Конспект урока по технологии Одежда. Снятие мерок
План-конспект открытого урока по технологии в 5 классе по теме:
«Рабочая одежда. Правила снятия мерок»
Цель: ознакомить учащихся с многообразием рабочей одежды, научить снимать мерки
Задачи:
Образовательная задача: познакомить с классификацией одежды, с мерками, необходимыми для построения чертежа фартука;
Развивающая задача: развивать образное мышление, продолжить развитие творческих способностей;
Воспитательная задача: воспитание уважительного отношения к труду, чувство ответственности, уважительное отношение друг к другу;
Ход урока:
1.Организационный момент (знакомство с девочками)
2.Изучение нового материала (по ходу изучения нового материала демонстрируется мультимедийная презентация).
Здравствуйте девочки. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Итак, начинаем Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами на уроке побываем в «Стране мастериц». Первая остановка в этой стране – « Магазин одежды». Здесь нам необходимо будет ответить на несколько вопросов.
Вопрос: Что такое одежда?
Одежда - это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции (определение записывается в тетрадь).
Как вы думаете, как давно появилась одежда? И почему?
Возникла потребность еще в древности, так как у человека возникло чувство стыда, да еще необходимо было защищаться от погодных условий. Человек для одежды использовал шкуры животных, кору деревьев. Одежда из ткани появилась за много тысячелетий до новой эры. В Древней Греции одежду шили из шерстяных и льняных тканей. Одежда у древних греков называлась хитон. Со временем количество одежды становилось больше и больше.
Давайте посмотрим друг на друга. Много ли одежды сейчас на нас одето?
Можно ли одежду поделить на какие-то группы или классифицировать одежду?
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. (Изобразить схематически на доске, девочки зарисовывают в тетрадь).
Как вы думаете, что относится к бытовой одежде? К производственной?
Бытовая
повседневная торжественная домашняярабочая одежданациональная спортивная
Производственная
специальнаясанитарная
Задание:
( из перечня журналов и картинок выбрать 1 группе выбрать домашнюю одежду, 2 группе - повседневную одежду, 3 группе- торжественную одежду, 4 группе- спортивную одежду)
В этом году, вернувшись из нашего путешествия, мы будем шить фартук? К какой группе одежды вы бы отнесли фартук?
Для чего предназначена рабочая одежда? Какие требования к ней предъявляются?
Одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению.
Фартук – для приготовления пищи должен полнее закрывать фигуру, чтобы предохранить платье от загрязнения. Головной убор должен закрывать волосы. Одежда должна хорошо стираться и гладиться, быть красивой, и стоить она должна не дорого.
На первом этапе нашего путешествия мы справились с заданием. Следующим этапом нашего путешествия является исторический музей.
Следующий этап – « Исторический музей» Посмотрите как много фартуков. Как давно они появились? Как видоизменялись? Я постараюсь взять на себя роль экскурсовода, и мы заглянем вглубь веков.
Фартук – очень распространенная и практически не меняющаяся часть одежды, которая пришла к нам из Древнего Египта. Как ни странно, изначально фартук носили только мужчины, состоявшие на государственной службе в ранний период существования Древнего Египта. Постепенно фартук становится популярным видом одежды, входящей даже в церемониальный наряд правителей. До наших дней дошли многочисленные памятники, свидетельствующие о важной роли этой части одежды. Фартук был характерной принадлежностью мужской одежды у многих народов. Так, римские жрецы, гладиаторы и солдаты различных видов войск считали фартук обязательным атрибутом своего одеяния.
В эпоху средневековья фартук становится принадлежностью рабочей одежды. Во время работы повседневное платье кузнецов, сапожников и поваров прикрывал фартук, он стал обязательной частью профессиональной одежды. С течением времени фартук стал принадлежностью женского туалета. Жены именитых горожан носили фартуки белые и цветные, а из двух передников получалась юбка. Иногда к фартукам теряли интерес, а через какое-то время мода на них возвращалась, и маленький передник модницы носили дома и на прогулке. Потом фартук стал дополнением праздничного народного костюма. Так, молдавские женщины носили два фартука, охватывающие талию спереди и сзади. Богатый цветной узор украшал полотно. Немки надевали кружевные фартуки по особо торжественным случаям.
Классический русский фартук шили из домотканой ткани в клетку, а края его мастерицы украшали различной отделкой.
Если раньше фартук считался только одеждой горничных, то во время Первой мировой войны он превратился в рабочую женскую одежду. Именно в это время женщинам пришлось выполнять мужскую работу, и фартук стал полноценной производственной одеждой.
В наши дни фартук остается элементом гардероба домохозяек и является частью униформы парикмахеров, официантов, продавцов, поваров. Также у фартука появилось новое направление – использование промофартуков в рекламных целях на акциях, дегустациях нового вида продукции и различных мероприятиях. Яркое изображение и логотип компании привлекают внимание окружающих. Однако из домашнего обихода он постепенно уходит, сменяется халатом и ли другими видами рабочей одежды
Мы с вами достаточно быстро добрались до ателье. И сегодня здесь каждый поработает закройщиком и ощутит себя в роли заказчика. Здесь в ателье нас научат правильно снимать мерки, для того чтобы вернувшись домой из нашего путешествия мы бы смогли сшить фартук каждый себе.
Посмотрите друг на друга? Все ли вы одинаковы? Фартук Маши подойдет Алине? Почему? Потому, что все разные и для того чтобы фартук был каждому вору необходимо будет снять мерки. Для чего же нам нужны мерки? И что это такое?
Мерки - это размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 году французский портной. Выполнена она из клеенки, чтобы не растягивалась. Длина ее 1,5м.
Для снятия мерок необходимо знать условные линии фигуры человека. Посмотрите в окно нашего ателье, видите озеро.
Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
На уровне середины колена проходит линия колен.
Мерки снимаются по определенным правилам.
Правила при снятии мерок
1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.
3. При снятии мерок измеряемый должен сто ять прямо без напряжения.
4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
5. Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере. Почему? Посмотрите на чертеж фартука? Он чертится на половину фигуры.
Перед вами на столах лежат карточки. В них вы можете найти те мерки, которые вам необходимо будет снять.
3 .Практическая работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).
Работа в парах ( результаты вписываем в листок, который потом вклеиваем в тетрадь)
1 вариант - закройщик, 2-заказчик, затем наоборот.
Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
Итак, мы выполнили работу, но для того чтобы вернуться домой мы должны пройти «ворота знаний».
4.Подведение итогов урока.
1 задание
“Собери пословицу”
Каждой паре выдается конверт с листочками и нужно из отдельных фраз собрать пословицу.
– По одежке встречают, по уму провожают.
– Шуба не ради красы, а ради тепла.
– Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
– Хорошая одежда ума не прибавит.
– Какова пряха, такова на ней рубаха
2 задание
Индивидуальная работа тестовое дифференцированное задание с последующей проверкой. Результаты на доске.
5. Подведение итогов урока . Рефлексия.
6. Запись задания на дом: творческое задание (одень куклу, нарисуй девочку и на память нанеси конструктивные линии фигуры)
15