Статья на тему: Групповые приёмы работы в начальной школе.


Групповые приемы работы в начальной школе.«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Мы живем в век перемен. 4 год мы работаем по новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту. Мы должны научить детей учиться, приобретать знания, необходимые им для жизни.
Системно-деятельностный подход.
1. Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта. где развитие личности обучающегося на основе УУД, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; 2. Признание решающей роли содержание образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
3. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми познавательной деятельности.
Мы привыкли оценивать активность учащихся в учебном процессе по количеству поднятых рук. А если ребенок стесняется? ведь есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, ответить, высказать свое мнение. Хотелось бы дать возможность проявить себя каждому ребенку. Но не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом.
Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Мы хотели бы в своем выступлении остановиться на том, как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе.
Группа – собрание людей, включенных в познавательно – координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели.
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работы. В целом же – повышается творческий потенциал.
Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника.
Плюсы групповой работы
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным некомпетентным в решении каких – то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Принципы формирования групп:
По желанию.
Случайным образом.
По определенному признаку.
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
Количество людей в группе для 1-2 кл.-2-3 человека, для 3-4 кл. -4 человека.
Виды групповой работы:
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа или Пазлы.
Прием «Зигзаг». (Метод пилы)
Алгоритм работы в группе:
Повторение задания для осознанного понимания.
Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождение способа решения задачи).
Выдвижение версий всеми членами группы.
Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
Совместное принятие решения.
Анализ решения. Оформление.
Проговаривание в группе выступления.
Представление решения.
Правила организации групповой работы:
говори спокойно и ясно;
говори только по делу;
говори по очереди;
реагируй жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
убедись, что в разговоре участвует каждый;
обращайся к другу по имени.
Формирование культуры общения
1 этап – учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.
2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.
3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы.
4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.
Принципы выбора заданий
Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Содержание работы должно быть интересно детям.
Задание должны быть доступны детям по уровню сложности.
Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Выводы:
групповые приемы работы приобщают к важным навыкам жизни;
улучшается успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого;
соблюдается дифференцированный подход;
работа в группе помогает ребенку проявить себя;
укрепляется дружба;
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Нельзя:
формировать пару из двух слабых учеников;
требовать полной тишины;
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1-2 классе и более половины урока в 3-4 классе.
Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что « Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.