Конспект урока Пошив ночной сорочки
Урок "Изготовление ночной сорочки.
Обработка плечевых срезов запошивочным швом".
Цели урока:
1. Учебно-познавательная:
- учить изготовлению нательного белья на примере ночной сорочки с использованием соединительных и краевых швов;
- отрабатывать умение работать в технологической последовательности, опираясь на инструкционную карту.
2. Коррекционно-развивающая:
- развитие сенсорной сферы через ориентировку в крое изделия (в предметно-технологической карте);
- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления ночной сорочки;
- развитие умения выделять главное.
3. Воспитательная:
- воспитание практического чувства;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание чувства вкуса.
Оборудование: оборудование швейной мастерской, образцы готовых ночных сорочек, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы машинных швов, крои сорочек, технологические карты «Изготовление ночной сорочки», «Выполнение запошивочного шва», инструкции по ТБ.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)
I. Организация класса на урок
Приветствие учителя.
- Здравствуйте! Тихонечко садимся. Кто у нас дежурный? Кого у нас нет.
Рапорт дежурного.
- На урок пришел 9 класс, в классе 7 девочек, отсутствующих нет.
II. Психолого-педагогическая настройка
- Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:
К большому терпенью придет и уменье. (СЛАЙД 1)
- Чему учит нас эта пословица?
(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)
- Молодцы, вот так и нам на уроке нужно набраться терпения и эта настойчивость поможет учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.
III. Повторение
А сейчас давайте вспомним:
1) Какие виды белья вы знаете? (СЛАЙД 2, СЛАЙД 3,СЛАЙД 4)(столовое, нательное, постельное)
2) Что относится к нательному белью? (СЛАЙД 4)(купальники, трусы, бюсгалтера, сорочки, распашонки, халаты)
3) Из каких тканей можно пошить ночную сорочку? (СЛАЙД 5) (Ночную сорочку можно сшить из сатина, ситца, мадопалана, бязи, фланели)
Возьмите файл с образцами тканей. Выберите тот образец, из которого вы пошили бы сорочку.
4) Почему для пошива сорочек используют хлопчатобумажные ткани? (Свойства тканей). (СЛАЙД 6)
Способность тканей впитывать влагу (гидроскопичность)
Воздухопроницаемость
Теплозащитные свойства
4) Назовите и покажите на чертеже линии кроя сорочки. (СЛАЙД 7)
(Девочки у доски показывают и называют линии чертежа.)
5) Какие швы применяют при пошиве сорочки? (СЛАЙД 8)
Ученицы рассматривают образцы ночных сорочек и дают ответы:
- срезы горловины и проймы двойной косой обтачкой;
- срезы боковые и плеча - запошивочный шов;
- нижний срез - швом вподгибку с закрытым срезом.
Найдите среди образцов названные швы. (Дети работают с коллекцией «Швы».)
6) Что такое обтачки? Какие обтачки вы знаете? (СЛАЙД 9)
Обтачка - это полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия.
Обтачки бывают:
Долевые
Поперечные
Косые
IV. Физминутка
V. Постановка темы урока
- Тема нашего урока: Пошив ночной сорочки. Обработка плечевых срезов запошивочным швом. (СЛАЙД 10)
Ни строительство дома,
Ни путь капитана
Не обходятся
Без составления плана.
Так будь как строитель,
Как капитан –
Составляй наших действий план.
- Изучим план пошива сорочки и по нему начнем изготовление ночной сорочки. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
VI. Новый материал
1) Рассмотрите образцы ночных сорочек. (СЛАЙД 18)
2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)
3) Какие виды отделки можно использовать? (Для отделки используют тесьму, кружево, шитьё, вышивку, аппликацию, оборки, подкройные и косые обтачки из отделочной ткани.)
Рассматривают образцы готовых сорочек. (СЛАЙД 19)
4)Чем могут различаться сорочки по внешнему виду?
Ночные сорочки бывают разных фасонов. Они могут быть короткими и длинными, с рукавами разной длины и без рукавов, с воротником и без воротника, со швом по линии плеча и без него. Вырез горловины ночной сорочки может иметь различную форму – овальную, квадратную, углом, фигурную.
5) Чем различаются зимние сорочки от летных?
