Доклад на тему: Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности


Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей. Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учат его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. На таких занятиях детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задач, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д.). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно многое понять, какой склад мышления у ребёнка, психическое состояние, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя и т. д.
Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но мы должны дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед на своих уроках русского языка и литературы, показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной.
Нельзя обойти вниманием особое значение уроков изобразительного искусства для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине. Наша задача – воспитать поколение, которое будет гордиться тем, что они - россияне, и живут в самой замечательной стране, которую они, вырастая, сделают процветающей. Деятельность ребёнка становится привлекательной для него, если он осознанно видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные для него цели. Деятельность – условия ее организации, ее цели, результаты – способна оказывать воспитательное влияние на личность ребенка, в особенности, если эта деятельность художественно-творческая. Ребенок в мировоззрении воспитателя становится системообразующим фактором, центром и субъектом воспитательной системы. Гуманистическое мировоззрение связано с утверждением во всех сферах деятельности и труда воспитателя приоритета общечеловеческих ценностей. При этом воспитатель учит детей не только объективному восприятию реальности, но и помогает им войти в мир общества, понять нравственные устои взаимоотношений людей. Воспитатель внимательно следит за развитием своих воспитанников и обращается не только к их внешней поведенческой реакции, но и к внутреннему состоянию. Социальные потребности общества заключаются в том, чтобы выпускник органично сочетал в своей личности духовно-нравственные позиции, отношение к людям как к ценности и высокий уровень педагогического мастерства.Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно- красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре - основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать. С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения — начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом развитии. Однако исследования последних лет показали, что это не так. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом развитии и воспитании детей. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Поэтому учитель должен создать такую положительную эмоциональную атмосферу, в которой ребёнку будет комфортно заниматься.
В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В. А.Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».
Силина Мария Владимировна- учитель русского языка и литературы
МКОУ Гжатская СОШ
НСО, Куйбышевский район. Село Гжатск, ул. Центральная. д22 кв 11 632372
mari.silina.85@mail.ru
контактный телефон- 89237064395