Конспект урока «Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука».
Открытый урок
РАЗДЕЛ: «КОНСТРУИРОВАНИЕ И
МОДЕЛИРОВАНИЕ».
ТЕМА: «Измерение фигуры человека и запись мерок
для построения чертежа выкроек фартука».
ЦЕЛЬ: получение знаний, умений и навыков по измерению фигуры для построения чертежа фартука.
Задачи:
Образовательные
научить правильному измерению фигуры человека;
показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;
Развивающие
развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);
научить составлять описание модели фартука;
Воспитательные
воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации, воспитание чувства прекрасного.
Время урока: 90 минут.
Тип урока: комбинированный.
Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Наглядные пособия: эскизы фартуков с описанием, фартуки из ткани разнообразных моделей, художественная и изобразительная литература с видами фартуков.
Оборудование и материалы:
плакаты - “Мерки для построения чертежа фартука”, “Основные линии фигуры”, “Название деталей чертежа фартука”,
карта путешествия,
манекен,
сантиметровые ленты,
тесьма для опоясывания талии.
На классной доске выписаны термины: конструирование, полуобхват талии, полуобхват бедер, линии чертежа.
ХОД УРОКА.
1. Организационная часть (2 мин.)
Здравствуйте ребята! Добрый день Уважаемые гости!
Сегодня ребята мы с вами отправляемся в путешествие. С минуты на минуту к станции «Готовности» подходит поезд, на котором мы с вами отправляемся в путешествие по интересному разделу «Конструирование и моделирование изделия» в «Горд Мастеров». Но перед тем как нам отправится в путешествие мы проверим все ли участники присутствуют у нас на уроке
- проверка присутствующих учащихся;
- проверка готовности к уроку.
В классе все, мы можем отправится в путь.
2. Сообщение познавательных сведений (7 мин.)
Наш поезд прибыл на станцию «Хочу все знать».
Вопросы:
Какая бывает одежда по назначению?
Какую одежду, перечислите. Относят к бытовой?
Что значит нарядная одежда? Куда в ней можно пойти?
Что значит повседневная одежда?
Что значит домашняя одежда? А по правилам этикета халат и тапочки можно носит где?
Перечислите мне профессии людей, которые носят форменную одежду?
Производственная одежда, что это за вид одежды и как она подразделяется?
Как мы с вами сможем в магазине отличить продавцов от покупателей?
3. Сообщение познавательных сведений (7 мин.)
Итак, вы все правильно сказали. Мы с вами отправляемся дальше, и наш поезд прибывает на станцию «Историческая».
А ведь действительно фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники (демонстрация книги).
С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Вы поняли, что сначала передники носили мужчины, а потом стали носить и женщины. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.
И я вам говорила, что у нас на уроках технологии должна быть спецодежда. Какая и зачем? (ответ учеников).
Мы продолжаем путь и наш поезд прибывает на конечную станцию «Город Мастеров». В городе мы отправляемся на улицу «Портных».
Тема нашего урока сегодня «Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука».Наша с вами цель научиться снимать мерки, запомнить, где располагаются на человека основные линии фигуры, для того, чтобы мы смогли построить чертеж, а в дальшейшем сшить фартук для своих уроков технологии.
Изложение программного материала (36 мин).
Прежде, чем мы с вами приступим к изучению снятия мерок, давайте посмотрим, какие фасоны фартуков бывают.
На доске повесили эскизы - 4 разных фасонов фартуков. Давайте прочитаем их описание, и разберем, где что находится. Но на доске висит подсказка, как называются части фартука, ею можно пользоваться.
А сейчас мы с вами посмотрим готовые фартуки из ткани на наших манекенщицах. Кто такие манекенщицы?
(Демонстрация фартуков на девочках).
Давайте попробуем описать эти модели фартуков.
А теперь, я попрошу выйти Я. Кукшинову и надеть фартук Д. Лапаевой . Как вы думаете, почему на Яне “сидит” фартук не так, как на Даше? (Яна намного выше) (ответ учениц).
Вот поэтому, что все люди разные и нужно правильно уметь снимать мерки. Вот у нас есть такое изречение – “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру”, только тогда мы сможем правильно построить чертеж и сшить фартук на Яну.
Итак, открываем тетради, и записываем тему сегодняшнего урока: “Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука”.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Мерки снимают сантиметровой лентой.(запись в тетради)
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Давайте рассмотрим плакат “Основные линии фигуры” и запомним, где какая линия находится и как она называется.
Во время показа линии талии проводится физкультминутка.
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.
(После объяснения материала еще раз проговариваю с ученицами название основных линий фигуры в виде игры “Да, нет”. Показываю на манекене линию и называю ее. Дети отвечают “Да” или “Нет” в зависимости от правильности названных мной линий.)
В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.
Но есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Откроем страницу 126 учебника В.Д. Симоненко и прочитаем правила. (девочки читают вслух по очереди, учитель комментирует).
А теперь давайте посмотрим, как снимаются мерки на манекене. (Учитель показывает на манекене приемы снятия мерок, используя инструкционную карту: “Мерки для построения чертежа фартука”, а также по учебнику В.Д.Симоненко стр.54. учащиеся производят запись в тетрадь.)
5. Организация повторения по осмыслению усвоению материала (5 мин.).
Учащиеся проговаривают название мерок, и показывают, как надо снимать мерки на манекене.
6. Практическая часть (25 мин.) запись на доске.
Практическая работа “Снятие мерок”. Учебник В.Д. Симоненко стр.54
Последовательность работы:
1. Оформить таблицу.
2. Снять мерки и записать в таблицу. (Проводится парами. Если учитель видит, что учащиеся не правильно снимают, он еще раз показывает – проводиться текущий инструктаж).
3. Нарисовать выбранную модель фартука и составить его описание.
По ходу выполнения практической работы учитель проверяет правильность снятия мерок.
7. Заключительная часть (5 мин.).
Вопросы для закрепления нового материала:
1. Что нового мы узнали на уроке?
2. Что называют мерками?
3. Какие мерки нужны для построения фартука?
- Проводится анализ допущенных ошибок.
- Выставление оценок в дневники и журнал.
- Задание на дом - § 12, дорисовать модель и ее описание, к следующему уроку принести миллиметровую бумагу, линейку закройщика, чертежные инструменты.
- Уборка рабочих мест и мастерской.
Использованная литература:
Симоненко В.Д. Учебник “Технология” 5 класс
Русские народные сказки.
Книги по искусству с иллюстрациями.
15