- Для лета ночные сорочки шьют из ситца, сатина, бязи. Можно изменять крой сорочки, сделать ее более открытую, на бретелях. Для зимы сорочки шьют из фланели, байки. Крой изменяют добавляют рукава.
Учитель раздает подготовленный крой ночной сорочки с круглым вырезом.
- У вас на столах лежит крой.
- Крой какого изделия?
- Посмотрите, сколько деталей. Назовите их. (Перед, спинка, обтачки.)
VII. Закрепление материала
Работа по плану пошива сорочки с повторением технологической карты «Запошивочный шов». (СЛАЙДЫ 20, 21, 22)
- С чего начнем изготовление сорочки?
- Как выполняется запошивочный шов? (Работа с инструкционной картой.)
- Какой будет вторая операция? Обработать срезы горловины косой двойной обтачкой.
- Какие срезы сорочки также обрабатывают обтачками? (Срезы проймы.)
- После обработки горловины переходим, на какую операцию?
- Каким швом обрабатывается низ изделия? (Швом вподгибку с закрытым срезом.)
Учитель прикрепляет степлером в тетради учащихся план изготовления ночной сорочки.
VIII. Повторение правил безопасной работы с инструментами
- Какие инструменты понадобятся для предстоящей работы? (СЛАЙД 23)
1) Правила безопасной работы с ножницами
Ножницы острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
Хранить ножницы в определенной месте.
Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперед.
Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми, а также у вращающихся частей швейной машины.
2) Правила безопасной работы с иглой.(СЛАЙД 24)
Игла острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно!
Хранить иглу в определенной месте.
Не допускать потери иглы.
Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
Сломанную иглу сдать учителю.
При шитье применять наперсток.
3) Правила безопасной работы на швейной машине(СЛАЙДЫ 25, 26)
Перед началом работы:
Спрятать волосы под косынку.
Проверить, нет ли булавок в изделии.
Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.
По окончании работы:
Отрывать нитки при помощи нитеобрезывателя.
4) Правила безопасной работы с утюгом:(СЛАЙД 27)
Следить, чтобы шнур не касался утюга.
Следить за нагревом утюга, при перегреве немедленно выключить его.
Брать утюг только за ручку.
Ставить утюг только на подставку.
Работать. Стоя на резиновом коврике.
Закончив работу, поставить утюг на подставку и выключить его.
IX. Пальчиковая моторика
- Перед практической работой разомнем пальцы, чтобы работу выполнить правильно и аккуратно.
Раз, два, три, четыре, пять
- Можно пальцы сосчитать!
Десять пальцев, пара рук -
Вот твое богатство, друг!
X. Практическая работа
- Теперь, опираясь на Технологическую карту и не забывая о правилах безопасной работы, приступим к практической работе.
- Итак, с чего начнем работу? (С обработки плечевых срезов сорочки запошивочным швом.)
(СЛАЙД 28)
1) Сложить детали кроя лицевой стороной внутрь, уравнять плечевые срезы. Выпустить плечевой срез спинки на 10 мм, сколоть.
2) Обогнуть верхний срез детали припуском нижней детали, заметать. Стачать на ширину шва (7 мм). Удалить нитки заметывания.
3) Разложить детали, обогнуть шов, закрывая срез, наметать. Настрочить на 1-2 мм от края подгиба. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить швы.
Во время практической работы учитель следит за правильностью выполнения трудовых приемов, проводит текущий инструктаж.
XI. Проверка качества работы
(СЛАЙД 29)
1) Ширина плечевого шва должна быть равна 7 мм.
2) С лицевой стороны нет слабины ткани.
3) Строчка ровная, проложена по краю подгиба.
4) Влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
Устранение дефектов.
XII. Итог урока
1) Какое изделие мы начали шить? (Ночную сорочку.)
2) С чего начинают пошив изделия? (С обработки плечевых срезов запошивочным швом.)
Изготовление изделия мы продолжим на следующем уроке.
Оценки за урок (с выставлением в журнал и дневник)
Используемая литература
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.; В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Мерсиянова Г.Н., Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело, учебное пособие для 5 – 6 классов вспомогательной школы, М. : Просвещение, 1989.
3. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело 7 – 8, учебное пособие для учащихся вспомогательной школы, М. : Просвещение, 1993.
4. Как шить красиво: пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – М. : Мир, 1990.
15