тренировка детей и подростков, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.
1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижения в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).
2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным способностям растущего организма.
3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленности занимающихся и их физическим развитием.
4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.
5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.
6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

Этап начальной подготовки (НП)
Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации бокс и овладение основами техники.
Основные задачи:
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся;
- формирование устойчивого интереса к занятием спортом;
- освоение основ техники бокса;
- всестороннее развитие физических качеств;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий боксом.
Факторы, ограничивающие нагрузку:
– недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
– возрастные особенности физического развития;
– недостаточный общий объем двигательных умений.
Основные средства:
- подвижные игры и игровые упражнения;
- общеразвивающие упражнения;
- элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);
- всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
- метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);
- скоростно-силовые упражнения (отдельные в виде комплексов);
- гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
- введение в школу техники бокса;
- комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).
Основные методы выполнения упражнений:
- игровой;
- повторный;
- равномерный;
- круговой;
- контрольный;
- соревновательный.
Этап начальной подготовки (НП) является очень важным и ответственным, т.к. здесь закладывается основа для дальнейшего овладения спортивным мастерством в боксе. Здесь ни в коем случае нельзя физически перегружать детей. Основной упор надо сделать на подвижные игры, различные эстафеты, элементы акробатики. Постепенно познакомить и обучить всем необходимым боксерским специальным упражнениям. Из физических качеств необходимо сделать упор на развитие быстроты и ловкости, как самых важных в боксе.
Необходимо учесть, что боксом идут заниматься трудные подростки с определенной психикой (например: любители острых ощущений, часто обижаемые в классе и на улице). Поэтому тренер-преподаватель должен на этом этапе особенно внимательно подойти к каждому ребенку. На протяжении этого этапа, необходимо проводить соревновательную подготовку, но в легком игровом режиме, «возбуждая», но ни в коем случае не унижая самолюбие занимающихся. За этот период надо повысить уровень уверенности в себе у занимающихся, стремиться сохранить контингент (70-80 %).
На этапе начальных занятий боксом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.
Одной из задач занятий на этапе начальной подготовки является обучение основам техники бокса. При этом процесс обучения должен проходить консервативно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать 15-20 занятий (30-35 мин. в каждом). Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным боксерам овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

Участие в соревнованиях.
Особое преимущество отдается игровым соревновательным методам. Так как учащиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в процессе тренировок и тренировочных соревнований - «Открытых рингов». Подготовка боксеров на первом этапе предусматривает участие в 4-5 боях в год. Соревнования должны носить классификационный характер. Цель данных соревнований – определение степени усвоения техники бокса и волевая подготовка занимающихся.
Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, смелости, стойкости в поединке с противником, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним.

Тренировочный этап (Т)
Основная цель тренировки: углубленное овладение технико-тактическим арсеналом бокса.
Основные задачи:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступлений на официальных соревнованиях по боксу;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков.
Факторы, ограничивающие нагрузку:
1) функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;
2) диспропорции в развитии тела и сердечно – сосудистой системы;
3) неравномерность в росте и развитии силы.
Основные средства тренировки:
1) общеразвивающие упражнения;
2) комплексы специально подготовленных упражнений;
3) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
4) комплексы специальных упражнений из арсенала бокса;
5) упражнения со штангой (вес штанги 30-70 % от собственного веса);
6) подвижные и спортивные игры;
7) упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах);
8) изометрические упражнения.
Методы выполнения упражнений:
- повторный;
- переменный;
- повторно-переменный;
- круговой; игровой;
- контрольный;
- соревновательный.
Тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работы в избранном виде спорта. В этом случае средства тренировки имеют сходство по форме и характеру выполнения с основными упражнениями. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.
На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.
Обучение и совершенствование техники бокса. При планировании учебных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны. При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправлять.
 
