Рабочая программа по информатике 10 класс автор Семакин И.Г. ФК ГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса средней (полной) школы составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);Федерального государственного образовательного стандарта ООО, утверждённого приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО» (с изменениями, внесёнными приказом МО и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644);
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
Положения «О рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
С учетом авторской программы И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Программа курса «Информатики и ИКТ» для (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Цели изучения информатики:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАИнформационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Основным моментом методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Примерная программа по информатике и информационным технологиям предполагает изучение темы «Базы данных» в 10 классе, но данная тема изучается в 11 классе, так как сохраняется логичность изложения учебного материала по теме «Информационные системы». В связи с этим в 10 классе изучается тема «Многопроцессорные системы и сети» - 5 часов.
Резервные часы распределены следующим образом - раздел «Информация и информационные процессы» включает в себя теоретический материал - 6 часов и практическую часть – 3 часа, в этот раздел добавляются 4 часа резерва.
описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов за год обучения
Класс Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
10 1 35 35
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информация и информационные процессы (13 часов)
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Основные подходы к определению понятия «информация». Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
П.р. № 1. Измерение информации.
П.р. № 2. Информационные процессы.
П.р. № 3.Кодирование информации.
П.р. № 4. Поиск информации.
П.р. № 5. Защита информации.
Информационные модели и системы (13 часов)
Информационные (нематериальные) модели. Информационное моделирование как метод познания. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Назначение и виды информационных моделей (расчетные, графические, имитационные модели).
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
П.р. № 6. Моделирование и формализация.
П.р. № 7. Моделирование и формализация.
П.р. № 8. Исследование моделей.
П.р. № 9. Информационные основы управления.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (4 часа)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
П.р. № 11. Компьютер и программное обеспечение.
П.р. № 12. Компьютер и программное обеспечение.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем.
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел примерной программы Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФК ГОС) Количество часов с учётом резерва (Х+Х) Количество часов на контрольные (лабораторные, практические, творческие) работы
Информация и информационные процессы Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Основные подходы к определению понятия «информация». Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. 13 3+5
Информационные модели и системы Информационные (нематериальные) модели. Информационное моделирование как метод познания. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Назначение и виды информационных моделей (расчетные, графические, имитационные модели). Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. 13 0+4
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. 4 2+2
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
5 1+0
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аппаратные средства:
Компьютер;
проектор;
принтер;
телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети;
устройства вывода звуковой информации;
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;
устройства создания графической информации;
устройства для создания музыкальной информации;
устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.
Программные средства:
Операционная система;
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
антивирусная программа;
программа-архиватор;
клавиатурный тренажер;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
звуковой редактор;
простая система управления базами данных;
простая геоинформационная система;
система оптического распознавания текста;
мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
система программирования;
почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
браузер (входит в состав операционных систем или др.);
программа интерактивного общения;
простой редактор Web-страниц.
Учебная литература:
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. Бородин М.Н.2010 г.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 2010.
Дидактический материалматериалы для проведения практических работ;
презентации учителя;
тесты.
Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Информатика http://school-collection.dev.informika.ru/
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/Библиотека учебных курсов Microsoft http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/Авторская мастерская http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Интернет-газета «Лаборатория знаний» http://gazeta.lbz.ru/
ЦОР_Семакин И.Г. Сайт «Информатика в школе» http://inf777.narod.ruСайт «Шпаргалка учителю информатики» http://portal.krsnet.ruСайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.netОбразовательный портал по подготовке к экзаменам http://inf.reshuege.ru/Сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь» http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ruГазета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.ruДидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ruИнтернет-школа «Просвещение.ru» http://www.internet-school.ruИнформатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.infoНаучно-методический журнал «Информатика и образование» http://www.infojournal.ru/История Интернета в России http://www.nethistory.ruОткрытые системы: издания по информационным технологиям http://www.osp.ruСоциальная информатика: факультатив для школьников-технарей http://www.sinf2000.narod.ruУчебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» http://emc.km.ruШкольный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение http://www.itdrom.comЭнциклопедия персонального компьютера http://mega.km.ru/pc/КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема урока Обязательный минимум содержания образования Требования к уровню подготовки Дата
1 2 3 4 5
Информация и информационные процессы (13 часов)
1 Введение. Структура информатики. Техника безопасности. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Основные подходы к определению понятия «информация». основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 2 Информация. Представление информации. Входная контрольная работа № 1. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 3 Измерение информации. П.р. № 1. Измерение информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 4 Информация. Представление информации. П.р. № 2. Информационные процессы.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 5 Измерение информации. П.р. № 3.Кодирование информации.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 6 Измерение информации. П.р. № 4. Поиск информации.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 7 Измерение информации. П.р. № 5. Защита информации.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 8 Введение в теорию систем. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства. 9 Введение в теорию систем. Контрольная работа № 2 «Информация». Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства. 10 Процессы хранения и передачи информации. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
11 Обработка информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 12 Поиск данных. Защита информации. Контрольная работа № 3. «Информационные процессы в системах».
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства. 13 Защита информации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства. Информационные модели и системы (13 часов)
14 Информационные модели и структуры данных. П.р. № 6. Моделирование и формализация.
Информационные (нематериальные) модели. Информационное моделирование как метод познания. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 15 Информационные модели и структуры данных.
Информационные (нематериальные) модели.
Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 16 Информационные модели и структуры данных. П.р. № 7. Моделирование и формализация.
Информационные (нематериальные) модели.
Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 17 Информационные модели и структуры данных. Информационные (нематериальные) модели.
Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 18 Информационные модели и структуры данных. П.р. № 8. Исследование моделей.
Информационные (нематериальные) модели.
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 19 Информационные модели и структуры данных. П.р. № 9. Информационные основы управления.
Информационные (нематериальные) модели.
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 20 Информационные модели и структуры данных. Информационные (нематериальные) модели.
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 21 Алгоритм – модель деятельности. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 22 Алгоритм – модель деятельности. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 23 Алгоритм – модель деятельности. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 24 Алгоритм – модель деятельности. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 25 Алгоритм – модель деятельности. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 26 Алгоритм – модель деятельности. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (4 часа)
27 Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. П.р. № 11. Компьютер и программное обеспечение.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. назначение и функции операционных систем; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 28 Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. Контрольная работа № 4
«Информационные модели». Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. назначение и функции операционных систем; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 29 Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. П.р. № 12. Компьютер и программное обеспечение.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. назначение и функции операционных систем; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 30 Дискретные модели данных в компьютере. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Программные средства создания информационных объектов. назначение и функции операционных систем; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов)
31 Многопроцессорные системы и сети.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 32 Многопроцессорные системы и сети. Контрольная работа № 5. «Программно-технические системы реализации информационных процессов».
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 33 Многопроцессорные системы и сети.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 34 Многопроцессорные системы и сети.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. 35 Многопроцессорные системы и сети. Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.