Конспект ООД по экологии в старшей группе. Тема: «Кудесница вода».
Конспект ООД по экологии в старшей группе.
Тема: «Вода и ее свойства».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, вкуса, она прозрачная, вода является растворителем.
Уточнять представление детей о том, что вода важна для всех живых существ.
Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Активизировать словарь детей глаголами, существительными и прилагательными.
Развивать социальные навыки: уметь договариваться, учитывать мнение партнера, работать в группе, а также отстаивать свое мнение.
Закреплять умение детей складывать рыбок из бумаги, дополнять изображение графически: дорисовывать глаза, чешуйки.
Воспитывать усидчивость, аккуратность
Предварительная работа: проведение беседы о воде, чтение стихов, потешек, сказок, пословиц о воде. Рассматривание карты мира, глобуса.
Оборудование и материал: иллюстрации на тему «Вода», плакаты,капельки воды изготовленные из бумаги, аудиозапись, стакан с питьевой водой, колбы, молоко, сахар, вода, клей, цветная бумага, кисточки, цветные карандаши, салфетки, подставки, заготовка речки из бумаги.
Ход ООД
(Дети сидят на ковре в произвольной форме.)
В-Ребята, послушайте отрывок из сказки:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде-
Вечная слава воде!
В: Как называется эта сказка? (Сказка называется «Мойдодыр»)
-О чем пойдет речь на нашем занятии? (О воде)
(Стук в дверь, вбегает Незнайка)
Незнайка-Здравствуйте ребята, я слышал, что вы сегодня будете говорить о воде, вот я и пришел к вам чтобы побольше узнать о ее свойствах, потому что я знаю, что воду мы пьем и в воде мы купаемся. А мой друг знайка, знает все обо всем, вот и я хочу все знать о воде и ее свойствах.
В: Поможем Незнайке? (Да)
Игровой практикум:
В: Давайте представим, что мы с вами в лесу на полянке. Вдруг набежала тучка и пошел дождь (звучит аудиозапись со звуками дождя, дети стучат пальчиком по ладошке).
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки.
-Капельки дождя падают на землю, образуются ручейки, ручейки стекают в реки, реки впадают в море, моря соединяются с океанами и так наши капельки путешествуют пока не пригреет солнышко. Солнце нагревает воду и капельки воды начинают нагреваться и поднимаются снова вверх на небо образуя тучки, так происходит круговорот воды в природе.
В-Так где же встречаются капельки воды?
Д-Капельки воды встречаются в реке, в море, в океане.
Незнайка: - В капельках дождя.
В: Давайте пригласим к себе капельку воды.
(Входит девочка в костюме капельки)
Капелька: Здравствуйте ребята! Меня зовут Капелька, я пришла к вам в гости, чтобы вы показали мне, где у вас в группе живут мои сестрички капельки, и какую пользу они приносят.
Д: Да, мы знаем и можем показать и рассказать.
В: Тогда вперед!
(Дети путешествуют по группе)
1-остановка «Аквариум». -Это аквариум, в нем находится вода и живут рыбки, рыбы без воды жить не могут.
Капелька: -А у меня есть моя эмблема-вот такая капелька, давайте ее наклеим на аквариум, чтобы не забыть, что мы здесь уже были.
(Наклеивают капельку).
2-остановка- «Комнатные цветы».
Д: Цветы надо обязательно поливать, потому что они питаются водой и если их не поливать, они завянут и пропадут.
Незнайка: -А можно, я наклею капельку на цветочник? (наклеивает)
3-остановка «Умывальник».
Д: - А здесь, мы моем руки, лицо, ноги, летом купаемся под душем. (приклеивают капельку)
4-остановка- «Мойка»
Д: Елене Николаевне надо много воды, чтобы мыть посуду. (приклеивают капельку)
В: Ребята, посмотрите внимательно по группе, где еще и для чего нужна нам вода.
Д: Для мытья игрушек в игровом уголке. (наклеивают капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе живет твоих сестричек, которые приносят нам большую пользу.
-Вода из водонапорной башни по трубам поступает к нам в детский сад ив наши дома. Эти трубы называются-водонапорными.
(дети повторяют как называются трубы.)
Незнайка: И я тоже запомнил, что трубы называются-водонапорными.
В: Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду, не тратить ее зря, не забывать закрывать кран. А какими свойствами обладает вода, мы с вами сможем выяснить в нашей лаборатории.
Исследование: «Свойства воды».
В: Перед тем, как приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
(ответы детей: вести себя тихо, аккуратно обращаться с посудой, внимательно следить за результатом опыта, внимательно слушать воспитателя, закончив наблюдение сделать вывод.)
В: Правильно ребята, все правила вы помните, давайте приступать к работе. (дети проходят за свои рабочие места. На столах стакан с питьевой водой, колбы, сахар, молоко, вода, мелкие игрушки.
В: Ребята, перед вами две емкости с водой, как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет неодинаковая, одна чистая, другая грязная.
В: -А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Сейчас я попробую это сделать. Для этого я возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что вы видите?
Д: Вода становиться чистой.
В: А что произошло с бумагой?
Д: Бумага стала грязной.
В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будите проводить свои опыты.
1 стол-есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод: не имеет запаха и без вкуса.
2 стол: прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем опустить игрушку в стакан с водой.
Вывод: вода прозрачная.
3стол: опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем это наблюдать?
Д: За завтраком когда кладем сахар в чай.
В: Каким он становится?
Д: Сладким.
В: Итог эксперимента-вода-одно из самых удивительных веществ. Она обладает такими свойствами, как прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
-Молодцы вы хорошо работали, а сейчас можно и отдохнуть.
Физкультминутка. «Дождик».
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой руки)
На цветы (круговые движения правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льется, льется ой-ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).
Творческая работа.
В: Ребята, вы знаете, что только в чистой реке могут жить рыбки, и сегодня я вам приготовила маленькую речку с чистой водой, но в ней нет рыбок, так давайте же их туда запустим. Для этого у вас на столах есть все необходимое. Рыбок ы будем складывать из бумаги и разукрашивать карандашами, а приклеивать их будут Незнайка с Капелькой. (Звучит тихая музыка-звуки журчащей воды, дети выполняют свою работу).
В: - Молодцы, какая красивая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные и красивые. Такую красоту могли сделать, только добрые дети с веселой улыбкой. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.
-А сейчас ребята, давайте с вами поиграем в игру «Море волнуется раз»
Незнайка: Спасибо вам ребята, вы мне помогли узнать все о свойствах воды, теперь и я могу похвастаться своими знаниями перед Знайкой, а с вами я хочу попрощаться, досвидания. Мне пора возвращаться в свой волшебный город. (убегает)
Капелька: И я хочу вас поблагодарить и на память о себе подарить вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной водой и напоминать о пользе воды и бережном к ней отношением. (вешает каждому ребенку капельку).