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
3.2.1. Теоретическая подготовка
План занятий по теоретической подготовке для каждого этапа (по периодам обучения) представлен в таблице. Ниже предлагается содержание каждой темы занятия.
Учебный план по теоретической подготовке (час.)

п/п
Разделы
Этапы подготовки



НП
Тренировочный



1 г
2-3 г
1 г
2 г
3 г
4 г
5 г

1.
Вводное занятие.
1
1
 
 
 
 
 

2.
Физическая культура и спорт в РФ.
1
1
2
2
2
2
2

3.
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
1
1
2
2
2
2
2

4.
История развития бокса в России и за рубежом
1
1
2
2
2
2
2

5.
Антидопинговые правила
1
1
 1
 1
 1
 1
 1

6.
Техника безопасности при занятиях боксом
1
1
2
2
2
2
2

7.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека.
1
1
2
2
2
2
2

8.
Здоровый образ жизни. Режим дня, гигиена, закаливание и питание спортсменов
1
1
1
1
1
1
1

9.
Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсменов
 
 
3
3
3
3
3

10.
Основы техники и тактики бокса. Спортивная терминология
2
2
2
2
2
2
2

11.
Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена
1
1
2
2
2
2
2

12
Установка перед соревнованиями и разбор проведенных боев
 
 
3
3
3
3
3

13
Правила соревнований по боксу. Места занятий, оборудование, инвентарь
1
1
2
2
2
2
2


