Рабочая программа по географическому краеведению для 6 класса
Рабочая программа по географическому краеведению 6-7 класс сотавил учитель географии МКОУ Шубинская СОШ Лахин Б.А.
I. Пояснительная записка. Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.
Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.
Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.
В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на68 часов, для 6-7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
II. Учебно-тематический план.(6 класс)
№п/пНазвание темы, раздела. Количество часов
1 Введение. 1ч.
2 На какой Земле мы живём 2ч.
3 Планета Земля. 2ч.
4 План и карта. 6ч.
5 Литосфера – твёрдая оболочка Земли. 5ч.
6 Гидросфера – водная оболочка Земли. 5ч.
7 Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 5ч.
8 Биосфера – оболочка жизни. 2ч.
9 Человек на Земле. 2ч.
10 Географическая оболочка 3ч.
11 Защита проектов. 1ч.
Всего 34ч.
III. Календарно-тематическое планирование (6 класс)
№ урока Тема урока Количество часов Требования к уровню подготовленности Дата проведения
по плану фактич.
Введение. 1ч.
1 Введение. Экскурсия на местности. 1 Уметь использовать приемы практической работы: наблюдения фенологические, метеорологические измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу» На какой Земле мы живём 2ч.
2 На какой Земле мы живём.
Вклад земляков в развитии знаний о Земле
Имена земляков на карте мира 1 Знать о вкладах земляков в развитии знаний о Земле, имена земляков, которые открывали и осваивали территории своей местности. 3 Современные исследования территории Воронежской области. 1 Знать имена Почётных людей района, села, интересных людей района и села. Планета Земля. 2ч.
4 Планета Земля.
Влияние движения Земли. Движение Земли вокруг оси и его следствия. Часовые пояса. 1 Знать. Влияние движения Земли. Движение Земли вокруг оси и его следствия. Часовые пояса Воронежской области. 5 Смена времён года. Движение Земли вокруг Солнца.
Ведение фенологических наблюдений. 1 Знать о смене времён года, движении Земли вокруг Солнца.
Уметь
вести фенологические наблюдения. План и карта. 6ч.
6 План и карта.
Ориентирование на местности по компасу и местным признакам. 1 Уметь ориентироваться на местности по компасу и местным признакам. 7 План местности. Топографический диктант 1 Уметь читать и составлять план местности, знать топографические знаки. 8 Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними. План школьного двора. 1 Уметь составлять план школьного двора. 9 Географическая карта родного края 1 Уметь определять географическое положение объектов на территории проживания. 10 Градусная сетка на карте Воронежской области. Определение географических координат г. Воронежа 1 Уметь определять географические координаты крайних точек области, города Воронежа. 11 Построение профиля своей местности 1 Уметь строить профиль по горизонталям на плане местности. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. 5ч.
12 Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Изучение форм рельефа, характер залегания горных пород. Профессии связанные с изучением литосферы. 1 Знать рельеф своей области, горные породы. 13 Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня 1 Знать рельеф своей области, горные породы. 14 Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. Знать рельеф своей области, горные породы. 15 Влияние человека на рельеф своей местности 1 Знать об изменениях рельефа области под влиянием деятельности человека. 16 Геологические памятники природы 1 Знать геологические памятники природы. Гидросфера – водная оболочка Земли. 5ч.
17 Гидросфера – водная оболочка Земли.
Внутренние воды родного края. 1 Знать внутренние воды родного края. Местоположение крупных объектов гидросферы. Местоположение крупных объектов гидросферы. 18 Внутренние воды и рельеф
Практическая работа. Описание реки по атласу Воронежской области. 1 Уметь находить на контурной карте внутренние воды области. 19 Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами. 1 Знать правильное поведение на водоемах. 20 Гидрологические памятники природы. 1 Знать памятники природы гидросферы. 21 Влияние человека на водные объекты своей местности. 1 Знать экологические проблемы на водных объектах своей местности. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 5ч.
22 Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Режим отдельных метеорологических элементов 1 Уметь вести наблюдения за погодой. 23 Типы погоды моей местности. Обработка метеорологических данных. 1 Уметь составлять описание погоды по сезонам года. Знать народные приметы погоды. 24 Климат родного края. 1 Знать климат своего края и влияние человека на него 25 Опасные явления в атмосфере 1 Знать опасные атмосферные явления. 26 Взаимосвязь человека и атмосферы 1 Знать о взаимосвязях человека и атмосферы. Биосфера – оболочка жизни. 2ч.
27 Биосфера – оболочка жизни.
Растительный и животный мир своей местности 1 Знать растительный и животный мир своей местности 28 Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Воронежской области 1 Знать экологические проблемы своей местности, биологические памятники природы. Красную книгу Воронежской области. Человек на Земле. 2ч.
29 Человек на Земле.
История заселения Воронежского края. Коренное население. 1 Знать историю заселения Воронежского края. Коренное население. 30 Народы нашего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. 1 Знать народы нашего края, особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Географическая оболочка 3ч.
31 Географическая оболочка
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах 1 Знать взаимосвязь между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах 32 Составление описания природного комплекса своей местности. 1 Уметь составлять описание природного комплекса своей местности. 33 Культурные ландшафты своей местности. 1 Знать культурные ландшафты своей местности. 34 Защита проектов 1 IV.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:
- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
- географию хозяйственной деятельности области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.
Прогнозировать:
- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;
- составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы
V. Учебно-методическое обеспечение.
1.Ю.Г. Чурляев «Географическое краеведение Воронежской области. ВОИПКиПРО Воронеж 2012г.
2. В.И. Федотов «Географическое краеведение Воронежской области» Воронеж Центр духовного возрождения Черноземного края 2012г.
3. Ф.Н. Мельков, В.Б. Михно, Ю.В. Поросенков «География Воронежской области», ВГУ Воронеж 1994
4. Карта Воронежской области.
5. Физическая карта России.