Мастер-класс «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность»
Мастер-класс «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность»
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования интереса к познанию окружающего мира. Создания оптимальных психолого-педагогиче-ских условий для развития и самореализации исследовательских способностей каждо-го ребёнка, формирования творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
Карл Густов Юнг писал: «Песок уравновешивает эмоции, тем самым влияя на психику человека самым положительным образом!»
Дети очень любознательны, их интересуют самые разнообразные вещи, начиная от самых крупных и заканчивая мелкими.
Эта деятельность по формированию познавательной активности и интереса к окружающему миру направлена на реализацию цели: стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестиче-ской чувствительности; формирование коммуникативных умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательно-исследовательской деятельности.
2.Способствовать развитию продуктивной деятельности, развитию детского творчества.
3.Вызывать интерес к самостоятельному поиску, к экспериментированию.
4.Стимулировать детей к проявлению творческой активности при составлении рассказов с опорой на «чудо» в бутылке.
5.Создавать игровые ситуации для развития фонематического слуха, обогащения активногословаря.
6.Уметьпользоватьсяневербальными техниками общения, развивать чувство уверенности в себе, доверие к сверстникам.
7.Воспитывать умение понимать себя и других; формировать способности к рефлексии.
Игры с песком – од-но из самых любимых детских занятий. Но что делать, если песка нет и погода не позволя-ет выйти на улицу? Взрослые и дети включили фантазию и использовали песок в обыч-ной пластиковой бутылке. Сегодня педагоги используют самые разнообразные пособия и оборудование.Предлагаю ещё один, который назвала «Чудо в бутылке». Это «чудо», несомненно, разнообразит предметно-развиваю-щую среду группы.«Чудо в бутылке» понравилось и детям, и педагогам нашего детско-го сада. Теперь в группах можно увидеть «бутылки с сюрпризом». Все они сделаны вместе с детьми и самими детьми.
Обыч-ную пластиковую бутылку заполнили песком и вложили в неё различные сюрпри-зы: батарейку, матрёшку, карандаш, колёса от машинок, пуговицы, киндер-сюрпри-зы и другие мелкие детали. Сюрпризов в бутылке много, но придётся их поискать. А для этого надо бутылку покрутить в руках, потрясти, покатать…
Для формирования у дошкольников интереса к познанию окружающего мира использую нетрадиционные методы. Один из которых «чудо в бутылке». Использую в коррекцион-ных и развивающихся играх с детьми всех возрастных групп (начиная с ясельных и заканчивая подготовительными к школе группами).
Может использоваться в различных видах детской деятельности:
непосредственно образовательная деятельность;
самостоятельнаядеятельностьдетей;
образовательнаядеятель-ность во время режимных моментов (фронтально или индивидуально).
Для облегчения периода адаптации к новым условиям детского сада с детьми младшего дошкольного возраста предлагаю «чудо в бутылке». Обращаю внимание детей на то, что во-круг них много предметов. Использую сюрпризный момент и «чудо в бутылке». Вызываю интерес к обычному — че-рез необычное. Учимся различать предметы по силуэтам; понятиям, связанным с фор-мой; распознавать предметы… Создание комфортногопсихологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей.
Предла-гаю детям среднего дошкольного возраста рассмотреть сюрприз в бутылке, описать его форму, размер, цвет; читаю стихи, загадываю загадки. Предлагаю создать коллективную работу и придумать для неё название.
С детьми старшего дошкольного возраста учимся ориентироваться в пространстве: овладение понятиями вверх-вниз, вперед-назад, налево-напра-во, а также правильность понимания и использования падежных форм и пары предлогов:«сверху-снизу»,«спереди-сзади», «справа-слева», «на-под», «за-пе-ред»; умение правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающего-ся напротив него; умение ориентироваться в пространстве в покое и в движении.
Применяется для организации диагностической, развивающей, коррекционно-развивающей работы с детьми.
Как использовать в детском саду?
Сенсор-ное развитие: упражнения для закрепления представлений о цвете, форме, величине,развитие мелкой моторики; игры навоображение и распознаваниеобразов, развития памяти и образного мышления. Дети учатся узнавать предметы по характерным призна-кам, развивают сенсорные способности, тактильные ощущения, развивается речь.
Разви-тие речи: закрепление названий разных цветов и их оттенков, сочинение сказок и рассказов.
Сюжетно-ролевая игра: использование сюрпризов для свободной игры детей.
Изобразитель-ная деятельность: разыгрывание сюжетов сказок, рассказов с помощью «чуда» из бутылки.
Дошкольни-ки придумывают рассказы, сказки и изображают на бумаге . При этом придуманная сказка может быть толчком для обыгрывания в театральной студии.
Результатив-ность: работу по формированию у дошкольников интереса к познанию окружающего мира с использованием «чуда в бутылке» считаю успешной, так как у детей возник устойчивый интерес к познанию, наблюдательности, умению мыслить и анализировать. Удалось увлечь детей и помочь им увидетьудивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях. При ощущении поддержки со сторонывзросло-го, дети преодолели чувство страха, нерешительности, неуверенности в себе. У них просну-лась инициатива, зародилась настойчивость. Пусть не сразу было всё абсолютно понят-ным. Но на островках детской памяти остались первые радостные впечатления от собственных открытий, появилось желание познавать самому.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ
«А теперь давайте отправимся путешествовать. Кто же будет нашим героем?(Покрути-ли бутылочку). Ага, воти МАТРЁШКА. Сначала матрёшка идёт прямо и встречает..кого? (покрутилибутылочку) ЖИРАФА !!! Что же с ними приключилось дальше?» ( Самостоятельно придумывают продолжение сказки).
КТО МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ:
- учителя-логопеды
- педагоги по изобразительной деятельности
- музыкальные руководители
- инструктора по физической культуре
- воспитатели
- педагоги-психологи
- родители
Форма задаёт необычность использования пособия в практике.