Всего
12
12
24
24
24
24
24

 
Тема 1. Вводное занятие
История спортивной школы, достижения и традиции. Бокс как вид спорта. Права и обязанности учащегося спортивной школы. Школьные традиции. Лучшие достижения учащихся отделения бокса. Традиции бокса в городе и области. Правила поведения в спортивной школе. Правила поведения на тренировочном занятии. Правила поведения в спортивном зале. Инструктаж по технике безопасности при занятии боксом.
Тема 2. Физическая культура и спорт в РФ
Понятие о физической культуре и спорте. Спорт как средство воспитания характера, укрепление здоровья человека. Спорт и его роль в обществе, развитие современного спорта. Спорт как средство воспитания характера, укрепление здоровья человека. Органы управления физкультурным движением, организация работы федерации бокса. Конкретные примеры улучшения показателей быстроты, силы, ловкости у юных боксеров, приступивших к тренировкам в прошлом году. Перспективы роста этих показателей у новичков через год занятий.
Тема 3. Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
Федеральный стандарт спортивной подготовки по боксу. ЕВСК по боксу, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий. Почетные звания и спортивные разряды. Федерация бокса России. Правила соревнований по боксу.
Тема 4. История развития бокса в России и за рубежом
История развития бокса и России и за рубежом. Выдающиеся боксеры прошлого и настоящего. Успехи российского бокса на международной арене, традиции бокса в городе и области. Участие советских и российских боксеров на Олимпийских играх и первенствах мира. Чемпионы и призеры первенств мира, Европы. Всероссийские соревнования по боксу.
Тема 5. Антидопинговые правила
Определения понятия «допинг», основные разновидностями допинга. Биологически активные добавки. Всемирный антидопинговый кодекс. Антидопинговый контроль в спорте Общероссийские допинговые правила. Ответственность спортсменов. Запрещенный список. Санкции за нарушение антидопинговых правил. Международные антидопинговые правила.
Тема 6. Техника безопасности при занятиях боксом
Причины, вызывающие травматизм при занятиях спортом и боксом.
Профилактика травматизма: требования к местам проведения занятий, инвентарю, одежде, обуви. Требования техники безопасности на тренировочном занятии. Меры обеспечения безопасности во время соревнований.
Тема 7. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека.
Общее представление о строении тела человека, его тканях, органах и физиологических системах.
Основные сведения об опорно-двигательной, пищеварительной, нервной, кровеносной, дыхательной, выделительной, эндокринной, иммунной системах. Возрастные изменения показатели развития (рост, вес, окружности головы, туловища). Влияние физических упражнений на организм. Понятия об утомлении и переутомлении. Субъективные и объективные признаки утомления. Восстановительные мероприятия в спорте. Активный отдых.
Тема 8. Здоровый образ жизни. Режим дня, гигиена, закаливание и питание спортсменов
Составляющие здорового образа жизни. Понятие о гигиене и санитарии при спортивных занятиях. Общие гигиенические требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Режим дня школьников, занимающихся спортом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Контроль за весом тела. Основы профилактики инфекционных заболеваний. Вредные привычки и их профилактика. Режим дня в период соревнований.
Тема 9. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсменов
Тренировка как непрерывный педагогический процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, воспитания физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей организма.
Периодизация тренировочного процесса боксеров. Структура и содержание: микроциклов, мезоциклов, макроциклов. Задачи и средства подготовки по периодам и этапам подготовки. Принципы спортивной тренировки. Средства и методы спортивной тренировки.
Виды подготовки боксеров: физическая (общая и специальная), технико-тактическая, психологическая. Взаимосвязь между физической и технико-тактической подготовкой боксеров. Воспитание волевых качеств спортсмена.
Тренированность. Функциональные изменения, обеспечивающие повышение работоспособности. Нагрузка и отдых как компоненты тренировочного процесса Характеристика двигательных умений и навыков, закономерности их формирования.
Основные волевые качества, их воспитание. Понятие о психологической подготовке спортсменов Содержание специальной психологической подготовки. Методические приемы, обеспечивающие психическую готовность к соревнованиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения перед боем.
Тема 10. Основы техники и тактики бокса. Спортивная терминология.
Основные спортивные термины, применяемые в процессе занятий боксом. Определение понятий. Роль спортивной техники в боксе. Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе спортивного мастерства. Основное содержание тактики и тактической подготовки.
Тема 11. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена
Основные понятия о врачебном контроле. Медицинский допуск к занятиям спортом, Медицинские осмотры: необходимость, периодичность. Временное ограничение спортивных нагрузок после перенесенных заболеваний. Профилактика травм и заболеваний. Физические упражнения как средство профилактики нарушения осанки. Основные способы контроля и самоконтроля за физической нагрузкой. Показатели самоконтроля: сон, аппетит, вес. Дневник самоконтроля Понятие об утомлении и переутомлении. Условия допуска к соревнованиям.
Тема 12. Установка перед соревнованиями и разбор проведенных боев
Виды и уровни соревнований. Сведения о противнике: тактике ведения поединка, его слабые и сильны стороны. Тактический план предстоящих соревнований.
Разбор проведенных поединков. Анализ поединков, положительные и отрицательные моменты в ходе соревнований. Причины успеха или неуспеха. Проявление морально-волевых качеств.
Тема 13. Правила соревнований по боксу. Места занятий, оборудование, инвентарь
Виды соревнований. Значение, задачи соревнований, порядок их организации. Положение о соревнованиях. Правила соревнований и их организация. Обязанности и права участников соревнований. Правила поведения на соревнованиях. Экипировка и спортивная форма боксера, правила ухода за ними.
Место для проведения занятий и соревнований по боксу. Оборудования и тренажеры. Уход за спортивным оборудованием и инвентарем.

3.2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1) ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, направлена на развитие всех физических качеств в их гармоничном сочетании. Задачами общей физической подготовки являются:
1.Всестороннее развитие организма учащегося, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
2.Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов).
3 Улучшение морально-волевой подготовки, «закалка боевых качеств».
4.Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.
Общая физическая подготовка создает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных. При подборе упражнений следует учитывать, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при достаточном уровне развития остальных
Для общей физической подготовки следует выбирать из других видов спорта упражнения, наиболее отвечающие характеру действий боксера и способствующие развитию физических качеств.
 
Программный материал по ОФП (для всех этапов подготовки).
Основными средствами ОФП являются:
- общеразвивающие и гимнастические упражнения;
- ходьба;
- кроссовый бег;
- упражнения с отягощениями;
- упражнения легкой атлетики;
- спортивные игры;
- подвижные игры;
- эстафеты.
 
Общеразвивающие и гимнастические упражнения. Эти упражнениям, направлены преимущественно на совершенствование двигательных способностей занимающихся, развитие физических качеств. Упражнения на координацию, гибкость, силу, быстроту и смелость являются обязательными для боксеров во всех занятиях. Гимнастические упражнения применяются в разминке, а также во второй половине специализированных занятий для развития силы или гибкости отдельных групп мышц.
Упражнения с отягощениями (штангой, гантелями и предметами) занимают большое место в физической подготовке боксеров. Всевозможные упражнения с небольшими отягощениями для отдельных групп мышц являются эффективным средством развития силовой выносливости и быстроты. Эти упражнения необходимо сочетать с упражнениями на развитие быстроты без отягощений (например, наклоны, приседания или повороты туловища выполняют сначала без отягощений, потом с отягощениями и снова без отягощений). По количеству упражнения с отягощениями составляют третью часть упражнений без отягощений.
Упражнения с набивными мячами (медицинболами).
Перебрасывание набивного мяча является неотъемлемой частью тренировки боксера. Мяч перебрасывают с разных положений (стоя, сидя, лежа) одной и двумя руками; наиболее эффективными упражнениями является перебрасывание мяча в передвижении назад, вперед, в стороны и по кругу. Эти упражнения развивают скоростно-силовые качества (в том числе скоростную выносливость), ориентировку, способность к кратковременным большим силовым напряжениям и расслаблениям мышц.
Ходьба быстрая. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекается большинство мышечных групп тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, укрепляются внутренние органы, улучшаются их функции. Ходьба положительно влияет на развитие выносливости, воспитывает волевые качества.
Бег наиболее распространенный вид физических упражнений, составная часть многих видов спорта. Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств, необходимых боксеру. Длительный медленный бег, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое и психологическое значение. Быстрый бег положительно влияет на развитие выносливости и быстроты. Во время бега воспитываются также волевые качества, умение рассчитывать свои силы. В тренировке боксера бег занимает значительное место.
Бег с препятствиями. В беге на 500-1000 м боксер преодолевает препятствия с целью повышения ловкости, силы и быстроты, равновесия, способности к кратковременным напряжениям большинства мышечных групп и развития общей выносливости.
Ходьба на лыжах хорошо развивают все группы мышц, положительно влияют на системы и органы организма, вырабатывают общую выносливость (скоростную и силовую). Особо следует выделить бег на лыжах по пересеченной местности, при котором активно работают все группы мышц с рациональным чередованием напряжений и расслаблений. Ходьба на лыжах положительно влияет на психическое состояние спортсмена, является прекрасным средством активного отдыха.
Упражнения из легкой атлетики, такие как толкание ядра, метание гранаты, прыжки в длину и высоту с разбега, развивают скорость, силу отдельных групп мышц и быстроту. Эти упражнения популярны среди боксеров, входят в систему общей физической подготовки.
Спортивные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки боксеров. Игры (особенно гандбол, баскетбол, футбол, эстафеты на быстроту и ловкость) по характеру действий, быстроте и выносливости во многом сходны с боксом (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.
 
2) СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Специальная физическая подготовка является специализированным развитием общей физической подготовленности. Задачи ее более узки и более специфичны:
1.Совершенствование физических качеств (скоростно-силовых, силовых, координационных и выносливости), наиболее необходимых и характерных для бокса.
2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в боксе.
3.Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательных нагрузок.
Основными средствами СФП являются:
- Упражнения с отягощениями.
- Упражнения для боксеров со специальными снарядами.
- Бой с тенью.
Упражнения с отягощениями используются во всех периодах подготовки боксеров в зависимости от задач